«Прежде всего, мы ориентировались на мировые тренды — простоту и удобство»: интервью с маркетинг-директором OLX о ребрендинге
19 Май 2020, 15:10

«Прежде всего, мы ориентировались на мировые тренды — простоту и удобство»: интервью с маркетинг-директором OLX о ребрендинге

Вроде бы совсем недавно все перестали подпевать нашумевший хит «Slando став OLX», как OLX презентовал ребрендинг. Зачем это компании с высокой узнаваемостью? Почему именно в карантин? Что стоит за таким смелым логотипом? MMR представляет эксклюзивное интервью с Алексеем Ломоносовым, директором по маркетингу OLX Украина и Центральная Азия.

Зачем бренду с высокой узнаваемостью понадобился ребрендинг? Это желание модернизировать наскучивший глазу потребителя логотип? Или какие-то другие цели преследовали?

Знакомый вам бренд способствовал достижению бизнес-целей Группы OLX на глобальном уровне в течение 11 лет. Сейчас OLX находится на новом этапе развития. Мы стремимся предлагать нашим пользователям больше — вдохновлять и давать им возможность реально изменить свою жизнь к лучшему здесь и сейчас, а также сделать OLX «умным выбором» для всех. Новый бренд позволяет нам более эффективно достичь данной цели. Он олицетворяет то, кем мы являемся, и открывает нам больше возможностей предлагать новые продукты и услуги, понятные и доступные каждому.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

К тому же, за внешней оболочкой проходят технические изменения, которые не видны на первый взгляд, но позволят в будущем предоставлять улучшенный клиентский опыт нашим пользователям.

Почему решили презентовать ребрендинг именно во время карантина?

Влияние карантина на поведение и ожидания клиентов и бизнеса значительны. Но наша главная цель остается неизменной. Она, как всегда, заключается в том, чтобы помогать пользователям OLX находить лучшие решения. 

Мы стремимся предлагать нашим пользователям больше — вдохновлять и давать им возможность реально изменить свою жизнь к лучшему здесь и сейчас, а также сделать OLX «умным выбором» для всех.
Алексей Ломоносов
директор по маркетингу OLX Украина и Центральная Азия

Проект ребрендинга начался задолго до карантина. И мы не хотели откладывать ребрендинг, так как считаем, что обновленная платформа поможет пользователям вести бизнес онлайн, совершать покупки, найти работу более эффективно. Для нас важно помочь нашим клиентам в такие трудные времена, как сейчас.

Наша задача, как всегда, остается в том, чтобы дать украинцам лучший способ для купли-продажи своих вещей, поиска работы, недвижимости или авто. В ситуации карантина и новой реальности после него, я уверен, мы все еще больше оценим удобство и простоту новых решений в обновленном продукте.

В видео ребрендинга говорится, что «OLX став OLX». Понятно, что это отсылка к уже ставшей крылатой фразе «Slando став OLX». Мне показалось, что голосом делается акцент на букве O, которая в новом логотипе значительно больше той же X. А L воспринимается как вертикальная черта. Какая идея в это заложена?

Концепция smart choice легла в основу ребрендинга, и мы подчеркнули это в лого.

В новой айдентике, в частности и в логотипе, отражается обновленная философия платформы — возможность широкого выбора и стремление площадки помогать пользователям принимать разумные решения. Концепция smart choice легла в основу ребрендинга, и мы подчеркнули это в лого. В нем нет акцента на одной букве или на ее размере, поскольку логотип динамичен.

За счет динамики он визуализирует постоянное переключение между множеством вариантов — всеми теми нужными, редкими, уникальными вещами и услугами, которые можно найти на OLX. 

В этом плане О и Х можно воспринимать как альтернативные варианты, а L между ними — как разделитель этих вариантов. Можно дать волю своей фантазии.

Сколько занял процесс ребрендинга — от зарождения идеи до ее презентации?

Глобально проект ребрендинга занял почти два года и включал в себя изучение всех способов взаимодействия бренда с пользователями. В начале проекта команда, которая работала над ребрендингом, посетила почти все регионы, где представлена компания. Проводили уличные интервью, а также фокус-группы с пользователями OLX, чтобы оценить их восприятие компании и бренда. В исследованиях и фокус-группах также принимали участие сотрудники компании.

После начала разработки цикл качественных и количественных исследований стал стандартным подходом в каждом регионе. Это помогло «подвергать стресс-тестированию» концепцию по мере ее развития и получать ценную обратную связь от клиентов — улавливать локальные нюансы в отношении формулировок, форм и общей привлекательности всей идеи.

Мы проверяли новые идеи и получали обратную связь на всех этапах проекта. Мы также постоянно оценивали результаты, чтобы обеспечить оптимальный клиентский опыт. В результате у нас сильный бренд, уникальный и запоминающийся.

Глобально проект ребрендинга занял почти два года и включал в себя изучение всех способов взаимодействия бренда с пользователями.

Что касается географии, то Южная Африка стала первым рынком, на котором был проведен ребрендинг в 2018 году. За ним последовали Пакистан, Индия, Индонезия и все наши латиноамериканские рынки в 2019 году.

В конце марта ребрендинг был проведен в Казахстане. Эта страна была первой в нашем регионе. В апреле-мае 2020 года OLX провел ребрендинг и в других европейских странах: в Болгарии, Португалии, Румынии, Польше. И, конечно же, в Украине.

Глобально OLX Группа инвестирует около 1 млн долл. США в ребрендинг, что свидетельствует о приверженности компании рынкам, на которых она представлена.

Как выбирали агентство, которое вам поможет с ребрендингом? Почему не популярные Banda, Fedoriv? Вы провели тендер? 

Ребрендинг проводится не локально, а в рамках международной кампании, во всех странах, где присутствует OLX Group. Поэтому компания разработала айдентику нового бренда с помощью и поддержкой креативных партнеров DesignStudio — международного агентства, специализирующегося на брендинге и дизайне. Они хорошо известны своим уникальным подходом к проектам, действительно погружаются в работу компании, причем в процессе тесно взаимодействуют не только с маркетинговыми командами, но и с другими основными стейкхолдерами — с продуктовой командой, менеджментом и HR. 

В Украине под локализацию мы работали с командой Saatchi&Saatchi. Мы рады, что они стали неотъемлемой частью нашего проекта по ребрендингу. Мы брифовали и общались в процессе с несколькими агентствами, но именно Saatchi&Saatchi почувствовали концепцию глубже всех. Ведь задача была не просто перевести, а найти тот смысл, который бы отражал как глобальное позиционирование, так и локальные инсайты.

Сколько вариантов логотипа вам изначально предложили? Было ли сложно выбрать финальный?

Для нас логотип — это лишь часть всего проекта.

Мы не занимались разработкой логотипа и айдентики / фирменного стиля. Эта работа была проведена глобально — для всех рынков, где мы присутствуем как OLX. Насколько я знаю, было несколько вариантов логотипа. Но для нас логотип — это лишь часть всего проекта. Вся айдентика должна дополнять дух ребрендинга, поэтому простота, лаконичность и демонстрация выбора — то, что закладывалось в брифе и отлично отображается новым лого.

Считаете ли новый логотип смелым? Отмели ли более радикальные варианты?

Да, я считаю такое изменение достаточно радикальным. Один из самых тяжелый вопросов — как перейти от цветного логотипа к одноцветному и не превратиться во что-то скучное и монотонное. И решение было найдено через несколько вариантов цвета лого. У нас есть несколько основных цветов бренда, кроме графитового. И все они могут использоваться как основной — в определенном сочетании с другими.

Далее за логотипом у нас есть много новых элементов в айдентике. Это и новый динамический шрифт, в котором буквы О и Х меняют свою толщину в тексте, и определенный паттерн в макетах, который отображает те же О L X, и новый Tone of Voice. Главное — они очень гармонично дополняют друг друга, и составляют большой арсенал для создания различного контента. Так что — не лого единым.

Глядя на ваш ребрендинг, вы хотите, чтобы люди, в первую очередь, испытывали какую эмоцию?

Наш новый бренд — уверенный, немного провокативный, предоставляющий умные решения и помогающий пользователю в его задаче. Для нас важно предложить как покупателям, так и продавцам, соискателям, работодателям, бизнес-пользователям и другим нашим пользователям осязаемые и быстрые решения, чтобы они могли улучшить свою жизнь, быть более успешными. Здесь и сейчас.

Мы хотим, чтобы они почувствовали уверенность в своих действиях, ощутить радость от найденного решения в тот самый момент, когда это решение найдено.

Мы хотим, чтобы пользователь чувствовал, что он сделал умный выбор.

Ваш новый слоган — «OLX ЗНАЙ ДЕ». Я здесь прослеживаю два смысла «на OLX я смогу найти все, что мне нужно» и я «знаю, где находится OLX (в интернете). Правильно ли я считываю заложенный посыл?

Все верно. В этом слогане заложено два смысла. И если первый вы абсолютно верно угадали, то второй близко, но не совсем точно. Идея, заложенная в слоган, отражает вышеупомянутую концепцию «умного выбора». Только это выбор, сделанный самим пользователем. Второй смысл как бы подсказывает — «где искать? конечно же на OLX». По сути, это про то, что какая бы задача ни стояла перед пользователем — продажа авто, поиск работы, поиск мастера по установке натяжных потолков и покупка дивана — он смог ее решить с помощью OLX.

Для многих OLX давно стал платформой, где люди находят то, что им необходимо, что улучшает их жизнь.

Продавцы и покупатели, соискатели и работодатели, предприниматели — для всех OLX является глобальным ответом на их запросы.

Чем платформа стала удобней для пользователя? Какой новый клиентский опыт он получит?

Ребрендинг стал отправной точкой для изменений в будущем. Кардинально продукт мы не меняли, но внедрили изменения, направленные на улучшение клиентского опыта. Для нас было важно сделать платформу проще и удобнее. Многие решения не видны сразу, так как находятся «под капотом». Но некоторые уже сразу бросаются в глаза, особенно нашим постоянным пользователям. Например, мы изменили навигацию в мобильном приложении на базе Andriod — разработали панель для быстрого перемещения между сообщениями, обновлениями и профилем на телефоне. Сейчас этот клиентский опыт унифицирован как для мобильного web, так и для приложений на обоих платформах (iOS, Android). Еще несколько примеров — результаты поиска теперь можно сортировать сразу на странице. Или моя любимая фича — темная «тема» в приложении. Выглядит отлично!

Ребрендинг крупных брендов часто сопровождается массовым хейтом. Иногда этот хейт громче восторгов. Как будете реагировать на это в публичном пространстве? И будете ли?

О да! Кажется, у нас есть такой национальный вид спорта — массовый хейтинг. Мы полностью готовы к этому. В первые дни после релиза мы видим, что поднялась волна комментариев по поводу дизайна и цветов. Некоторый функционал может быть непривычен для пользователей. Но опыт других рынков показывает, что это все достаточно быстро утихает. Пользователи начинают пользоваться приложением / сайтом и ощущают удобство.

Для себя мы оцениваем эффективность через набор бизнес-показателей и через большую группу показателей микро-конверсий. Пока оба набора показывают, что мы не упали в пользовании, а даже приросли в новых пользователях и новых моментах использования продукта. Например, у нас существенно возросло использование чата внутри платформы. Мы и раньше стимулировали пользователя не выходить за пределы чата (в том числе по соображениям безопасности). Теперь это поддерживается и с помощью UX.

Еще есть такой известный феномен — комментарии оставляют в основном недовольные пользователи. Те, кто доволен продуктом, просто продолжают им пользоваться.

Опыт других рынков показывает, что средний рейтинг приложения в Google Play восстанавливается примерно через месяц-полтора. Но те, кто ставил 4-5 звезд, не пишут ничего. А те, кто ставил 1-2 звезды, оставляли большинство комментариев.

Масштабные изменения в компании часто провоцируют появление отзывов, будь то хейт или восторженные комментарии. Мы осознаем это и в то же время понимаем, что платформе в Украине нужно идти в ногу со временем, и ребрендинг — это толчок к тому, чтобы сделать OLX еще более удобным, современным и полезным. Мы считаем, что новая айдентика и новое позиционирование успешно справились с этой задачей.

Заметили ли вы радикальные изменения в поведении потребителей в e-commerce во время карантина? Или все началось задолго до него?

В масштабном исследовании McKinsey & Company эксперты среди основных трендов выделили рост цифровой экономики и изменение покупательского поведения. Карантинные меры существенно повысили уровень продаж в онлайн во всем мире. Согласно данному исследованию, в начале апреля 13% потребителей в Европе впервые запланировали покупку онлайн.

В Украине мы также наблюдаем структурные изменения: значительный рост как среди новых пользователей — активное вовлечение аудитории старше 50 лет в онлайн, так и в определенных категориях товаров, таких как продукты питания и садовый инвентарь (+178%), сад и огород (+124%), товары для спорта и отдыха (+96%).

Наши категории и трафик следуют за спросом — мы подхватываем его: как на обычные сезонные товары (велосипеды, шины/диски весной), так и изменившиеся из-за карантина (поиск работы в определенных профессиях —логистика, продавцы; поиск запчастей для авто; падение запросов по краткосрочной аренде квартир).

Каких результатов должен достигнуть OLX, чтобы вы посчитали ваш ребрендинг успешным? К примеру, повышение узнаваемости/доверия к бренду? 

Наверное, самый общий показатель — это уровень пользования нашей платформой. Он формируется как бизнес-показателями (трафик, уровень конверсий в полезные действия), так и эмоциональным восприятием нас пользователями. И здесь для нас ключевой показатель — доверие к бренду. Согласно исследованию Edelman Trust Barometer, доверие к бренду также важно как качество, стоимость и удобство при принятии решения о покупке. А сейчас это актуально как никогда.

А какие для вас успешные примеры ребрендинга? И по каким критериям меряете этот успех? Назовите несколько локальных и мировых примеров.

Поскольку ребрендинг платформы происходит не только локально, но и во многих странах, где есть OLX Group, прежде всего, мы ориентировались на мировые тренды — простоту и удобство. Ведь именно эти характеристики позволяют продукту предоставлять своим пользователям лучший клиентский опыт. 

Если говорить про глобальные кампании, мне очень нравится пример Pepsi в 2008 году. Бренд стал более лаконичным и выстроил вокруг себя целую систему из образов / бренд-элементов. Из локальных брендов я впечатляюсь «Моршинской». Постоянное обновление себя и разговор с различными аудиториями на их языке — это действительно достойно уважения.

Помимо ребрендинга, какие планы у компании на 2020 год? 

В сердце OLX — люди. Поэтому наш основной приоритет — развитие и поддержка пользователей, а также улучшение сервиса для клиентов. Мы на ежедневной основе работаем с малым и средним бизнесом и хорошо знаем, с какими вызовами он сталкивается в текущей ситуации. Именно поэтому весной мы внедрили ряд инициатив, цель которых помочь не только успешно преодолеть рецессию, но и открыть новые возможности. Для категорий бизнеса, которые наиболее затронул кризис, OLX предоставляет скидки на платные размещения и пакеты. Мы также планируем в ближайшее время запустить бонусную программу со скидками на размещение рекламы.

Кроме того, чтобы помочь МСБ, а также тем, кто ищет возможности дополнительного заработка онлайн, OLX запустил серию бесплатных вебинаров о переводе бизнеса из офлайна в онлайн. Вебинары анонсируются на нашей странице в Facebook и открыты для всех желающих.

Текущая ситуация подчеркнула важность и актуальность дальнейшего развития одной из ключевых наших услуг — OLX Доставка. Эта услуга делает покупку не только удобной и комфортной, но и обеспечивает безопасность онлайн-транзакций в интернете, как для покупателя, так и для продавца. В первой половине весны доставка только в пределах 5 крупных городов — Киев, Харьков, Одесса, Днепр и Львов — увеличилась на 30%.

С точки зрения продукта (как приложения, так desktop/mobile версии сайта) мы постоянно развиваемся. Параллельно на платформе проходит множество тестов на удобство или по новому функционалу. Так что уверен, что сможем ждать еще больше полезных фич.

Сейчас в тренде быть sustainable. Доносите ли какие-то месседжи в контексте этого тренда? Если да, зачем это вам?

В основе всего — философия умного выбора.

С OLX многие мечты и планы становятся реальными и доступными: стильное обновление гардероба, дизайнерское свадебное платье, современное авто, уютный интерьер квартиры, интересное хобби или незаменимая в быту электроника. При этом можно жить полной жизнью, не отказывая себе в удовольствии покупки, но оставаться в тренде разумного потребления.

В основе всего — философия умного выбора. Согласно исследованию Группы OLX, более 967 тыс. тонн потенциальных выбросов углекислого газа не попали в атмосферу в 2019 году благодаря тому, что миллионы людей по всему миру давали новую жизнь вещам с помощью платформы OLX. А украинские пользователи за прошлый год, покупая и продавая б/у одежду и электронику, помогли предотвратить потенциальные выбросы CO2 в количестве более 42 тыс. тонн. Это тот вклад в защиту окружающей среды, который по силам каждому из нас. 

Миссия OLX в одном предложении.

Миссия OLX – помогать вам находить решения, которые улучшают жизнь.

По сути, это определяет всю нашу стратегию — вдохновляет на маркетинговую коммуникацию, влияет на выбор наших приоритетов как бизнес. Это отражается и внутри компании — на что мы, как сотрудники, всегда сможем опереться, о чем можем рассказывать истории.

Расскажите друзьям про новость