Бренд в голове: ТОП-3 задачи бренд-менеджера
24 Июн 2016, 13:26

Бренд в голове: ТОП-3 задачи бренд-менеджера

Инструментарий удачного брендинга. Часть 1.

Вот уже 20 лет как я занимаюсь бренд-менеджментом. Но понимание того, как в трех словах рассказать, что это такое, и объяснить чем, собственно, должен заниматься бренд-менеджер, мне далось далеко не сразу. И, думаю, не только мне :). Более тесно с этим вопросом я столкнулся год назад, когда начал преподавать брендинг и консалтинг в Университете культуры будущим пиарщикам и рекламистам. 

Вадим Пустотин
директор бренд-консалтинговой компании «Следопыт», преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы [kmbs]

Так, на стыке встреч с профессионалами, а, с другой стороны, будущими маркетологами, у меня возникла идея сделать а-ля книгу по бренд-менеджменту. С не энциклопедическими, а нашими, украинскими, кейсами и действительно проверено работающими инструментами. MMR эта идея понравилась — и мне выделили авторскую колонку.

Мой первый материал — о главных задачах бренд-менеджера и инструментах, помогающих их решить.

Бренд живет в голове людей. Отсюда, бренд-менеджмент – это решение трех задач:

  1. Попасть в головы большого количества своих покупателей.
  2. «Окопаться» в головах людей, занять в них свое место.
  3. Не дать выбить себя из голов людей конкурентам.

Для решения каждой задачи существует свой набор инструментов. В некоторых случаях инструменты пересекаются.

Попасть в головы людей — значит сделать так, чтобы вас заметили, запомнили и «положили» в нужную ячейку памяти. Человек в большинстве случаев покупает то, что знает. Знание – первый «этаж» для покупки. Например, на рынках продуктов питания в среднем 8 из 10 покупок совершается из марок, о которых человек слышал еще до прихода к полке. Если вы не хотите опираться только на импульсные покупки, вам нужно попасть в головы этих восьми из десяти человек.

Как? Несколько инструментов, без которых сложно обойтись: 

  • Уникальный флагманский продукта/услуга (бренд может проникнуть в головы людей только через конкретный продукт, который играет роль магнита).
  • Простота продукта (о нем легко и интересно рассказывать другим).
  • Имя, которое строит ассоциации с тем, что уже есть в голове потребителей.
  • Внешние признаки, по которым вас узнают на полке (цвет, символ бренда, фирменный паттерн и др.)

. 

Вторая задача – создать идентичность бренда, заложить устойчивые позитивные ассоциации с брендом. Эти ассоциации могут развиваться и частично меняться. 

Бренд живет в головах людей в виде двух основных видов ассоциаций – «картинки» (образы) и слова (вербальные ассоциации). Те, у кого сейчас в управлении есть бренды, спросите сами себя прямо сейчас: «Какие визуальные образы и слова (обещания?), связанные с моим брендом, находятся в голове большинства его покупателей?»

На тренингах по бренд-менеджменту столкнулся вот с чем: очень многие, нередко даже весьма знаменитые бренды, зацепились за головы людей только 1-2 устойчивыми ассоциациями. А это – на грани фола. Из-за этого им приходится больше тратить денег на рекламу. 

Несколько инструментов для решения второй задачи бренд-менеджмента:

  • Четкий эмоциональный фокус бренда.
  • Серийность продукта, формирование ассортиментных линеек в нужных бренду ценовых  сегментах.
  • Правильные месседжи, которые формируют нужные ассоциации (позиционирование и коммуникационные сообщения – не одно и то же) 
  • Визуальные образы / key visuals, подходы к рекламе и упаковке, которые не меняются годами (сколько лет Marlboro использовал ковбоев? Сколько лет мы видим мальчика на упаковке Kinder Chocolate? )
 

Третья задача бренд-менеджера – не дать конкурентам выбить себя из головы покупателей. Архи-сложная задача. Наша с вами память состоит из сотен тысяч ячеек, каждая из которых отвечает за какую-то категорию. Одна ячейка – для шоколада, вторая – для юридических компаний, третья – для авто среднего класса, четвертая – лаки для волос. И так почти до бесконечности.

Правда состоит в том, что в голове одного человека в одной ячейке на уровне актуальной памяти – той самой, которая срабатывает в момент выбора и покупки – находится не больше 3 торговых марок. Каждая новая марка, входящая в топ-3, выпихивает из памяти людей кого-то, кто был у них в голове до этого.

Как удержаться?

Несколько хорошо работающих инструментов:

  • Создание своей категории, в которой вы становитесь первым (при создании новой категории очень важно выбрать устойчивый и в идеале растущий целевой сегмент).
  • Re-framing – дословно — выход за пределы рамок. По сути, смена системы координат, в которой вас рассматривает потребитель. Показ себя под новым углом зрения.
  • Стратегический рестайлинг и стратегический ребрендинг.
  • Ко-брендинг.
  • Система новинок, закрывающая потребности людей в удобстве, комфорте.
  • Приемы жесткого бренд-менеджмента.

 

Расскажите друзьям про новость