18 Сен 2014, 10:25

4 мифа о брифах

На просторах Уа- и Рунета сложилось несколько мифов по поводу клиентских брифов:

4 мифа о брифах

Если обратиться с вопросом «Что такое бриф?» в «Википедию», то мы увидим такое объяснение: «Бриф (от англ. Brief — инструкция, сводка) — краткая письменная форма согласительного порядка между планирующими сотрудничать сторонами, в которой прописываются основные параметры будущего программного, графического, медийного или какого-либо иного проекта».

То есть если говорить простым языком, то бриф — это документ, в котором заказчик формулирует все свои предпочтения, идеи и мысли о своем проекте для исполнителя. На основании этой информации исполнитель может подготовить начальную оценку проекта, «вилку» сроков и стоимостей. От того, насколько точно сформулирован бриф, зависит, насколько точным будет понимание исполнителем нюансов предстоящего проекта и насколько выполненная работа будет соответствовать ожиданиям заказчика. Но не все верят в брифы.

На просторах Уа- и Рунета сложилось несколько мифов по поводу клиентских брифов:

  1. Брифы клиентам не нужны

  2. Брифы раздражают клиентов

  3. Клиент не должен заполнять бриф самостоятельно

  4. Бриф не отражает ожиданий клиента

 

Попробуем разобраться в мифах и опровергнуть их.

Итак, первый миф: брифы клиенту не нужны

 

Насколько ожидания клиента могут быть оправданы, если исполнитель будет делать проект по своим ощущениям от разговора с клиентом, не уточнив у него, все ли он правильно понял? Ведь в процессе производства любого проекта каждое неправильно переданное слово или фраза может превратиться в катастрофически неправильно сделанный результат.

Чтобы максимально избежать проблемы испорченного телефона, когда задача от аккаунт-менеджера передается на словах, необходим бриф, описывающий желания клиента. Без этого документа после завершения работы над производством проекта очень сложно будет вспомнить, что именно задумывалось вначале, и сложно будет сравнить результат с начальной задачей. Кроме этого, бриф помогает клиенту структурировать свои мысли перед стартом проекта, а иногда даже позволяет по-новому взглянуть на задачу.

Миф второй: брифы раздражают клиентов

 

Представим, что вы пришли в автосалон, который продает все возможные марки и типы автомобилей. Вы подходите к менеджеру и задаете вопрос: «Меня интересует цена машины, которая может ездить». После такого вопроса, если вы пришли к профессионалам, вы не получите цену, потому что профессиональный менеджер пока не знает, на что вы рассчитываете. Он будет уточнять у вас, какой бренд авто вас интересует, для каких нужд вам необходимо это авто, на каком топливе вы предпочитаете авто, с каким салоном и т.д. Эти вопросы не будут вас раздражать, потому что вы прекрасно понимаете: если вы не ответите на них, вы не получите автомобиль, который максимально вам подходит.

Если клиент заинтересован в качественном результате, который будет оправдывать его ожидания или даже превышать их, то он будет готов ответить на все ваши вопросы без всяческого раздражения. Главное, чтобы эти вопросы были понятными и лаконичными.

Поэтому если вы клиент, у вас есть проект, но вас раздражают профессиональные вопросы исполнителя, задумайтесь, нужен ли вам этот проект. Ведь без хорошо описанного желания результат может быть совсем не таким, каким вы его представляете.

Миф третий: клиент не должен заполнять бриф самостоятельно

Чтобы избежать искажения начальной информации, клиент должен заполнять бриф самостоятельно, потому что только в таком случае он сможет делать это в непринужденной обстановке, без отвлекающих факторов, какого-либо стеснения и сможет потратить на это столько времени, сколько ему необходимо. Если же бриф будет заполняться на первой встрече, то, скорее всего, на заполнение будет потрачено недостаточно времени, исполнитель не будет подготовлен к встрече, и в результате время уйдет на плохой результат.

Конечно, в работе над брифом важно и личное общение. Клиент, поставленный перед необходимостью сформулировать свои мысли и желания в брифе, в какой-то момент может просто не найти подходящих слов, в то время как в личной беседе он сможет донести свои мысли не только вербально, но и через эмоции. Но для наиболее конструктивного обсуждения это необходимо делать уже после того, как исполнитель прочтет бриф и будет понимать, о чем говорит клиент.

Миф четвертый: бриф не отражает ожиданий клиента

Этот миф появился из-за того, что большая часть брифов, которые получают клиенты, одинаковы, содержат тонны вопросов, в которых клиент не разбирается и на которые он хотел бы получить ответы от компании, к которой он обращается. Поэтому клиентский бриф должен быть лаконичен и содержать в первую очередь вопросы, которые клиент знает лучше всего, то есть вопросы о его бизнесе и задаче.

Чтобы решить все эти проблемы, Ассоциация продакшенов Centrifuge подготовила унифицированные брифы, которые содержат самые важные вопросы, содержат минимум технических вопросов, разделены на два типа — «Производство веб-сайтов» и «Производство мобильных приложений» — и позволяют максимально структурировать задачу.

Артур Поворин, директор и управляющий партнер Forforce

Расскажите друзьям про новость

Новое видео