25 Сен 2007, 21:00

Большие компании как борцы сумо

Жизнь борца сумо аскетична и нелегка. Чтобы получить пожизненный титул Йокодзуна бойцам приходится от многого отказываться, жить под постоянным строгим контролем. За 300 лет всего 50 бойцов удостоилась этого титула

Большие компании как борцы сумо

Жизнь борца сумо аскетична и нелегка. Чтобы получить пожизненный титул Йокодзуна бойцам приходится от многого отказываться, жить под постоянным строгим контролем. За 300 лет всего 50 бойцов удостоилась этого титула.Большие компании, как никто другой, похожи на борцов сумо. Они обретают титул Лидера, только постоянно вступая в схватку с другими.Настоящие лидеры сражаются красиво. Это происходит потому, что компании-сумоисты заботятся не только о своем физическом здоровье, но и понимают важность создания и поддержания определенной репутации. В статье рассказывается о том, чем стиль ведения бизнеса в больших компаниях похож на японскую национальную борьбу сумо.№1 В сумо нет такого плотного контакта тел, «навалов», захватов и зажимов, так что опасность повреждения груди и других органов минимальна. Его можно назвать джентльменским видом спорта, где плутовство является недопустимым поведением для бойца. Согласитесь, и в бизнесе указать место сопернику, не унизив его — это благородство и мастерство лидера.Яркий пример такой стратегии продемонстрировала компания-сумоист Microsoft, заключив альянс с компанией Oracle, которая долгое время была одним из главных конкурентов компании Билла Гейтса на рынке систем управления базами данных. Этому событию, произошедшему в 2003 году, предшествовала череда громких обвинений и курьезных ситуаций с попыткой купить мусорное ведро у двух уборщиц и обидные высказывания главы Oracle Ларри Эллисон, который не упускал возможности назвать Microsoft "приговоренным монополистом" (употребляемое Эллисоном слово convicted (приговоренный) в данном контексте звучит как русское "осужденный" с ударением на "у"). Как утверждают аналитики The Financial Times, этот союз позволил Oracle избежать технологической изоляции, не потеряв собственного достоинства и увеличить стоимость акций.Но большие компании не всегда готовы работать в тандеме. Чаще всего это связано с типом рынка, на котором работает компания, уровнем и масштабами конкуренции, бизнес-политикой игроков рынка и прибыльностью своего бизнеса. Чем ожесточеннее конкуренция на рынке, тем более изощренные методы борьбы применяют противники. От открытых приемов они переходят к закрытым.Такой метод использовала компания SUN Interbrew, озвучив особым образом фильм Федора Бондарчука «9 рота». Целевой аудиторией 20-минутного фильма, который создавался для «поднятия боевого духа», были торговые агенты, супервайзеры, начальники торговых отделов и директора по продажам т. е. те, кто работает с клиентами «в поле», продавая продукцию компании. Фильм был явно обращен против компаний-конкурентов и в частности компании BBH (ТМ "Львівське" «Славутич», Tuborg, Carlsberg, Foster’s «Балтика», «Арсенал», «Хмільне», Pepsi, 7UP). Самыми показательными фразами из фильма были:1. — Вы торговые представители? Я буду вашим супервайзером, и обеда у вас не будет! Пока служебные «девятки» не получили, за моим «Фордом фокусом» шагом — марш! (Сцена, когда главные герои сидят возле самолета перед вылетом во Вьетнам).2. — Это ты что ли раньше в «Балтике» работал?- Так точно!- А почему же ты сюда поперся, сынок? Сидел бы там… в «Балтике». Глядишь бы, транспортом заниматься стал.- Выделили товарищ супервайзер в компании SUN Interbrew очень хороший центр обучения: сначала я буду торговым представителем, потом супервайзером, потом территориальным менеджером, потом региональным менеджером, а потом региональным директором.- Выучил что ль?- Конечно, выучил! Но если не справлюсь — обратно в «Балтику» уйду. (Далее последовал удар в живот. Сцена построения взвода перед началом учебных занятий и знакомство с командиром).3. — Правило номер раз — умнее супервайзера только территориальный супервайзер.Фильм был показан сотрудникам SUN Interbrew в 2006 году. Он не был размещен на сервисах с видеоконтентом, но, безусловно, и компания BBH и компания Heineken, имя которой тоже упоминалось в фильме, видели этот фильм и в свою очередь показали его своим сотрудникам. Цель была достигнута. Фильм выполнил свою главную функцию «поднятия боевого духа» для всех трех компаний!№2Находясь на дохё-дамари (поле боя), участники соревнований должны вести себя достойно, не допускать грубых выражений, чтобы не ущемлять чувств окружающих. Это поведение лидера. Такую позицию заняла компания IBM, одержав победу над Sperry Rand. Год за годом IBM занимала все большую и большую часть рынка: сначала 60%, потом 70%. Люди стали называть компьютерную отрасль «Белоснежкой и семью гномами». Первая серьезная атака на крепость под названием IBM была предпринята в начале 70-х как раз одним из «номов». Но вместо серьезного сражения получилось подобие боя под Балаклавой в 1854 году, потому что нельзя победить, повторяя шаги лидера. Почему-то компании никак не могут себя это уяснить. Они пытались узнать, что и как делает IBM. Чтобы потом сделать то же самое.№3Отсутствие весовых категорий нередко приводит к тому, что на ринге встречаются явно не равносильные партнеры. Хотя техника борьбы играет немаловажную роль, но чаще последнее слово остается за борцом с большей массой. Возглавляют список участников борцы 5 высших рангов с пожизненным титулом Йокодзуна (абсолютный чемпион).В бизнесе, чтобы получить титул Лидера компаниям-сумоистам необязательно сражаться в высшей весовой категории, достаточно быть первым в своей. Компании, имеющие вес и обладающие превосходной тактикой в своей отрасли выходят победителями даже несмотря на то, что все время тратят силы, принимая вызов со стороны других бойцов.Например, Гарвардская школа бизнеса (ГШБ) не только сформировала рынок школ бизнеса; по прошествии 90 лет она сохранила за собой звание самой успешной и самой уважаемой торговой марки на этом рынке. Из стен этой школы вышло не одно поколение блестящих руководителей. Она служит неиссякаемым источником новых знаний по теории управления и пользуется авторитетом в академических и деловых кругах. Гарвардская школа бизнеса наглядно показала миру, что такое MBA и сделала этот продукт основой весьма прибыльного бизнеса.Почему ГШБ не легко вытеснить за пределы дохе-дамари? Со стороны все легко и просто: обеспеченная солидным доходом организация с богатыми традициями. Она отвоевала прочное место на рынке не только благодаря интуитивной прозорливости. Ее руководители концентрировали свои усилия на поддержании блеска и репутации вверенной им торговой марки, качестве продукта и поддерживали тесную связь со своей клиентской базой со дня зачисления клиента в студенты школы и на протяжении последующей жизни.№4В жизни борцу сумо приходится много от чего отказываться, ограничивать себя в удовольствиях. Даже частная жизнь сумоиста находится под неустанным контролем наставника ояката (тренера) и Ассоциации сумо. Боевой вес сумотори в разгар карьеры составляет 130-170 кг. Такую массу не так-то просто набрать. Японцы разработали продуманные техники, позволяющие обмануть природу и накопить много веса. Если мышечная масса накачивается посредством постоянных длительных тренировок, то наращивание жира — заслуга особой диеты, к примеру, сумотори должен принимать пищу (тянко) только два раза в сутки. Такая тщательная подготовка борца дает ему преимущество на поле боя.После войны пивная промышленность пережила тревожный период. Маркой №1 был Schlitz. Но ситуация изменилась. Появились новые сорта пива. Budweiser — стал новым «королем пива». Половинчатых усилий было явно не достаточно. Лидерство захватывала то одна марка, то другая. Пара дополнительных миллионов долларов на рекламу могли перевесить соответствующую чашу весов.В 1957 году Budweiser снова завоевал лидерство всего на 1,5%, и больше его не терял. То, что раньше представляло собой скачки с равными по силе участниками, обернулось для одного из них полным разгромом. Свое первенство Budweiser сохраняет и сегодня: продаж пива Budweiser в 20 раз больше, чем Schlitz. Этот пример дает нам понять, что если одна сторона занимает высоту и при этом обладает запасом энергии, песенка другой спета.В сумо считается, что преимущество в массе — еще не преимущество в бою. Как говорилось ранее, в этом виде боевого искусства нет весовых категорий, и в одной схватке могут бороться друг с другом противники с разным весом. Но стоит признаться честно, что тот, кто имеет большую массу, как в прямом, так и в переносном смысле, имеет больше шансов на победу. Вершина всегда одна, и ее занимает сильнейший.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео