Что такое agile и почему он нужен вашему большому бизнесу?
15 Июн 2015, 00:45

Что такое agile и почему он нужен вашему большому бизнесу?

Традиционное управление проектами похоже на движение лайнера по известному маршруту. Но всегда ли есть возможность предсказать и четко просчитать этот маршрут, если речь идет о выходе в новые просторы?

Традиционное управление проектами похоже на движение лайнера по известному маршруту. Но всегда ли есть возможность предсказать и четко просчитать этот маршрут, если речь идет о выходе в новые просторы? Да и стоит ли это делать в принципе?

Конечно, менеджеру проще работать в предсказуемых условиях. Ему удобно согласовать суть проекта, цель, этапы, сроки и стоимость на год вперед, а потом требовать его реализации согласно плану. Но тогда все, что способно повлиять на кумира под названием «план», будь то объективные сложности, будь то дополнительные возможности, воспринимается как форс-мажор. 

Лилия Горелая
СЕО OSDirect, член правления Всеукраинской Рекламной Коалиции

Agile — это подход к управлению проектами, в которых требования к продукту или сервису изменяются с нарастающей скоростью. Это проекты с высокой инновационной составляющей, а также проекты, являющиеся по своей сути новыми для заказчика и исполнителя.

Agile отличается от традиционного «лайнера» и скорее напоминает движение парусника, участвующего в регате. Оба плавсредства имеют право на жизнь. Просто они решают разные задачи разными средствами. Разберемся? 

Цель: поддержка статус-кво или прорыв

Крупная махина основную часть ресурса тратит на обеспечение собственного существования. Если вам важен процесс, а не результат, выживание бизнеса, а не новые горизонты — да, традиционное планирование вам в помощь.Если же вы идете на прорыв, намерены взорвать рынок или переформатировать его под себя — agile-проекты будут эффективнее.

Движение: эффективность в шторм и штиль

Лайнер может прекрасно двигаться в штиль. Единственное, что ему нужно для движения — топливо. В бизнесе топливо — это бюджет. Ваш бюджет.

Парусник зависит от ветра. Пусть изменчивого, пусть не всегда предсказуемого — важно, чтобы он дул. Современную ситуацию в украинском бизнесе можно назвать как угодно — только не штилем. Сверхзадача в этом случае — выстроить маркетинговую политику так, чтобы она требовала не дополнительных затрат, а позволила их сократить. 

Среда: борьба с сопротивлением или использование возможностей

Парусник не борется со средой. Он использует внешние факторы — ветер, течения. Agile также предлагает улавливать движения рынка и чутко реагировать на изменения. При этом, лайнер движется, преодолевая мощное сопротивление воды и ветра. Перекладывая на язык бизнеса — консерватизм внешней среды и системы. 

Команда: узкие специалисты или «универсальные солдаты»

Управление парусником требует от всех членов команды легкости, гибкости, универсальности. И готовности стоять на вахте ради общей цели. В Agile-проектах это позволяет видеть задачу комплексно и понимать цель каждому участнику. 

На лайнере же все четко знают свою роль, функции и иерархию. Даже пассажиры — и те «иерархичны», у каждого каюта своего класса. Сила и слабость традиционных проектов — в той же узкой специализации и иерархичности. 

Команда: узкие специалисты или «универсальные солдаты»

Управление парусником требует от всех членов команды легкости, гибкости, универсальности. И готовности стоять на вахте ради общей цели. В Agile-проектах это позволяет видеть задачу комплексно и понимать цель каждому участнику. 

На лайнере же все четко знают свою роль, функции и иерархию. Даже пассажиры — и те «иерархичны», у каждого каюта своего класса. Сила и слабость традиционных проектов — в той же узкой специализации и иерархичности. 

Балласт: гарантия устойчивости или досадная помеха движению

Вы когда-нибудь слышали, чтобы на паруснике было больше пассажиров, чем членов команды? Agile-проекты — это воплощение принципа парусников «все лишнее — за борт». В то время как лайнеру необходим балласт для создания «центра тяжести». Именно поэтому в любой компании есть сотрудники, которые полезного продукта реально не производят, но существуют для устойчивости системы.

Безопасность: спасательные шлюпки и выживаемость

Лайнер всегда обеспечен спасательными шлюпками, этого не отнять. Из-за уверенности в «золотом парашюте» сотрудники не готовы выходить за пределы своих функций. Кстати, вы ведь в курсе, что произошло со спасательными шлюпками на «Титанике»?

На самом деле, потопить парусник сложнее, чем крупный корабль. «Правильная» парусная яхта спроектирована так, что даже если ее захлестнет или опрокинет волна — она примет прежнее положение и поплывет дальше. 

Лоция: следовать маршруту или добраться до цели

Какова цель капитана лайнера? Доставить пассажиров и груз, следуя известному маршруту, давным-давно прописанному лоцманом. Какова цель менеджера в традиционном бизнесе? Составить бизнес-план и написать красивый годовой отчет. Даже если и команду, и пассажиров весь год мутило.

Парусник может менять курс, и его цель — дойти до определенного порта, а как именно — неважно. Решение принимаете только вы в процессе плавания. 

Время: точно в срок или как можно быстрее

Вы можете себе представить гонку лайнеров? А парусную регату? Вот-вот. От лайнера никто не ожидает рекордов. Даже если капитан и совершит невероятное, прийдя в пункт назначения раньше, ему может не найтись места в порту. Еще и инвесторы предъявят претензии за перерасход топлива.

Бюджет: большой и определенный или маленький и гибкий

Лайнер — это дорого. Он требует постоянных вливаний на поддержание формы и движения. На содержание парусника требуется гораздо меньший бюджет хотя бы потому, что он маленький. И компактный. Если он стоит — вы не платите за место в порту. Не пользуетесь — вытащили на сушу, разобрали, увезли. Нужно — запустили вновь «малой кровью». Agile-проекты такие же — они дешево запускаются и дешево сворачиваются.

Конкуренты: заклятые друзья или реальные соперники

Крупные компании скорее заинтересованы в поддержании иллюзии о конкурентности своего рынка, нежели в реальном соперничестве. Большинство инноваций вводятся с оглядкой на других участников. Иногда кажется, что тяжеловесы нужны друг другу даже больше, чем собственные клиенты.

Соперничество в регате — это не намерение утопить соседнюю яхту. После гонки участники могут вместе отметить ее окончание, обсудить возникшие проблемы и принятые решения. Но от старта до финиша каждый сражается сам за себя. И таким, на самом деле, должен быть здоровый бизнес.

Существует мнение, что Agile применим исключительно в диджитал-стартапах. Это не так: данные принципы отлично работают в крупных компаниях, например, при их выходе на новые рынки или внедрении дополнительных продуктов.  

Недавно с крупным клиентом запускали программу лояльности для конечных потребителей. С первой частью проекта — разработка концепции, механики, экономическая модель, ИТ-архитектура — мы справились в срок и вписались в бюджет. Пришла пора внедрения — тут все и началось. 

Дмитрий Вергун
Эксперт, консалтер, управляющий партнер Be Global

В компании изменилась оргструктура, подключились новые департаменты, появились дополнительные вводные и задачи, которых не было при заключении контракта.

Мы стали делить слона на кусочки, без которых следующий шаг невозможен и которые ведут к конечным целям. Например, не искали крупного ИТ-подрядчика, не объявляли тендер, не писали четкое ТЗ, не пускали его по кругу корректировок. 

А нашли маленькую группу разработчиков, прошли первые шаги, получили обратную связь. Выяснилось, что «в полях» все выглядит совсем иначе, поэтому откорректировали ТЗ и запустили разработку. Внутри команды были перепланированы зоны ответственности и постоянно поддерживалась обратная связь. Как только понимали, что некий участок выполнен и всем понятно «как это работает» — переходили к следующему мини-проекту.

Мы выявляли локальные вопросы и предлагали оцифровывать каждый, как отдельный проект, но все они были направлены на достижение стратегической цели — внедрения программы лояльности, которой бы пользовались потребители. Итого — программа запущена, механика работает, покупатели голосуют увеличением среднего чека и частотой покупок. Но это еще не конец. Наш проект усложняется с каждой итерацией и у него появился целый ряд дополнительных целей. Это конструктор: чем больше деталей — тем больше простора для творчества. 

Выводы

Значит ли все это, что компании должны отказываться от традиционных методов ведения проектов? Нет! Значит ли все это, что Agile можно применять в любой ситуации? Нет! Это разные инструменты, созданные под разные проекты. Есть колесный ключ, а есть отвертка для компьютерных болтиков. Делают, по сути, похожие вещи. Но разве кто-то может сказать, что эти инструменты взаимозаменяемы?

P. S. Каждый моряк, прежде, чем пойти в плавание на любом самом современном корабле, проходит обязательное обучение на паруснике. И это мудро. 

Расскажите друзьям про новость