Основатели Института когнитивного моделирования (ICM) Дмитрий Царенко и Виктор Березенко, а также CEO Института Светлана Павелецкая в интервью MMR рассказали о том, с какой цель был создан ICM, почему важна комплексность услуг и какой рынок они планируют создавать в Украине.
Институт когнитивного моделирования будет работать только с социальными коммуникациями? Если да, то почему?
Виктор: Вся наша работа концентрируется вокруг социальных технологий и коммуникаций. Мы предоставляем комплекс услуг — в нашей команде работают психологи, социологи, диджитал-специалисты, медиаэксперты, политические консультанты, специалисты по международным проектам. Мы не просто выстраиваем коммуникацию. То, что мы делаем — больше. Это про создание стратегии в широком смысле и ее реализацию.
Судя по данным на вашем сайте, вы и диджитал-стратегию разработать можете, и провести сеанс индивидуальной терапии, а еще — можете помочь с позиционированием, проведением исследования и налаживанием международной коммуникации. Как сложился такой широкий спектр предоставляемых услуг?
Виктор: Если объяснить проще — можно сравнить с симфоническим оркестром. Мы имеем довольно большой опыт работы и научились правильно объединять все элементы для выполнения поставленных задач. У нас четкая вертикальная структура, каждому понятна его роль. Как в оркестре: композитор, дирижер, различные группы инструментов.
Можно покупать все вышеперечисленные услуги в разных местах и пробовать это синхронизировать. Мы же работаем по принципу единого окна, комплексный подход. Обычно синхронизацией процессов занимается доверенное лицо клиента, отдельно что-то где-то заказывают, потом клеят это в единую историю. В случае работы с нами клиент получает готовое решение, которое подчинено единой логике.
Как удается развивать одновременно несколько довольно отличных друг от друга направлений? Какой общий знаменатель находите?
Светлана: Как выше уже сказал Виктор, все пять направлений работы являются элементами единого целого. В нашей работе мы используем различные инструменты, которые могут существовать отдельно, но при слаженной работе являют единую целостную композицию.
Как можно построить успешную политическую или социальную стратегию без работы социолога и психолога? Как реализовать крупный проект без международной поддержки? Как в 2020 году это все поедет без диджитала? Никак.
Как устроена работа организации? Есть ли какое-то приоритетное направление?
Светлана: Для нас первичным является создание и реализация стратегии. Мы не пиар агентство, не диджитал и не исследовательская компания, мы — технологическая компания. И предоставляем полный цикл услуг, которые позволяют создать правильный социальный профиль людей и организаций.
«Институт когнитивного моделирования — это современный научно-исследовательский центр», — отмечается в описании вашей организации. Какую часть вашей деятельности занимают наука и исследования? А какую — коммерческие проекты?
Виктор: Наука — наш фундамент. Мы за образование, знания и науку. Основа всего — правильно поставленные исследования. На основе нашего опыта и креатива мы разрабатываем гипотезы, тестируем их. Все исследования мы проводим в рамках наших проектов. Это единственный эффективный путь, так как ты концентрируешь усилия не просто на идеях, которые кому-то показались классными, а на решении конкретных потребностей таргет-аудитории.
Довольно непривычно видеть такие услуги как таргетированная реклама и SMM в перечне услуг научно-исследовательского центра. С чем это связано? Видите ли вы необходимость более научного подхода к разработке digital-стратегий, нежели сейчас на рынке?
Виктор: Я бы скорее сказал, что в 2020 году невозможно представить социальные исследования без цифровых технологий. Более того, одно без другого уже не может существовать. Вся «цифра» заточена под сбор и анализ информации, максимальную оптимизацию процессов и поиск эффективных методов решения поставленных задач.
«Системная работа всегда побеждает креатив», — говорится у вас на сайте. Вы таким образом противопоставляете себя креативным агентствам? Считаете их поверхностными? Или в эту фразу закладывалась другая идея?
Дмитрий: Мир не развивался бы без крутых идей. Крутые идеи генерируют креативные люди. Без креатива — никуда, но креатив — это старт. Далее необходима система, которая это все довезет до конечной цели. Наш слоган об этом. Противопоставлять нас креативным агентствам — некорректно, это все равно, что сравнивать кислое с квадратным.
Какая система ценностей в вашей компании? Сформирована ли она уже?
Светлана: Для нас есть базовые ценностные критерии — смелость, доверие и полная отдача. Для каждого из нас работа — часть жизни, мы формируем коллектив, где можно каждому доверять на 100%, и люди не жертвуют жизнью ради работы, а рады делать то, что делают 🙂
Кто ваша целевая аудитория?
Дмитрий: Политики, общественные деятели. Люди и организации, желающие реализовать, продвинуть и внедрить идеи.
Какие проекты Институту когнитивного моделирования удалось реализовать на данный момент? Есть ли в вашем портфолио pro bono проекты?
Виктор: Наш волонтерский проект — коммуникация по коронавирусу. Коронавірус_інфо — наше детище. А это 4,5 млн вовлеченных украинцев в наши сообщества в Telegram и Viber. Кроме того, мы сейчас работаем по некоторым образовательным проектам, много проектов с фондами и общественными организациями, но пусть они рассказывают сами.
Как изменилась работа Института в связи с карантином? Какие активности проводите?
Светлана: В среднем, мы работаем по 14-16 часов в сутки, без выходных. Информационное поле живет всегда. Что касается активностей, то они, конечно же, как и у всех, в большинстве ушли в онлайн. Тем не менее мы много времени проводим на ногах и «в поле». Не взирая на пандемию, многие политики уже готовятся к местным выборам. Так что нам скучать не приходится.
Какие компании обращаются к вам сейчас за разработкой коммуникационной стратегии? (К примеру, вы сотрудничали с МОЗ, расскажите об этом кейсе)
Виктор: С МОЗ мы сотрудничаем в рамках сопровождения коммуникации по коронавирусу.
Помимо МОЗ, из тех контрактов, которые можем озвучить — сотрудничаем с партией Слуга Народа. Но это не касалось коммуникационной стратегии. Мы делали для них исследования и на днях наш научный руководитель, психотерапевт Спартак Суббота проводил онлайн воркшоп по антистрессу и адаптации в агрессивной окружающей среде. В сегодняшних политических реалиях это очень актуальная тема. Других клиентов мы не можем называть, у нас NDA. Если они посчитают нужным — скажут сами, это их право.
Есть ли международные аналоги вашему Институту? Какими примерами вдохновлялись?
Дмитрий: Мы вдохновлялись потребностью. Не знаем, есть ли такое в других странах, но знаем, что у нас есть ряд запросов с других территорий, так что не факт.
Какие планы развития Института на ближайший год?
Светлана: Планы — формировать в Украине рынок услуг в сфере социальных технологий. Формировать эту культуру. Чтобы было понятно, что это, как работает, чтобы и социальные, и политические технологии были понятными, а не оставались как сейчас «серой зоной».
Какова миссия данного Института?
Виктор: Понятие миссия представляется мне чем-то очень статичным и ограничивающим. Как в игре — mission completed и игра окончена. Наша компания живет динамичными целями. У нас много целей и мы постоянно их апдейтим. Одна из них — развитие научного подхода в оценке состояния общества для помощи и превенции разного рода проблем и прогнозирования развития. На основе правильно построенных исследований можно выстроить эффективную коммуникацию госорганов, политиков и общественных институтов с людьми, наладить обратную связь. Улучшение этого общественного «диалога» позволит каждому субъекту получать свои бенефиты, и это будет в какой-то мере улучшать качество жизни.
Кавер: Unsplash