27 Янв 2014, 07:29

Андрей Шпаков, SOCAR Energy Ukraine, о премиум-оффере для сформированного рынка

Представительство азербайджанской нефтяной компании SOCAR работает в Украине с 2008 года.

Андрей Шпаков, SOCAR Energy Ukraine, о премиум-оффере для сформированного рынка

Представительство азербайджанской нефтяной компании SOCAR работает в Украине с 2008 года. А с 2009 года SOCAR Energy Ukraine развивает в нашей стране сеть АЗК. Андрей Шпаков, директор департамента маркетинга SOCAR Energy Ukraine, рассказал MMR об особенностях их позиционирования и продвижения.

 

Ваши заправки отличаются от коллег по рынку более ухоженным видом, что дает ощущение позиционирования luxury на средний+ и высокий потребительские сегменты. Так ли это и почему родился именно такой образ топливных станций?

К моменту, когда мы вплотную подошли к реализации проекта под названием SOCAR Energy Ukraine, очевидной стала необходимость придумать что-то такое, что могло бы выделить новую сеть АЗС на уже сформированном добрым десятилетием рынке. Проведя исследование, мы пришли к выводу, что, как ни странно, на современном украинском рынке нефтетрейдинга отсутствует премиум-оффер. Вклиниваться в мощный эшелон с очередным дисконтером означало быть как все, быть не интересным, быть не эмоциональным и т. д. Необходим был достаточно качественный рывок в сторону клиентов, ожидания которых отечественный ритейл не оправдывал. Так, собственно, родилась идея, затем сформировался вектор развития нашей сети, а "luxury" — это уже явилось следствием проделанной работы.

Что до "ухоженности" — здесь все напрямую зависит от менталитета людей, которые формируют и представляют компанию. Не может у интеллигентного гостеприимного хозяина дом не соответствовать его внешнему облику. Наши автозаправочные комплексы, в первую очередь — наше лицо. Как мы должны встречать наших клиентов? Относиться с почтением и радушием нужно к каждому человеку, выбор которого останавливается на бренде SOCAR.

 

Это украинская история или АЗК SOCAR в Азербайджане такие же? Это от восточного стремления к блеску и роскоши?

SOCAR — это уникальное современное явление. В нашем случае подход к сетевому бизнесу не имеет права на унификацию. Она (унификация), с одной стороны, во многом упрощает бизнес-процессы, но, с другой стороны, она же и обезличивает бренды. Поэтому, что касается уникальности SOCAR — то, с учетом локализации, мы его несколько адаптируем под местный рынок. Здесь учитываются менталитет, традиции, покупательская способность, ожидания, окупаемость. Да и много еще чего.

Украинский SOCAR единственный и неповторимый, в своем роде. В Азербайджане он другой, необходимый и достаточный для рынка Азербайджана, в Румынии — третий, в Швейцарии — четвертый. Там он кардинально отличается от всего SOCAR в привычном восприятии, например, для украинского потребителя.

Если говорить о восточном стремлении к блеску и роскоши, то, на мой взгляд — это просто стереотип. Например, вычурные резные формы в камне и дорогие конструкционные материалы в архитектуре стран Востока — скорее продиктованная климатом необходимость.

 

Опишите автомобилиста-пользователя SOCAR?

Это современный человек, который исследует мир. Он шагает в ногу со временем, иногда даже опережает его на шаг, а то и на два. Этот человек открыт для новшеств, ему интересно все, что связано с понятием "прогресс". Что до возраста, пола, уровня дохода — пусть этим занимаются скучные статисты.

 

Вы запустили мобильное приложение SOCARLEVEL. Какое количество клиентов его установили, как распределяется процент закачек между Android и iOS? Какова частота пользования и ваши ощущения — потребитель созрел или это скорее задел на будущее и способ быть в авангарде?

Говоря о SOCARLEVEL, стоит подчеркнуть, что это мобильное приложение абсолютно уникально в своем роде. Оно является очень современным и функциональным продолжением и дополнением бонусной программы LEVEL, которую мы запустили в августе 2013 года. Мобильное приложение SOCARLEVEL позволяет участникам программы лояльности LEVEL обходиться без карты-идентификатора в момент расчета за топливо, товары и услуги на АЗК "SOCAR". Другими словами, вы весь свой бонусный бумажник и свою карту "носите" в мобильном телефоне.

В мобильном приложении отображаются ближайшие к вам АЗК "SOCAR", новости компании и истории транзакций по бонусной карте. Также клиент может провести регистрацию своей карты и добавить еще несколько бонусных карт. Скачать SOCARLEVEL можно в App Store (для операционной системы iOS), а также в Play Market (для операционной системы Android).

Говорить сухим языком статистики не очень хотелось бы, но если так необходимо, то скажу, что более 10% всех активных участников программы LEVEL используют указанное мобильное приложение. Android пока опережает по количеству закачек.

Мы уже давно не мыслим себя без удобных мобильных девайсов, с которыми мы, к счастью или к сожалению, слились воедино. И, если это явление воспринимать как данность, полагаю, что создание фирменных мобильных приложений продиктовано этим и является необходимостью. Это ни в коем случае не задел на будущее. Будущее будет иным. Мы же видим, насколько быстро в современном мире развиваются технологии!

 

Вы одна из немногих компаний, у которых есть РА (дизайн-бюро) inhouse. Почему пошли по этому пути?

Сложный, а зачастую бессмысленный процесс общения со сторонним РА превращает ожидаемый результат в довольно призрачную форму и отсутствие желаемого результата. Дизайн-бюро в нашем случае — это наша команда, часть нашей компании, которая воплощает в жизнь наши общие идеи и проекты. Доносит их до конечного потребителя, так сказать, без искажений.

 

Какие планы по экспансии и новым сервисам на 2014 год?

С 2014 года мы собираемся присутствовать еще в ряде регионов Украины, где до нынешнего времени нас не было.

Что касается новых сервисов, то, во-первых, мы ежедневно совершенствуем нашу бонусную программу. В этой связи IT-специалисты создают новые программные продукты, которые позволяют более тесно контактировать с приверженцами нашего бренда, отвечать им знаками взаимной симпатии, если хотите.

Во-вторых, мы готовим ряд проектов АЗК, аналогов которым в Украине нет. Сегодня идем сложным, но верным путем проведения сертификации. Что это будут за проекты, я сказать пока не могу. Интрига должна сохраняться до момента старта.

Перегреть ожидания рынка, если можно так выразиться, мы не боимся, потому что от идеи до реализации в SOCAR всегда проходит меньше времени, чем где бы то ни было.

 

За кем из коллег по рынку вам интереснее всего наблюдать и почему? Кто является бенчмарком в мировых масштабах?

Разумеется, законы маркетинга подразумевают проведение анализа деятельности рыночных игроков. Наверняка необходимо контролировать не просто тенденции, а собирать детальную информацию с мониторингом цен, условиями от поставщиков, рекламными проявлениями, кадровой политикой и т. д. Почему я не назову сейчас ни одного украинского оператора? Потому что мы хоть и в рынке, но прочно занимаем сегодня свою нишу.

Мы формируем тенденции сами и это не самолюбование. SOCAR развивается по собственной модели. Это, повторюсь, абсолютно новое видение бизнес-процесса.

Эталон для каждого свой. Это очень субъективные вещи. Здесь, как в живописи или музыке — о вкусах спорить бесполезно. 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео