Первое правило сторителлинга: начинайте рассказывать свою историю как можно ближе к концу.
XXI век — это век креативной экономики. Сейчас уже никто не покупает товары, сейчас покупают идеи, в которые обернуты эти товары.
Информации никогда не было так много, как сейчас. Поэтому единственный способ для человеческого мозга понять, кто свой, кто чужой, кто разделяет и не разделяет наши ценности, это сторителлинг.
Сторителлинг появился благодаря огню. Когда человек научился добывать огонь, день у него длился дольше. После заката люди зажигали костер, садились вокруг него, начинали разговаривать и придумывать истории, у которых были начало, середина и конец. Точно так же происходит и сейчас: в хороших историях есть начало, середина и конец. Несмотря на тысячи лет цивилизации, наш мозг продолжает воспринимать информацию таким образом.
Если с приручением огня возник сторителлинг, то пару лет назад произошло его перерождение. Каждый из нас получил огромную возможность создавать истории. Если у тебя есть смартфон с выходом в интернет, ты можешь быть уже и режиссером, и сценаристом, и продюсером, и масс-медиа. Любой может выражаться, как хочет. Вопрос в другом — хочет ли он быть коммерчески успешным и какие цели перед собой ставит.
История о том, как Nike подарил $1 млн и браслет-шагомер влогеру
Если раньше кино снимали и продюсировали только большие компании, такие как Fox, Warner Bros. и другие, то теперь кино производят Nike, McDonald’s, Coca Cola… Они действительно делают фильмы и тратят на это много денег. Находят молодых талантов, которые на свой телефон снимают то, что расходится миллионным охватом в Youtube и на других интернет-ресурсах.
Однажды Nike сказал, что у них есть $1 млн и браслет-шагомер, который нужно прорекламировать так, чтобы реклама охватила широкую аудиторию. В итоге они подарили $1 млн влогеру из США Кейси Нейстату, и вот, как он потратил эти деньги:
Видео собрало более 26 млн. просмотров. Это была революция в диджитале, когда влогер так круто сделал кино и совсем иначе рассказал о девайсе, который меряет шаги.
Универсальные сюжеты успешных историй
Герой в западне. Главный герой попадает в передрягу, с трудом из нее выбирается и в награду получает опыт. Достаточно распространенный сюжет историй, часто это фильмы с Джимом Керри.
Парень встречает девушку. Главный герой встречает на своем пути кого-то чудесного, получает ее/его, теряет и потом возвращает себе навсегда. Этот прием также применяется и в рекламе.
От плохого к худшему. У главного героя с самого начала дела идут не очень, но с каждым разом все становится хуже и хуже. Яркий тому пример «Анна Каренина».
Где выход? Главный герой все время делает неоднозначные выборы, которые непонятно к чему ведут — к плохому или хорошему. Как, например, в сериале «Во все тяжкие»
Золушка.
И напоследок…
Герой важнее истории. Если у вас есть крутой персонаж, вы можете завести его, куда угодно.
Есть два вида смотрения: активное и пассивное. Пассивное — когда вы готовите пиццу, пьете чай и просто для фона включили фильм. Активное — когда вы вовлечены в историю.
Голливудское кино — самое продаваемое кино в мире, потому что герои в них разговаривают меньше, чем в том же европейском кино. Люди любят разгадывать загадки, им не нужно все разжевывать и подавать на тарелочке. И в американском кино диалогов намного меньше, чем в европейском. Оно рассчитано на активное смотрение, там всегда много подсмыслов.
Настоящий герой любого сериала, фильма, книги никогда не сдается.
Универсальная история — о падении и о том, как подняться и идти дальше. Это работает всегда, потому что, если нет падения, нет уроков. Ошибки очень важны, из них рождаются истории.