Любой организатор мероприятий может построить собственную систему продажи билетов. Что, если вскоре эти системы заменят билетных операторов? И есть ли в Украине тенденция отказа от услуг билетных операторов организаторами в пользу собственных решений продаж? С другой стороны, конкуренция среди операторов также сильна. Как меняются коммуникационные стратегии операторов в существующих условиях и как изменятся в возможных условиях двойной конкуренции? Поговорили об этом с Concert.ua, Karabas.com и Kontramarka.ua.

Наблюдается ли в Украине тренд отказа от услуг билетных операторов организаторами в пользу собственных решений продаж?

Это общемировой тренд и следствие роста eCommerce и доступности технологий (билетных систем), покрывающих базовые функции продажи билетов. Организаторы находятся в постоянном поиске решений повышения своей эффективности и оптимизации затрат. Это нормально. 

Более того, сам Concert.ua появился благодаря тому, что в 2010 году компания VIRUS Music написала билетный сервис V-Ticket для обеспечения онлайн-продажи билетов на собственные мероприятия (к тому моменту это было более 100 тыс. билетов в год). Увидев потенциал и запрос на сервис со стороны коллег-организаторов, мы вывели билетный бизнес в самостоятельную единицу. Так в 2012 году появился Concert.ua. 

Такой путь выбирают некоторые промоутеры на многих рынках. А бывает и наоборот — билетный оператор становится организатором событий. 

Во-первых, я не могу сказать, что тенденция отказа от услуг операторов усиливается. Всегда так было: какую-то часть билетов организаторы пытались реализовывать самостоятельно, но это незначительный процент от общей доли ритейла. 

Во-вторых, мы говорим о том, что сегодня организация продаж билетов представляет большую развернутую инфраструктуру, которая в себе заключает логистику и маркетинг, тесно переплетенные между собой. Для того, чтобы реализовывать билеты системно, необходимо иметь в штате профильных специалистов: от системных администраторов до digital-маркетологов. Не говоря о том, что в целом нужно иметь сильные технические наработки.

Отказ организаторов от услуг операторов тянет немало финансовых затрат на проведение промокампании, которую мы обеспечиваем путем взаимодействия со всеми нужными подрядчиками и/или напрямую предоставляем за минимальный процент от продаж. Лучше отдать 10% билетному оператору, чем потратить 50% для привлечения одного клиента. 

Когда к нам приходит клиент, он получает полный спектр услуг, а поскольку все наши клиенты — топовые компании — мы заказываем очень много наружной рекламы. Для этого у нас есть свое рекламное агентство, которое обеспечивает наших клиентов рекламными площадями на длительный период промокампании. Реклама, хорошая клиентская база, digital, правильно оформленные целевые продажи — мы гарантируем нужный всплеск первых продаж.



Что если билетных операторов заменят системы продажи билетов, разработанные организаторами?

Можно попробовать допустить такую мысль. Но для того, чтобы это делать в тех объемах, которые необходимы, организаторам нужно создать рядом с собой полноценное агентство, которое будет отвечать за digital, PR, маркетинг. Дельта, которую платят билетному оператору сегодня, ничтожно мала по сравнению с тем, какие затраты необходимы для создания собственной инфраструктуры. 

Существуют мероприятия с повышенным спросом за счет очень популярного артиста или небольшого зала. Это те случаи, когда организаторы могут экономить, используя только техническую платформу, не используя дополнительный маркетинг. Но глобально отток в самостоятельные продажи не происходит.

Организатор может полностью переходить на использование билетной системы, когда он:

  • вкладывает ресурсы в непрерывное повышение экспертизы в eCommerce (в том числе и в digital-рекламе);
  • поддерживает и улучшает сайт (SEO, UI/UX);
  • работает над брендом организатора, повышает его узнаваемость и доверие;
  • готов к кризису (отмены и переносы, DDoS-атаки, сбои в инфраструктуре и прочее);
  • гарантирует безопасность транзакций;
  • обеспечивает поддержку клиентов (help-центр);
  • регулярно проводит свои события.

И даже в том случае, когда все это выполняется, за очень редкими исключениями у них будет тот клиент-зритель, который точно знает, чего хочет (находится в поиске конкретных мероприятий).

Билетные операторы уже перестали быть лишь билетными операторами. Они становятся соорганизаторами событий, занимаются организацией ивентов «под ключ», предоставляют свои услуги в направлениях маркетинг, менеджмент, реклама. Например, у Kontramarka.ua есть свой лейбл, который сотрудничает с украинскими артистами и не только. Обращаясь к билетному оператору, организатор имеет больше выгоды, нежели когда попробует все сделать самостоятельно. 





Как меняются ваши коммуникации в условиях конкуренции между собой и как изменятся в возможных условиях отказа от ваших услуг?

Гарантия эффективных продаж — для нас лучшая реклама. Мы наладили и систематизировали работу за 6 лет так, чтобы, обращаясь к нам, у организатора не осталось потребности заниматься этим самостоятельно. 

У каждого события своя аудитория, соответственно, свои каналы коммуникации. Есть события, где хорошо работает наружная реклама, а есть такие, где основной упор делаем на digital. Все очень индивидуально, потому Kontramarka.ua предлагает комплекс услуг для организатора для максимально эффективного сотрудничества, ссылаясь на индивидуальный подход и опыт. 

Коммуникация с клиентом у нас идет по четырем направлениям: наружная реклама и digital-кампании самого бренда, digital-кампании конкретных ивентов, PR, а также непосредственное общение со зрителями в нашем контакт-центре. Наиболее эффективным сейчас являются digital-каналы коммуникации. 

С декабря 2018 года мы запустили информационную кампанию «офіційні квитки», в рамках которой не только информируем зрителей о методах защиты от действий мошенников, но и предлагаем инструменты проверки подлинности билетов. Задача нашей информационной кампании показать, что электронный билет надежен и безопасен: покупая у официальных операторов, вы ничем не рискуете.

Мы по-прежнему работаем над брендом и увеличением его знания, непрерывно повышаем эффективность сайта, экспериментируем с каналами трафика, запускаем имиджевые кампании волнами, сотрудничаем с дружественными брендами, выступаем для многих организаторов digital-агентством и предоставляем им услуги консалтинга. 

Но если ситуация примет такой оборот, когда мы как билетный оператор будем отрезаны от ощутимой части рынка билетов, будем вынуждены усилить другой свой бизнес и составить организаторам конкуренцию в борьбе за контракты с артистами на право проведения концертов и других событий. 

Сейчас мы проводим не так много событий, как могли бы. Подходим к выбору взвешенно и обдуманно, представляя концерты различных жанров для различной аудитории (шоу MONATIK на НСК «Олимпийский», тур MONATIK стадионами Украины, концерт «Бумбокс» на Арт-заводе «Платформа», Rhye в Bel Etage, Armin van Buuren в МВЦ, а также Beth Hart во Дворце «Украина» и некоторые другие).



Автор: Елизавета Пальчинская