Мифы — это часть IT-сферы. Но сказки о программистах и дизайнерах уже приелись, а позиций в компаниях прибавилось. Новые заблуждения расцвели в областях, где работа ведется на стыке нескольких дисциплин. Особенно досталось продакт-дизайнерам. Их или путают с другими специалистами, или просто не понимают.

Сергей Лукьянов, сооснователь и Head of Design международного EdTech-маркетплейса для изучения иностранных языков Preply, объясняет, кто такие и чем занимаются продакт-дизайнеры.

Миф 1. Продакт-дизайнер — просто дизайнер

Слишком обобщать нельзя. Ключевая задача продакт-дизайнера — решать проблемы пользователя и продукта. Чтобы этого добиться, нужно быть не только специалистом, но и генералистом, профессионалом с познаниями в нескольких сферах.

Придется погрузиться в поведенческую психологию, UI и UX, аналитику и много чего еще. Роль продакт-дизайнера — курировать развитие интерфейсов, юзабилити и вид продукта, учитывая бюджет и поставленные задачи. 

Миф 2. Продакт-дизайнер — почти продакт-менеджер

Еще одно нездоровое упрощение. Чтобы его не допускать, нужно вспомнить о сферах ответственности. Продакт-менеджеры ставят команде KPI и управляют жизненным циклом проекта. Продакт-дизайнеры — на другой стороне. Они несут ответственность за то, что происходит, когда продуктом пользуются люди.

Ежедневные задачи, на которых фокусируются продакт-менеджеры, — не первые в списке у продакт-дизайнера. Он решает проблемы, пользуясь дизайн-мышлением и проектирует взаимодействие человека с продуктом, а также отвечает за информационную инфраструктуру.

Миф 3. Продакт-дизайнер беспокоится только об эстетике

Продакт-дизайнеру в первую очередь нужно думать, как продукт будут использовать, а не как он будет выглядеть. Конечно, нельзя плевать на эстетику, но и забыться в визуальных фантазиях должность не позволяет.

Как бы парадоксально это ни звучало, но плохой дизайн может выглядеть хорошо, а хороший — не так уж и эффектно. Как найти правильный баланс? Это и есть один из вызовов продуктового дизайнера. И он гораздо сложнее, чем «просто сделать красиво». 

Посмотрите хотя бы на экраны новых iPhone. Сверху — спорный вырез. Он не красит телефон и его прячут на баннерах. Но главное, что «челка» не мешает — и для этого Apple пришлось по миллиметру править элементы скругления.

Миф 4. Продакт-дизайнер — просто исполнитель

Поставить строжайшее ТЗ и без оглядки гнать спринты — опасная стратегия. Продакт-дизайнер не может превратиться в строгого технократа.

Ему нужно примерять роль пользователя и, не ломая ключевых принципов продукта, приноравливаться к человеческим привычкам и особенностям. Проще говоря, нужна эмпатия и понимание того, что людей не всегда можно переучить.

Миф 5. Продакт-дизайнер — авторитарный гений

Продакт-дизайнеру противопоказано быть диктатором как с коллегами, так и с пользователями. Чтобы сформулировать проблемы и поставить правильные задачи, он должен находиться в тесной коммуникации. Общаться нужно со своей командой, продакт-менеджерами и тим-лидами. Придется анализировать скетчи, обсуждать с инженерами функциональность, говорить с копирайтерами и пробегаться по UI. Слушать и слышать на такой позиции — обязательно. Работать в стиле «замкнутого гения» не получится.

Миф 6. Продакт-дизайнер поступает наобум

Методологии и стратегии работы — основа трудового процесса в IT-среде. Продакт-дизайнеры руководствуются принципами дизайн-мышления.

Это подход к инновационным разработкам, где в центр поставлены человек и его нужды, которые решают техническими средствами. Это непростой путь: сначала нужно определить проблему, затем — проанализировать возможные решения, построить прототип и оценить его эффективность. 

Каждый шаг требует тщательных размышлений и креативности. Поэтому в продуктовом дизайне человек всегда важнее процесса, а со стороны может показаться, что работа идет «по наитию». 

Миф 7. Нужно только сдать в продакшен

Работа продакт-дизайнера не заканчивается на моменте, когда продукт отгрузили на рынок. Наоборот, стартует самое интересное. Помимо подготовки, продакт-дизайнеру нужно еще и оценить реальную эффективность проделанного труда. А это значит, добро пожаловать в мир метрик и постоянно мониторинга. Как ни старайся, всегда найдется, что исправлять — главное внимательно следить за фидбеком и не упустить важные показатели.

Миф 8. Главное — быть в тренде

Продакт-дизайнеру нужен иммунитет к трендовому шуму. Если в моде минимализм, этот специалист вспомнит цитату Эйнштейна: «Всё должно быть сделано так просто, насколько это возможно, но ничуть не проще».

И наоборот, дважды перестрахуется, чтобы не перегружать пользователя опциями или визуальными эффектами. Главный проводник продакт-дизайнера — чувство рациональности и пользы, которую должен нести продукт. Это придется поставить выше дизайнерских трендов. 

Миф 9. Продакт-дизайнеры — специальность, которой никогда не существовало

Программистов иногда сравнивают с математиками, дизайнеров — с творцами. Это добавляет важности. А что продакт-дизайнеры? Эта позиция тоже непроста, а ее «академическая» аналогия — антрополог. Главное — не путать с археологом!

Антропологи изучают не только происхождение, но и человеческое поведение и его изменение под влиянием социально-экономических и природных факторов. Продакт-дизайнеры смотрят немного конкретнее, но под тем же углом.

Аналогия, конечно, не идеальная. Но ведь и сравнение дизайнеров с художниками — условность. Главное, что такая позиция — не прихоть цифровой эпохи. 

Миф 10. Продакт дизайнеры не несут серьезной ответственности

Представьте iPod без знаменитого колеса управления. Или офисы без кресел Aeron. Или автомобильную индустрию без Model-T от Ford. Не нужно объяснять, сколько всего поменяли эти изобретения. Зато стоит подчеркнуть, что за всем этим стоял продуманный продуктовый дизайн, как бы ни упрощали его до обычной изобретательности или простоты. Продуктовые дизайнеры создают опыт пользования. А важнее него нет ничего.


Кавер: Unsplash

Гифки: GIPHY