12 Фев 2008, 20:27

Белорусский легионер

Либеральный руководитель, PR-специалист с географическо-рекламным прошлым, директор по корпоративным связям Международного автомобильного холдинга «Атлант-М» в Украине Юля Кажарская о том, как можно работать на компанию более четырех лет и все время куражиться

Белорусский легионер

Либеральный руководитель, PR-специалист с географическо-рекламным прошлым, директор по корпоративным связям Международного автомобильного холдинга «Атлант-М» в Украине Юля Кажарская о том, как можно работать на компанию более четырех лет и все время куражиться. Неспешно рассказывая о профессиональных «приключениях» белоруски в Украине, Юлия ненавязчиво и искусно погружает слушателя во всю глубину собственной деятельности и ее значимость для себя самой, ее компании и общества. А начиналось все в 2003 году, когда подающего надежды молодого белорусского специалиста пригласили участвовать в масштабном росте холдинга в Украине. А именно управлять его коммуникациями путем создания четкой и понятной структуры — службы управления коммуникациями. Сама Юлия называет 2003 год годом формирования целей и задач компании: «Если каждое коммерческое отделение имеет свои службы маркетинга, некоторые — свои службы PR, то сквозного управления репутацией холдинга как огромной структуры не было. Поэтому мы пытались выкристаллизовать саму суть нашего бренда, и каково его место в огромной паутине из наших предприятий, которые расположены от Тюмени до Бреста, и от Питера до Днепропетровска. Мы искали очень четкое позиционирование холдинга, постоянно сверяя его со стратегией, которая в то время уже была понятна и ясна, сформирована». Поиск путей коммуникаций с внешней средой длился два года. Работа началась со сбора и систематизации всех данных о холдинге, был создан ресурс в Интернете. Затем было принято решение заявить о том, что холдинг пришел в Украину, и это сильный игрок, открытая и порядочная компания. Юлия вспоминает, что изначально была идея пригласить потенциальных партнеров к себе (например, банки, страховые компании, с которыми было желание работать, прессу, которой можно было очень много рассказать). Или, как вариант, заявить о себе простой рассылкой. Ведь, несмотря на сильные позиции компании в Беларуси и России, здесь о ней в то время никто ничего не знал. «В итоге было принято решение не форсировать события и не суетиться. У нас есть ресурс в Интернете. Если кто-то что-то будет спрашивать, то мы отправим туда, пожалуйста, тут вы можете все узнать о нас. А вот как собрать тех людей, которые нам важны, как сделать так, чтобы страна поняла о том, что мы пришли сюда работать серьезно, что мы надолго, как можно заинтересовать нами. Ответа два: вы можете быть интересны если полезны, или если вы представляете угрозу. Нам подходит только первый вариант. Мы с удовольствием им пользуемся до сих пор. А тогда мы решили начинать не со слов, а с дел — не говорить о социальной пользе бизнеса, а реализовывать социальные проекты. Первым был проект создания в Крыму самого сложного мультипитчевого маршрута для скалолазания в СНГ на г. Шаан-Кая. На первопрохождение были приглашены акционеры, топ-менеджмент холдинга, деловая и автомобильная пресса», — делится госпожа Кажарская. Так, представители компании вместе с журналистами поехали все вместе учиться лазать по горам и открывать этот маршрут. В Крыму, без галстуков и протоколов была представлена стратегия быстрого роста компании. Реакция на нее со стороны прессы была бурная. «Очень многие были в шоке, потому что мы взяли и открыли свою стратегию, показали все: как мы считали, на какие данные опирались, какие технологии использовали, как будет развиваться рынок, какой у нас оптимистический прогноз, какой у нас пессимистический прогноз, какую нишу мы собираемся занять, за счет чего. Рассказали, как будем работать с конкурентами, показали буквально по годам и по месяцам, сколько у нас будет открываться предприятий, сколько у нас будет работать сотрудников. Мы открыли масштабную и амбициозную стратегию. Есть ли опасения открывать это? Абсолютно никаких. Это такая фишка холдинга — если мы не дерзнем заявить, то мы не будем куражиться. Мы сами себе бросаем вызовы. Это очень здорово подстегивает», — убеждена Юлия. Действительно, в Крыму атмосфера была удивительная. «Сидит генеральный директор, региональный управляющий, с которым ты, фигурально выражаясь, только что слез с горы. И при этом вы, ударив друг друга по плечу, говорите об очень серьезных вещах: о структуре автомобильного рынка, о тенденциях мирового автопрома, о выходе на IPO, о private placement. Такая искренность тогда сработала на все сто — нам стала понятна и близка пресса, прессе стало понятно, кто мы и чем мы полезны. Так наладились простые и честные отношения со СМИ, которыми мы очень дорожим. А еще мы все гордимся нашими крымскими проектами, которые стали традиционными. Каждый год они разные, но задача у них одна — сделать действительно полезное для Украины дело», — рассказывает она. Сама Юлия считает такое выведение компании «в свет» очень большим достижением: «У нас не было ни одной рекламной кампании, мы коммуницируем с информационным полем рынка исключительно при помощи PR-инструментов, WEB-ресурсов и социальных проектов. Сейчас работа с прессой — понятное и обычное занятие для всех директоров, собственников. Они открыты, это их козырь и огромное преимущество. Совершенно открытые люди, которые не боятся учиться, не бояться пробовать. Которым не стыдно сказать «мы этого не знаем». Им стыдно сказать «мы этого не хотим знать». Такая восторженность поражает, но едва ли может восприниматься без скепсиса». Обратив внимание на мое неоднозначное восприятие ее слов, Юлия тут же оговорилась: «Я сама человек довольно циничный. Часто смотрю по сторонам и думаю, может, это мы сами придумали, что мы такие классные? Надо с чем-то свериться, с Гринвичем хотя бы J. Но если сравнить скорость качественного роста холдинга с подобными компаниями, если почувствовать силу общности «Атлант-М», то станет понятно, почему у нас расправлены плечи. Объективно говоря, холдинг — очень цельная,четкая и сильная структура. И это в большей степени благодаря как раз вот этой идеологии открытости и лидерства управляющей верхушки». От географа к пиарщику Прежде чем стать полноправным участником процесса создания цельного холдинга выпускница Белорусского государственного университета (географический факультет, специализация «Туризм и краеведение») немало времени уделила профессиональному поиску себя. «Мое окончание университета пришлось на довольно сложные времена в жизни всех постсоветских стран — это было начало 90-х. То есть развал, ларьки, денег нет. После университета я какое-то время не работала, растила сынишку. В конце концов, поняла, что для того чтобы нормально растить ребенка, нужно и самой быть в стабильном состоянии. К тому времени я поняла, что аспирантура, о которой я мечтала, не даст мне никаких возможностей и права выжить. Люди моего возраста, как раз в это время закончившие вузы, были в надломе, в постоянном поиске. Каким-то волшебным образом получилось, что практически все ушли в рекламу. И меня потянули туда же. Мне предложили работу в очень сильном в то время (и сейчас, что радует!) рекламном агентстве «Форте». Это было локальное агентство, от которого потом отпочковалось Bates Saatchi, (агентство Primary, позже и Grey)», — рассказывает о своем первом месте работы директор по коммуникациям «Атлант-М». Середина 90-х характеризовалась всплеском очень качественной белорусской рекламы (она и сейчас очень высокого уровня). А на то время агентство, в котором работала Юлия, просто стало «грести призы». «У нас единственных, по-моему, до сих пор первое место в Каннах. Это был конкурс Young Creative. Golden Dram, Порторож, Лондон — это все первые, вторые, третьи места нашего агентства», — перечисляет достижения первого работодателя Юлия. Работая на позиции копирайтера (обязанности: разработка идей, написание текстов, концепций, осуществление промоушенов и презентаций с огромными сценарными планами для «Атлант-М», «Фольксваген», «Кока-кола», BAT, Audi, крупных строительных компаний), начинающий рекламист имела возможность учиться у очень хороших наставников — воспитанников школы советской журналистики высокого уровня, директоров агентства Жанны Павловой и Виктории Писаренко. «Я до сих пор им очень признательна, потому что и видеть научили, и чувствовать научили, и работать на совесть научили. Рынок стремительно развивался, работы было очень много. Мы задыхались. Но от нас ждали отличного результата в точные сроки. Это была очень жесткая и очень эффективная школа», — не без восторга описывает Юлия работу в агентстве «Форте». Проработав в рекламе пять лет и чрезвычайно прибавив в мастерстве, сегодняшняя героиня Profile очень устала от агентской работы. «Произошел обыкновенный пятилетний надрыв. Ты чем-то занимаешься очень серьезно, ответственно, глубоко, работаешь, работаешь… А работа в агентстве — это вообще стремная работа. Практически без выходных. Практически без ночей. А у тебя ребенок. В какой-то момент начинается истерика. Оп, надо остановиться, подумать. Я около двух лет не выходила в офис на работу, занималась фрилансом. Были работы и по копирайту, и по сценариям, и по промоушн. Средства позволяли спокойно существовать. Я была в свободном полете. Свободный полет тоже дал свой результат», — поведала о вехах профессионального взросления Юлия. Результатом стало то, что, работая самостоятельно, волей-неволей получаешь опыт управления и понимание картины бизнеса — сам за все отвечаешь, сам себе и менеджер, и исполнитель, и финансист, и бухгалтер, и так далее. Такая организация собственной деятельности формирует ответственность. «Ты знаешь, что если сегодня ты не напряжешься и проспишь или проешь за котлетами какую-то встречу, то у тебя через месяц там не будет доходов. При этом появилась свобода во времени, свобода в перемещении. Я могла отбросить то, что мне было в тягость, покапризничать и выбрать то, что мне действительно по душе. Мне кажется, такая практика полезна любому человеку», — не без иронии отмечает Юлия. Но потом, спустя какое-то время динамичному человеку Юлии Кажарской стало скучно пребывать в ровном состоянии. Она интуитивно ожидала какого-то пинка на качественно другой уровень, чувствовала, что что-то должно произойти. Так и произошло. Когда «Атлант-М» приобрел компанию «Интеркар Украина» и вышел на новый рынок, топ-менеджменту компании стало очевидно, что и управление надо тоже переводить в этот регион, потому что регион имеет большой потенциал. Стал вопрос о создании корпоративного центра. В корпоративном центре обязательно должен был быть человек, ответственный за коммуникации, за бренд. Эту должность предложили госпоже Кажарской, которая в свою очередь поняла, что это то, что ей нужно. «Это очень здорово перейти от работы с клиентами со стороны агентства, на обратную позицию — клиента агентства. Ты очень четко знаешь, как поставить задачу агентству, чтобы оно нашло именно то решение, которое тебе нужно», — констатирует она сегодня. Привычные дела Рабочий день Юлии начинается с просмотра прессы за завтраком дома. У нее нет фиксированного времени прихода в офис, это просто утро. Более того, она может и вовсе не приходить на работу. Такое тоже бывает. Как поясняет Юлия, это не обязательно, потому что есть телефон, есть почта, посему можно легко работать удаленно. «Я не думаю, что люди, которые занимаются коммуникациями, могут позволить себе, допустим, не читать. Поэтому если мои коллеги или подчиненные хотят день почитать книги, то я это только приветствую. Нельзя терять связь со временем, надо «ловить» знания. Тем более людям, которые занимаются коммуникациями. Нельзя не сходить на выставку, нельзя не сходить на концерт. Лучше пусть он не ответит на несколько писем, но я знаю что письма, на которые он будет отвечать, прочтя эту книгу, послушав этот концерт или посетив эту выставку, будут более компетентны», — делится секретами главный пиарщик «Атлант-М». Если же день все-таки более-менее традиционен, в первой половине дня Юлия направляется в офис. Своей машины у нее нет, поэтому добирается она на такси, или на общественном транспорте. Причем, она заставляет себя часто ездить в метро, чтобы представлять, чем живут люди, на что они смотрят. «Я не думаю, что подземкой надо пренебрегать. Наша целевая аудитория и там находится. Иногда стоит проехать в трамвайчике, чтобы не терять чувства города, это тоже важно», — убеждена несостоявшийся географ-краевед. Далее почта, решение вопросов, занесенных в деловой календарь… Текущая работа Юлии Кажарской — это ежедневные коммуникации с прессой. Мониторинг новостей всех предприятий холдинга, работающих в Украине, или же тех, которые работают в Беларуси и России. Это обязательно мониторинг всех веб-ресурсов предприятия, событий, которые происходят в Украине. Связь с непосредственным директором, связь с коллегами региональными, потому что у компании очень много проектов, которые завязаны на весь холдинг, в том числе и длительное планирование, и какие-то оперативные вопросы. «У нас сейчас рекламная концепция разрабатывается в Москве. Это тоже создает свои сложности. В планировании, бюджетировании, в переговорах, в новых проектах. Поскольку холдинг большой, международный, то приходится ездить в командировки», — делится специалист по коммуникациям. В завершение разговора мы попросили Юлию заполнить собственную виртуальную профессиональную доску почета. Она на нее поместила социальные проекты холдинга — ее теперешнего работодателя. «Особенно блистателен последний. Мне не стыдно срывать аплодисменты. Это «Риф «Атлант-М» — проект, который совместил в себе очень интересные задачи. Проект есть на сайте, все открыто», — в заключении беседы сказала Юлия Кажарская. Анкета Дата и место рождения: г. Владимир, Россия. Образование: БГУ, Минск. Географический факультет. Профессиональная биография: 1995-2000 гг. — РА «Форте», копирайтер, Минск. С 2003-го по с. д. — «МАХ Атлант», директор по корп. связям. Стиль менеджмента: гибкий. Хобби: книги, активный туризм, музыка. Любимая книга: «Охота на Снарка» Л. Кэрролла. Отзыв коллеги Жанна Павлова, директор рекламного агентства Salmon DDB (Беларусь) «Креатив» употребляют, кому не лень, для связки слов, из-за нехватки времени, интеллекта и т. д. Почти, как мат. В некоторых профессиональных кругах его намеренно избегают. Мне тоже больше нравится слово «творчество». Емкое и абсолютно конкретное. Одно дело — рекламный сленг creative, и другое — творческий человек. Это — не профессия. Это — «Помазанник Божий». С одним из них мне повезло работать. Первый же рекламный опыт Юлии Кажарской на ниве копирайта — 100% попал и в продукт, и в аудиторию. То, чего многие добиваются трудом, изучением маркетинга и рекламы, далось этой улыбчивой и энергичной девочке с косичками за… одну ночь. Подумалось, случайность! Но это происходило регулярно! С завидным постоянством! Подобных проектов было не перечесть. Для белорусских, зарубежных компаний, в рамках локального белорусского агентства и затем сетевого. Практически весь шарм и уникальность присутствия «Фольксваген» и других брендов на рынке Беларуси в наше время — заслуга Юлии…



Расскажите друзьям про новость

Новое видео