Индустриализация рынка интернет-рекламы Украины — миф или реальность
17 Окт 2018, 08:15

Индустриализация рынка интернет-рекламы Украины — миф или реальность

IAB Ukraine о том, почему необходимо индустриальное исследование объема рынка интернет-рекламы

IAB Ukraine – общественная организация, одной из задач которой, в рамках развития прозрачности на рынке и повышения его индустриальной привлекательности, является проведение оценки рынка интернет-рекламы в соответствии с международными стандартами IAB. Сейчас IAB Ukraine занимается подготовкой собственной методики оценки рынка.

Участники рабочей группы по оценке рынка комитета Market Research, которая состоит из представителей компаний-членов IAB Ukraine, проанализировали опыт других национальных IAB и, опираясь на свою экспертизу, работают над созданием методологии. Стоит отметить, что результаты также будут отправлены в IAB Europe, чтобы украинский рынок впервые был представлен в отчете AdEx.

Мы попросили участников рабочей группы и членов Правления ответить на ряд вопросов по оценке рынка. Нам ответили: Настя Байдаченко, Chief Operating Officer razom communications; Сергей Ткаченко, Business Director, CEO, Kantar TNS; Алексей Болтивец, Генеральный директор Admixer Technologies; Игорь Даценко, Analytics & Technology Leading Expert, Performics, руководитель комитета Market Research IAB Ukraine.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь
Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Настя Байдаченко:

Я всегда привожу историко-экономический пример: хорошо развивается то, что прозрачно для инвесторов. Чем раньше в стране запускались ревизии, описи имущественных прав, тем яснее картина для заинтересованных лиц, что есть на рынке, что кому принадлежит, как долго, какая динамика, тем быстрее развивалась экономика страны и обеспечивались права собственности. С индустриями аналогичная ситуация. Если инвестор понимает, какой объем рынка, опираясь не на голословные утверждения, а на релевантную методологию, это в разы увеличит инвестиции в развитие.

Сергей Ткаченко:

При измерении объема рынка мы решаем две задачи: 

1) определение потенциала рынка с точки зрения планирования рекламного бюджета; 

2) формирование прозрачного рынка, потому что, когда на рынке открыто обсуждаются цены/скидки, остается меньше места для манипуляций.

Алексей Болтивец:

Оценка рынка потенциально может быть интересна двум большим группам аудиторий: клиентам и агентствам – т. к. понимание объема рынка дает больше инсайтов для эффективного распределения маркетинговых бюджетов; паблишерам и медиаинвесторам, чтобы корректно оценивать объемы возможных инвестиций в развитие диджитал как медиа. В перспективе корректная оценка позволит более точно прогнозировать и оценивать будущие тренды, что в целом будет иметь положительный эффект для всех заинтересованных участников рынка.

Игорь Даценко:

Для системного бизнеса в первую очередь важна прозрачность и возможность прогнозировать ситуацию. Сверхприбыли, возможность манипуляций по цене и качеству привлекут много желающих, но среди них не будет серьезных игроков, готовых развивать отрасль. Чтобы сместить устоявшийся в Украине баланс в сторону развития рынка, необходимо сделать его более привлекательным для международных игроков, чьи стандарты сформировали на более развитых рынках.

Если инвестор понимает, какой объем рынка, опираясь не на голословные утверждения, а на релевантную методологию, это в разы увеличит инвестиции в развитие.

Настя Байдаченко
Chief Operating Officer razom communications

Настя Байдаченко:

Я была автором самой первой оценки объема рынка в 2009 году, в то время ВРК не оценивала сегмент интернета, и эта первая попытка прояснить рыночную ситуацию была подвергнута жесткой критике. Но я смотрю с оптимизмом и юмором на этот опыт, ведь надо же когда-то начинать. Постепенно удалось расширить рамки прогноза ВРК, добавить туда неагентский рынок, аргументировать необходимость оценки бюджетов на поисковую рекламу, применить категоризацию IAB и даже добавить раздел «другой диджитал», что стало исключительно спецификой украинского рынка.


Настя Байдаченко:

Серые зоны. Текущие методики, которые стали настоящим прорывом, по сравнению с первой экспертной оценкой 2009 года, позволяют делать кросс-чеки, когда данные агентств корректируются с помощью данных, которые предоставляют площадки. Но реальные бюджеты Google, Facebook, YouTube все еще похожи на айсберги, мы видим лишь малую «надводную часть». 

Мы планируем с помощью данных-измерителей оценить эти бюджеты намного точнее в следующих итерациях усовершенствования методологии исследования.

Сергей Ткаченко:

Для определения объема рынка необходимо привлекать независимого измерителя. Это стандартная практика, данные опроса и измерения взаимно обогащают друг друга, повышают качество исследования.

Игорь Даценко:

Закрытость всего процесса. Нужно очень сильно напрячься, чтобы узнать, кто и каким образом оценивал, что включено, а что не включено в цифры, которые озвучиваются. Хороший пример – в этом году по-новому посчитали объем платного поиска, и он увеличился в несколько раз. При этом буквально единицы на рынке понимают, что преобладающая часть этого изменения вызвана не тем, что раньше ошибались, а тем, что в новой методике мы учли деньги Aliexpress, Amazon и прочих больших игроков, чьи деньги на самом деле даже близко не подходили к территориальной границе Украины.

Объем рынка – это деньги, а деньги требуют точности.

Настя Байдаченко
Chief Operating Officer razom communications

Точная оценка помогает абсолютно всем игрокам рынка в принятии решений для инвестиций в диджитал-медиа, и чем больше эти инвестиции, тем большей точности в оценке они требуют.

Алексей Болтивец
Генеральный директор Admixer Technologies, Президент Правления IAB Ukraine

Корректность стоит понимать как доверие к цифре и четкое понимание, что она в себя включает. Если этого нет, цифра существует сама по себе.

Игорь Даценко
Analytics & Technology Leading Expert, Performics, руководитель комитета Market Research IAB Ukraine

Настя Байдаченко:

Когда IAB Ukraine предоставит релевантную методологию для оценки объема рынка, мы сможем аргументированно расставить точки над «і»: как на самом деле выглядит украинский медиапирог, и пресечь спекуляции на тему, у какого медиа самые большие бюджеты. Эта ясность на руку и клиентам, и агентствам, и медиа.

Игорь Даценко: 

Объем рынка часто выступает важным фактором для принятия стратегических решений, когда речь идет об объемах инвестиций в то либо иное медиа. Отсутствие надежных данных может послужить причиной того, чтобы в принципе не рассматривать какой-либо медиаканал. У нас есть примеры, когда крупные международные рекламодатели инвестируют все бюджеты на YouTube просто потому, что считают другие источники инвентаря недостаточно надежными, и проблема лишь в отсутствии надежных данных.


Настя Байдаченко:

Огромным плюсом для нашей рабочей группы при IAB Ukraine стало то, что мы имеем доступ к мировому опыту по измерению объема рынка, т. е. мы получили возможность учесть все набитые шишки и сбитые коленки других рынков, а значит – пройти этот путь быстрее.

Игорь Даценко:

В Канаде уже 19 лет IAB занимается оценкой рынка и постоянно ее совершенствует, США и Британия имеют схожую историю. Благодаря тому, что мы часть IAB, мы имеем доступ к технологиям и методикам, которые вырабатывались десятилетиями. 

Настя Байдаченко:

Предоставляя интегрированные данные для расчетов: данные по инвентарю, моделям закупки, средневзвешенным стоимостям. Мы предложим инструменты для того, чтобы эти данные агентства могли предоставить онлайн и анонимно, не подвергая раскрытию клиентские данные. В тоже время, так как данные нужны для расчета объема рынка, а не рейтингования агентств, нет никакой мотивации предоставлять некорректные или завышенные данные. 

Сергей Ткаченко:

Кроме того, для верификации данных будут созданы экспертные группы, в которые войдут представители всех участников рынка. Представляется, что их дискуссия будет крайне полезной для развития рынка.

Игорь Даценко:

Коммуникационные компании, с одной стороны, располагают максимально полными данными, с другой – не имеют права раскрывать конфиденциальные данные своих клиентов. Мы планируем в полной мере использовать наработки других стран для решения проблемы конфиденциальности. 


Настя Байдаченко: 

Нам нужна индустриализация рынка: единый измеритель, глоссарий, стандарты, обучение. Над всем этим уже плотно работают эксперты IAB Ukraine.

Алексей Болтивец:

Первоочередной мы видим задачу образования рекламодателя, чтобы клиент понимал все возможности и особенности, которые предлагают диджитал-инструменты для его маркетинговых и бизнес-задач. Это знание и будет самым мощным драйвером роста рынка. Следующим драйвером мы видим умение использовать собственную дату клиента о своих потребителях, чтобы повысить эффективность инвестиций.

Игорь Даценко: 

Если смотреть глобально, то интернет – это платформа, которая появилась не так давно, и сейчас, по мере развития технологий, перетягивает на себя в той или иной степени множество активностей, среди которых также и реклама. Вряд ли мы можем повлиять на этот тренд, но от нас в большой степени зависит, на сколько релевантной для инвестиций рекламодатель будет воспринимать платформу «Интернет». Для этого нужно предоставить максимально полную картину о рынке.

Первоочередной мы видим задачу образования рекламодателя, чтобы клиент понимал все возможности и особенности, которые предлагают диджитал-инструменты для его маркетинговых и бизнес-задач.

Алексей Болтивец
Генеральный директор Admixer Technologies, Президент Правления IAB Ukraine

Настя Байдаченко:

Как минимум это стандарты «отгрузки» рекламы, какой товар должен получать заказчик, какие критерии качества, за какое качество нельзя выставлять счет. Также критично важно обеспечение прозрачности и аудируемости, т. е. использование третесторонних систем аудита и трекинга, к которым имеют доступы клиенты, аудиторы, менеджеры агентств.

Алексей Болтивец:

В индустрии должны быть понятные всем стандарты качества, на которые можно ориентироваться и которые являются бенчмарком для продаж/закупок рекламы. Внедрение таких стандартов на рынок Украины и есть главной задачей IAB Ukraine.

Игорь Даценко:

Деньги приходят на рынок от рекламодателя, он решает, какую долю бюджета необходимо инвестировать в интернет и чье предложение является более эффективным. Здоровая конкуренция наступит тогда, когда появится однозначное определения для каждого вида рекламного инвентаря в интернете и понятная схема ценообразования. Все будут понимать, что 1000 показов и 1000 видимых показов – это принципиально разные вещи, независимый аудит является обязательной составляющей активности и т. д.

Здоровая конкуренция наступит тогда, когда появится однозначное определения для каждого вида рекламного инвентаря в интернете и понятная схема ценообразования.

Игорь Даценко
Analytics & Technology Leading Expert, Performics, руководитель комитета Market Research IAB Ukraine

IAB Ukraine приглашает участников рынка присоединиться и вместе работать над формированием прозрачной и качественной методологии.

Расскажите друзьям про новость