Синергия, мультимедиа и будущее украинской прессы…
08 Июл 2008, 15:34

Синергия, мультимедиа и будущее украинской прессы…

Игорь Ляшенко, совладелец и президент издательства Экономика, рассказывает об изменениях в составе акционеров издательства, планах на будущее и тенденциях украинского медиарынка

Синергия, мультимедиа и будущее украинской прессы…

Игорь Ляшенко, совладелец и президент издательства Экономика, рассказывает об изменениях в составе акционеров издательства, планах на будущее и тенденциях украинского медиарынка. В чем суть произошедших в Экономике изменений? 71% акций издательства перешел под управление международной инвестиционно-консалтинговой группы EastOne, созданной Виктором Пинчуком. Немецкое издательство Handelsblatt (им принадлежал 51%) и Мирослав Павел (20%) передали свои доли новому акционеру. Я и мой коллега Станислав Шум остаемся в этом издательском бизнесе с теми же долями, что у нас были. Нам принадлежит по 14,5% каждому, и мы продолжаем работать. Нам этот бизнес интересен, мы рассчитываем на рост его стоимости, на укрепление лидерских позиций наших изданий. Можете озвучить сумму сделки? Сумму я не могу назвать согласно договору о конфиденциальности. Почему Handelsblatt продал свою долю в издательстве? Уход немецких партнеров не связан именно с бизнесом в Украине. Это их корпоративное решение, связанное с общей реструктуризацией бизнеса. Сейчас группа уходит со всех рынков Восточной Европы: проданы активы в Болгарии, Украине, на этапе продажи Чехия, Словакия. Handelsblatt — это крупнейшее в Германии экономическое издательство и одно из крупнейших в Европе. Это частная компания, которая входит в издательский холдинг Holtzbrinck — тоже один из крупнейших в Европе частных издательских холдингов. Помимо Handelsblatt, есть еще несколько крупных газет и журналов, а также мощные интернет-ресурсы. Семья Хольцбринк входит в список Forbes 500 самых богатых людей мира. У них большие интересы в книгоиздательстве по обе стороны океана — в Штатах и в Европе. На каком-то этапе развития представители компании решили изменить стратегию и уйти из Восточной Европы, сосредоточившись исключительно на немецком рынке. Что касается господина Павела, то могу сказать, что он профессиональный издатель, а не портфельный инвестор. Ему интересно участие в том бизнесе, которым он непосредственно занимается. Сейчас он получил в Чехии новую работу — возглавил одно из крупнейших чешских издательств. Это издательство является лидером в газетном бизнесе Чехии, в его активе более 70 региональных изданий. Свои усилия он начал прикладывать там, поэтому свои доли в других издательствах продает — как в Украине, так и в Чехии. Означает ли это, что ваше сотрудничество с Handelsblatt полностью прекращено? Напротив, наше информационное сотрудничество с Handelsblatt и чешскими коллегами сохраняется — мы продолжаем рабочие отношения на уровне менеджмента и редакторов в плане обмена информацией и опытом. Почему именно EastOne? Решение о продаже в Германии было принято в прошлом году осенью. И немцам, и нам было важно, чтобы будущие партнеры имели стратегический, профессиональный интерес в медиа-бизнесе. То есть вариант использования издательства в качестве «рупора» определенных политических сил нам не подходил. Для EastOne медиа — стратегическое направление. У них в управлении уже есть газета, радио, телеканалы. Решение о покупке было принято в течение нескольких недель после начала переговоров. Мы быстро определили, что подходим друг другу. Для EastOne издательство Экономика подходит как объект для инвестиций, так как вписывается в их стратегические задачи развития медиабизнеса. Для меня, для Экономики тоже интересно иметь такого партнера и акционера. Ждать ли каких-то изменений в редакционной политике, кто будет ее определять? Сегодня редакционную политику в медиа определяет не собственник, а издатель и редактор. Именно от них зависит контент, «лицо» издания, собственник же заинтересован в финансовых показателях — повышении капитализации, росте прибыли. Ну и, конечно же, собственнику важно, чтобы его бизнес шел в русле его стратегического видения. А прямое использование медиа для реализации иных бизнесовых или политических интересов — это, я считаю, позавчерашний день. Серьезные бизнесмены так уже не работают. В целом, если говорить о редакционной политике, то я, например, думаю, что нам надо добавить позитива на страницы наших изданий. Плохие новости продаются лучше… Для плохих новостей есть свои ниши. Я постараюсь своим редакциям привить больше оптимизма. Возьмем Евро-2012. Какая исходит информация от украинских СМИ? Отберут, доигрались, катастрофа. Такое впечатление, что это пиар, который проплатили итальянцы или шотландцы. Да, дела идут медленно, но никто не говорит, что что-то сделать невозможно. А мы нагнетаем обстановку. И я считаю, что это неправильно. Или вот в ДЕЛЕ было: «Рынок акций катится в пропасть». Хорошая статья, журналисты молодцы — отметили тенденцию к падению биржевого индекса, проанализировали ее, но заголовок… Ведь на самом деле эта «пропасть» просто означает иные условия для бизнеса, иные возможность для заработка. Что ждет читателей: новые медийные проекты, изменение формата? В целом наших читателей ждут качественные изменения. Продолжают реализовываться начатые планы, они будут дополняться. Так, газета ДЕЛО станет мощнее и в информационном плане, и в объеме. Будут изменения в работе сайта издания. С точки зрения экономики, портал www.delo.ua уже прибылен, но нужно усиление контента, дополнительные сервисы. Мы будем активно развивать b2b направление — журналы MMR, Логистика, BusinessSpotLight, Коммунальное хозяйство, Практика оценки, специализированное издание для страхового рынка — журнал Майбутнє. Появятся новые издания в этом сегменте. Инвестгазета — это одно из старейших украинских изданий о бизнесе, выходит уже 13 лет, оно экономически успешно, но почивать на лаврах нельзя, требуется увеличение объема, введение новых рубрик. В наших планах — развитие подписного и доставочного агентства Ранкова Преса. Сегодня служба достаточно хорошо работает в Киеве, но надо работать в регионах, запускать дополнительные сервисы. В целом речь идет о комплексном развитии издательства. А как вы будете решать проблему с распространением? Как таковой проблемы с распространением нет, особенно в Киеве и областных городах — киосков и точек продаж много. Проблема в дороговизне розничных продаж, особенно для газет: сейчас издателям экономически невыгодно продавать прессу в рознице — слишком высокая плата за присутствие в сетях и низкая цена продажи газеты. У нас слишком дешевая пресса, если бы ДЕЛО продавалось на уровне 3-4 гривен, то вопроса не было бы, но газета стоит 1 гривню. В силу исторических особенностей украинского медийного рынка у нас дешевые газеты, за исключением толстых еженедельников и ежемесячных журналов, поэтому продать газету в розницу для издателя — это прямой убыток самому себе. Все газеты у нас в одной цене, и никто не может выбраться из этого замкнутого круга — с советских времен, когда газета стоила три копейки, покупатель привык считать ее самым дешевым товаром на рынке. И издатель не может поднять цену, так как сразу проиграет в продажах конкурентам, потеряет аудиторию. Будут ли кадровые перестановки в издательстве? Со сменой акционеров кадровых изменений не будет. А о кадровом усилении, конечно, мы думаем постоянно. Также не будет существенных изменений в структуре редакции — она оптимальна и эффективна. На сегодня в редакции работают около 200 человек, кроме этого, отдельно существует служба доставки и распространения. Изменений в общей структуре не будет, но возможны изменения в каждом из отделов. Так, в отдельное направление у нас будет выделяться направление b2b — количество журналов увеличивается. В наших планах расширение рекламного отдела и отдела маркетинга. Серьезных изменений требуют онлайн-редакции — это техническое направление (продвижение, сервисы) и развитие собственного контента. Сейчас мы учим наших корреспондентов работать в онлайн-режиме — поверьте, это нелегкий процесс, который заключается в основном в смене психологии журналиста. Расскажите о нынешней структуре издательства. Издательство условно делится на две части — собственно редакции изданий и коммерческую службу. Редакциями руковожу я. Коммерческой службой управляет генеральный директор издательства Игорь Чубак. Мы оба входим в совет директоров, который определяет общую стратегию развития издательского дома. Редакционная часть — это редакции изданий (ДЕЛО, Инвестгазета и другие), он-лайн редакции www.delo.ua и mmr.ua, отдел верстки, дизайнеры, служба фотокорреспондентов, корректура. Коммерческая часть включает в себя рекламную, маркетинговую службы, службу распространения. А проблемы с кадрами? Проблем с кадрами нет ни у нас, ни у других издателей. Людей всегда можно набрать, достаточно дать объявление о наборе. Проблема с хорошими кадрами, особенно с хорошими журналистами. Любой мой коллега издатель подтвердит, что хороших журналистов приходится воспитывать самому. Наше издательство выступает своеобразной школой журналистов для украинского медийного рынка: очень многие журналисты, успешно работающие в медиапространстве, начинали именно в Инвестгазете и ДЕЛЕ. У нас очень удобная структура — люди могут попробовать себя сразу в нескольких медиа — ежедневной газете, еженедельном журнале, ежемесячниках, онлайн. Новые акционеры Экономики контролируют несколько телеканалов — планируется ли сотрудничество? Сегодня медиабизнес уходит от старых принципов. Газета или журнал перестали быть квинтэссенцией всей работы журналиста. Сейчас информация витает в воздухе — то, что называется мультимедийностью. Ее можно получить с листа бумаги, с монитора компьютера или экрана телевизора. Безусловно, мы думаем над совместными мультимедийными проектами. Современная информационная ситуация — это необходимость достичь читателя всеми возможными способами — радио, пресса, печатные СМИ. Синергия нескольких СМИ — это хороший потенциал как для нас, так и для нашего нового партера. Что дальше ждет рынок деловой прессы: ниши заняты, конкуренция чрезмерная… Я категорически не согласен с этим. Если взять мировой рынок, то деловой сегмент намного более насыщен — деловых изданий в развитых странах на порядок больше, чем в Украине, и все они занимают свою определенную нишу. У всех свой читатель. В Украине сегмент деловой прессы только развивается и сегментируется — у нас есть несколько хороших журналов, но все они работают на разные аудитории, часто пересекающиеся, но и слава Богу — значит, читатель получает несколько хороших изданий. Еженедельник Инвестгазета — это бренд с 13-летней историей, он не занимает первые места в рейтингах, но у него своя очень качественная аудитория, он экономически успешен. Конкуренция за читателя и рекламодателя, конечно, есть. Но не эта конкуренция является проблемой. Наши конкуренты — это не издания делового сегмента, а щиты, стоящие на улицах города. Именно бигборды оттягивают рекламные бюджеты у печатной прессы. Эта ситуация создана искусственно нашими чиновниками. Во всем мире разделение рекламных бюджетов построено приблизительно следующим образом: 50% — ТВ, 30%-печатная пресса, 20% — наружная реклама и другое. В Украине иная ситуация: 50% — это, как и везде, — ТВ, 35%- наружная реклама и 15% — пресса и другие медиа. Нужно переломить эту ситуацию. Во всем мире наружка серьезно регулируется, у нас же — настоящий беспредел наружной рекламы, что я считаю антисоциальным явлением. Наружка в неограниченном количестве, как у нас, во-первых, уродует города, а во-вторых, зарабатывает деньги только для операторов. Пресса же социально значимый фактор, и он нуждается в государственной поддержке. Не финансовой, но в создании условий для существования. Как только изменится эта ситуация, газеты и журналы вздохнут свободно. Если когда-нибудь наши чиновники почистят город, приведут рекламу в порядок, то все эти бюджеты пойдут в принт и онлайн-рекламу. Вот этого мы ждем и вот это я бы хотел видеть при всем моем уважении к труженикам наружной рекламы. Группа EastOne — международная инвестиционно-консалтинговая группа, созданная в 2007 году Виктором Пинчуком. Сегодня компания сопровождает портфель активов, охватывающий более 20 компаний и проектов, среди которых украинские медиакомпании (СТБ, Новый, ICTV, газета Факты, др.). Издательство Экономика создано в 1995 году (до 2005 года — Украинская инвестиционная газета). Выпускает ежедневную газету ДЕЛО, аналитический еженедельник Инвестгазета, ежеквартальный журнал ТОП-100. Рейтинг лучших компаний Украины, профессиональное издание о маркетинговых коммуникациях и медиа — журнал Marketing Media Review, журналы Практика оценки, Коммунальное хозяйство, Logistics, Майбутнє, BusinessSpotLight. Также в состав издательства входит дистрибуционная компания Ранкова Преса. Handelsblatt Publishing Group является составной частью издательской группы Holtzbrinck Publishing Group, контролирующей значительную группу издательств, которые выпускают экономические, научные и другие издания. В частности, группе принадлежит ежедневная экономическая газета Handelsblatt, еженедельник Wirtschaftswoche. Компания основана в 1946 году. Руководит группой Штефан Хольцбринк.

Расскажите друзьям про новость