Альберто, вы успешно работаете в Havas больше 18 лет. В чем секрет?
В течение 18 лет я делал и делаю ставку на долгосрочные проекты. Я рекомендую молодежи взять это на заметку. Общество сегодня непостоянное: каждые полгода люди меняют партнеров, разводятся по три раза за пять лет, часто меняют место работы. Если вести проект больше пяти лет, то вы достигнете лучшего уровня мастерства. В этом секрет успеха.
Лично меня успешным сделали три вещи: правильная компания, где я развивался и создавал себя заново каждый год; руководство, которое помогало мне расти профессионально; моя открытость к новым знаниям и готовность учиться.
Если вы вспомните себя на старте карьеры и сегодня, какие три главных урока из ведения бизнеса вы для себя вынесли?
Первый урок, который я усвоил, звучит так: то, что вы делали в прошлом, не имеет никакого значения сегодня. Учитесь новому каждый день. Неважно, сколько вам лет: 20, 30, 40. Havas и я лично обучаемся непрерывно. Таковы требования времени.
Второй урок: сохраняйте двойную перспективу – краткосрочную и долгосрочную – в профессиональном и личном плане, тогда будете знать, над чем работать сегодня и следующие три года. Часто рутина затмевает перспективу. Держите долгосрочные цели в фокусе, и вы не собьетесь с пути.
И третий урок. В любом бизнесе, в любых взаимоотношениях, все вращается вокруг людей. То, как вы слушаете, говорите и взаимодействуйте с людьми, оказывает влияние на вашу жизнь и жизнь компании.
Каков портрет клиента Havas Group 10 лет назад и сегодня?
Десять лет назад Havas больше работал с локальными клиентами, региональные только появлялись, и было только 5 глобальных клиентов, которые заказывали рекламу на весь мир. Сегодня, если посмотреть на портфолио клиента любого иностранного агентства, то 30–40 % – это международные заказы.
И, конечно, главное отличие – это применение цифровых технологий. Наши клиенты в них хорошо разбираются.
Чем можно удивить современного клиента?
Удивить современного клиента – не значит создать развлекательную кампанию, а найти новый, интересный, недорогой способ помочь заказчику достичь его целей. Много лет мы говорили о креативности и инновациях, а сейчас мы говорим об инновационных способах достижения целей клиента. Отчетность и результаты сегодня в приоритете.
Прийти к таким результатам поможет мотивированная, технологически подкованная команда со свежим взглядом на индустрию. Если ваша команда «мертва» и не вкладывает душу в проект, инновации не произойдут.
Как вы оцениваете перспективы развития Havas Group в Украине?
Havas успешно зарекомендовал себя на Ближнем Востоке и в Центральной Европе. Теперь мы целимся на страны Восточной Европы, и Украина, вероятно, будет самой важной из них. Как нам кажется, местный коммуникационный рынок перенасыщен традиционной рекламой и нуждается в инновациях и технологиях. Мы предложим сильные цифровые и технологические возможности, международное координирование, а также методологию meaningful brands, которая поможет клиентам компании стать осмысленным брендом на рынке.
На что в первую очередь вы предлагаете обратить внимание группам Havas в Украине, чтобы укрепить конкурентное преимущество на рынке?
Первое и очевидное для меня – это найти лучших людей и замотивировать работать в компании. По моим наблюдениям, на украинском рынке много высокообразованной патриотичной молодежи из среднего класса, которая знает языки и жаждет расти профессионально. В этом сила страны и ресурс. Поэтому для Havas сверхважно привлечь команду молодых людей, которые разбираются в технологиях и хотят строить карьеру у нас.
И второе – это развивать технологии, которых пока нет, и в каком-то смысле быть лидером в инновациях этой отрасли. Так мы намерены себя позиционировать.
Полагаю, украинский рынок нам поможет в реализации задуманного, поскольку движется в верном направлении. Мы действительно ожидаем некоторой стабильности от него, чтобы увеличить нашу включенность в конкретный рынок.
Когда ждать вас в Киеве с повторным визитом?
В настоящее время у меня есть некоторые обязанности, которые включают довольно большое портфолио рынков, но скайп и плазменный экран – не мое. Я стремлюсь лично присутствовать на всех своих рынках, поэтому, конечно, я приеду в Киев на очередную региональную встречу через несколько месяцев, максимум через год.