25 Апр 2016, 10:32

Человек Лояльный, или Как превратить персонал в союзников?

Специалист DirectLoyal&CRM @OSD Group Богдан Роговченко очерчивает четыре главных проблемы вовлечения «фронтовиков», работающих напрямую с потребителем, в успех программ лояльности

Опыт подсказывает: если персонал на фронте не вовлечён в программу лояльности и не верит в её успех, она обречена на провал. Вот зоны, на которые следует обратить внимание в первую очередь.  

Богдан Роговченко
аккаунт менеджер DirectLoyal&CRM @OSD Group

Проблема #1. Отсутствие системы KPIs для сотрудников

Чтобы управлять процессом, его нужно уметь измерять. Для управления программы лояльности необходим набор KPIs, дающий возможность контроля состояния ПЛ в целом и результативности отдельных участников процесса. Более того, эти KPIs становятся ценностным ориентиром, «линейкой» для всех участников системы – и отдельных сотрудников, и целых подразделений. 

Именно работа над достижением целевых показателей по заданным KPIs становится целью каждого.  Мы чаще всего используем три показателя: доля чеков с картами, количество зарегистрированных карт, доля анкет с корректно и полно внесёнными данными. Конкретные целевые значения KPIs определяются в процессе сравнения и оценки результатов различных участников.

Правильное использование этих показателей поможет вам выявить слабые места в бизнес-процессах и усилить их. В оценке KPIs мы рекомендуем использовать «живые» цифры, а не просто эталонные значения по рынку, поскольку цифры, связанные с контекстом (подразделения, сотрудники) обладают значительно более высоким мотивирующим потенциалом.  

Единой универсальной «линейки» KPIs, которой можно оценивать результаты всего персонала, нет 

Богдан Роговченко
аккаунт менеджер DirectLoyal&CRM @OSD Group

Ваша «линейка» должна обеспечивать возможность сравнивать отдельных сотрудников, чтобы по результатам сравнения делать выводы. Следует отметить, что анализ и сравнение следует проводить между равнозначными элементами, такими, как соизмеримые подразделения либо сотрудники, которые выполняют одинаковые функции. 

Сравнивая достижения KPIs, мы создаем конкуренцию, вынуждая персонал двигаться вперёд.

Достижение / не достижение KPIs сотрудниками должно стать неотъемлемой частью принятия управленческих решений о вознаграждении, штрафах или увольнении. Вознаградив лидеров, а также определив и убрав «слабые звенья» цепи, вы дополнительно подстегнёте сотрудников к движению в правильном для бизнеса направлении – получения дополнительной прибыли с помощью программы лояльности. 

Проблема #2. Сотрудники не выполняют инструкции работы с ПЛ

В каждой программе лояльности есть набор инструкций и правил, которые определяют действия сотрудников в тех или иных ситуациях. Например, если взять ритейл, то сотрудник (кассир) должен знать правила программы лояльности, её механику, особенности, уметь выдавать и запрашивать карту, понимать алгоритм начисления и списания бонусов, и уметь предоставлять покупателям обратную связь по часто задаваемым вопросам. Довольно часто сотрудники полностью или частично не выполняют правила и инструкции или игнорируют их, что приводит к недовольству потребителей и негативным финансовым результатам.  

Существуют 2 основные причины, по которым сотрудники не следуют инструкциям: 

1. Незнание материалов


В случае, если сотрудники не знают инструкции и правила ПЛ, необходимо наладить систему обучения по торговым точкам и среза знаний. Мы практикуем проведение тренингов для персонала, результатом которых является выполнение сотрудниками инструкций работы с ПЛ и, что более важно, рост бизнес-показателей точки в среднем на 10-20%. Оптимальным интервалом для проведения обучения является 1 раз в квартал, для среза знаний – 1 раз в месяц.


2.
Несоответствие действий, описанных в инструкциях, возможностям персонала

Перед принятием решения о добавлении нагрузки персоналу необходимо проверить, выполнима ли она, а также является ли она must-have. Если от какого-либо действия персонала можно отказаться, например, с помощью автоматизации процессов – смело поступайте так. Чем меньше будет monkey job у персонала, тем выше будет уровень доверия и эффективности его работы.

Например, у сети автозаправочных станций WOG есть отдельный «День контактов», во время которого топ-менеджеры компании выходят работать на место пистолетчиков и работников торгового зала. Каждый такой день помогает найти пути оптимизации работы, что приводит к изменениям внутренних бизнес-процессов. 

Виталий Ткаченко, директор по маркетингу WOG, так прокомментировал результаты проведённого «Дня контактов» на одной из АЗС Киева: 

Главный вывод — необходимо сократить время с момента, как человек дал карту «Прайд» кассиру, до момента, как он получил чек. В этот промежуток человек нервничает, потому что мы тратим время на процедуры, которые можно сделать короче. Нам необходимо это время сократить, чтобы человек возле кассы проводил меньше времени. С другой стороны, нужно позволить оператору говорить с клиентом. Когда ты начинаешь говорить с клиентом, он недоумевает, но потом включается в разговор и уходит в хорошем настроении. Главная ошибка всех ритейлеров в том, что они заточены на продажу в текущий момент. Необходимо перестроиться, важно, чтобы человек уходил с хорошим настроением: он вернется и будет у тебя опять обслуживаться 

Виталий Ткаченко
Сооснователь Wenger&Tkachenko Firm

N.B.: Если вы видите проблему в соблюдении инструкций ПЛ, следует провести ревизию документов, поскольку причина может быть не в персонале.

 

Проблема #3. Нет связи результатов работы в ПЛ с материальной мотивацией

У большинства компаний существует множество материальных поощрений за продажу либо уровень обслуживания клиентов, однако редко можно встретить компании, мотивирующих за выполнение и достижение KPIs по программе лояльности. Как результат – персонал не «драйвит» вашу программу. 

Мы рекомендуем своим клиентам внедрить систему мотивации по всей вертикали сотрудников: руководителя, управляющего торговой точкой, старшего супервайзера, линейного персонала. Если у вас есть система KPIs программы лояльности, вы достаточно легко можете привязать к ним систему мотивации персонала. 

Людей мотивирует сравнение с людьми, которые делают аналогичную работу, а не с абстрактными ориентирами 

Богдан Роговченко
аккаунт менеджер DirectLoyal&CRM @OSD Group

Мы практикуем введение соревновательных механик для персонала. Базой для проведения соревнований является сводная таблица с результатами за определенный период, например, следующего формата: «У официанта №1 по результатам месяца 85% прокатанных карт, а у официанта №2 – только 45%». 

Наш опыт работы с программой работы ресторанного бизнеса TARANTINO family наглядно демонстрирует, что соревновательные механики мотивации при относительно небольших затратах могут коренным образом улучшить бизнес-показатели.

Не менее, чем материальная мотивация, важна и правильность донесения ценности программы для сотрудников. Основной акцент необходимо делать на выгодах, которые будут получены при корректно работающей программе: увеличение среднего чека, частоты покупок участников программы лояльности, что позволит компании направить больший объем финансовых ресурсов на мотивацию персонала. Очень важно доносить данную информацию для персонала в личной коммуникации, попутно предоставляя обратную связь по любым вопросам.  Электронная почта и инструкции должны дополнять информирование, а не выступать единым каналом донесения информации. 

Проблема #4. Отсутствие общения с персоналом «на фронте»

Нередко команда программы лояльности оперирует только сухими цифрами отчётности и «не слышит» информацию от персонала, что приводит к глобальным бизнес-неудачам и снижению уровня вовлечения и веры персонала в программу. Без налаженной системы внутренней коммуникации у компании нет возможности отслеживать потребительские инсайты и адаптировать программу в соответствии с ними. 

Мы рекомендуем проводить регулярные воркшопы даже с проверенными, опытными сотрудниками. Взаимодействуя с потребителями напрямую, сотрудники замечают скрытые инсайты, которые нельзя получить при проведении обычных исследований или фокус-групп. Незначительные, казалось бы, улучшения на основе инсайтов могут кардинальным образом повлиять на эффективность проводимых активностей. 

Например, какое-либо из полей регистрации нового участника может быть слишком сложным для заполнения или вызывать отторжение у потребителя. Если система коммуникации построена правильно, информация об этой недоработке должна поступить в проектную команду в течение нескольких часов и результат в виде довольных новых клиентов не заставит себя долго ждать. 

Для победы в битве за клиента не обязательно предоставлять максимальную по отрасли заработную плату, важно быть лидером по количеству внимания, уделённого собственному персоналу, работающему на фронте 

Богдан Роговченко
аккаунт менеджер DirectLoyal&CRM @OSD Group

Глобально, все усилия по работе с собственным персоналом нацелены только на одно – создание и укрепление веры в то, что они делают.  Этим людям мы доверяем свой самый ценный актив – наших клиентов. И если мы хотим, чтобы нам доверяли наши клиенты, то сначала в нашу программу лояльности должны поверить наши сотрудники. 

Non aliter.

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео