Комбинация: Маркетинг —> HR
Окончила Киевский государственный университет им. Т. Г. Шевченко, Open University of Great Britain, IBR MBA. Много лет стояла во главе маркетинга Oriflame, Маrs, McDonald’s, Real, Metro Group. Затем были «Руш» (EVA), опыт работы на стороне агентств и Subway в России. Карьеру продолжила HR-директором «Баядера Групп».
Чем вызван step aside
Для меня важно создавать добавочную ценность для окружающих. Я с большим энтузиазмом преподавала в разных бизнес-школах, делясь опытом и знаниями, потому что верю в английскую пословицу: «Когда делишься знаниями — прокладываешь себе путь в вечность».
Знания во многом определяют взгляд на профессию, но когда во время кризиса я видела вакансии на позицию директора по маркетингу в стиле «необходимые компетенции: стратегическое планирование, медиапланирование, медиа-закупки, ценообразование… Corel Draw», вот это Corel Draw нивелировало в моем сознании все потуги предыдущего образования.
Открытия в новой сфере
1. Люди – это люди, а не персонал.
Люди — личности с индивидуальными посылами, знаниями, запросами, интересами и ценностями.
2. Агентом изменений можно быть и на стороне HR.
Мы в «Баядера Групп» проводим большую работу по изменению корпоративной культуры. Отдавая частичку себя, создаем новую миссию и видение. Даже не создаем, а упорядочиваем опыт и ценности, которые существовали в компании ранее. Мы действуем с четкой уверенностью, что завтра наша миссия еще больше сплотит людей, что сделает компанию эффективнее и прибыльнее.
3. О! Я уже этим занималась, только в более мелком масштабе.
Матричная структура McDonald’s позволяла работать в интересных рабочих группах, участвовать в разработке HR-политик и мотивационных программ. Руководство рекламным агентством предполагало прежде всего работу по управлению талантами (в буквальном смысле этого слова). Да и, собственно, любая работа с людьми предполагает прохождение всего HR-цикла.
4. В HR есть свои 3P.
- People: люди в фокусе внимания;
- Passion: страсть в работе;
- Projects: весь HR-цикл — поиск, подбор, адаптация, мотивация, развитие и удержание
5. У HR есть много интересных направлений, о которых я раньше не задумывалась. HR Business Partner, как связующее звено между бизнес-процессами и людьми, и HR People Partner, как знаток человеческих душ, держащий руку на пульсе человеческих эмоций в рамках программ мотивации и удержания.
Pro/Сontra переключения
Постоянно повышая уровень квалификации, есть мотивация работать быстро и эффективно, обращаясь к первоисточникам и последним инновациям.
Вокруг столько нового: эконометрические модели; CRM-системы, интегрирующие и систему лояльности, и исследование тайного покупателя, и соответствующую систему мотивации сотрудников; исследования, позволяющие делать минимальные ошибки в ценообразовании, основанные на анализе изменения ассортимента за несколько лет.
Неприятие же новых подходов иногда превращает работу в микроменеджмет.
Вертикальное развитие карьеры я уже проходила — руководила рекламным агентством. Я думала о горизонтальном развитии и именно в сторону HR. Когда получила предложение от генерального директора «Баядера Групп», не раздумывая согласилась.
Знания по HR я получала не только в рамках HR-блока на MBA, но и на практике, управляя большими отделами, агентством, внутренними коммуникациями и разрабатывая программу построения имиджа компании как работодателя. Поэтому в HR-профессию с удовольствием окунулась с головой.
Pro
- HR не менее интересен, чем маркетинг;
- в HR больше человечности по определению;
- можно почти все сделать своими руками.
Contra
- HR — сервисная функция с соответствующей реактивной позицией (хотя в сервисной функции ничего плохого нет, конечно);
- уровень дохода служителя сервисной функции по определению меньше, чем в прибылиобразующем маркетинге.
Как помогает маркетинг-бэкграунд
Я свято верю, что маркетинг структурно интегрирует все сферы бизнеса. Люди, работающие в компании, тоже клиенты, только внутренние. Помогают навыки стратегического планирования, управления проектами и ресурсами, которые являются hard skills в маркетинге. Ну и профессиональные кадры для работы в нашей компании мы ищем через бизнес-школы.
Возможен ли comeback
Есть прекрасное выражение: «Делай что должен, и будь что будет».
Совет маркетологам после опыта наблюдения за маркетингом со стороны
Как коуч я бы рекомендовала руководителям департаментов по маркетингу задавать себе вопросы: насколько люди, которые находятся в моем департаменте и вокруг него, готовы дать наилучший результат? Что нужно сделать для того, чтобы people-фактор стал конкурентным преимуществом?
Находить ответы и двигаться в заданном направлении, стимулируя себя и свою команду.
Честность по отношению к себе и другим — достоинство (внутреннее и внешнее), это отличная черта любого человека, неважно, маркетолог он или мерчендайзер.
Ноу-хау/советы по построению успешной карьеры
Одной головы и двух рук недостаточно для реализации проектов. Назову несколько правил, которые являются мантрой для построения здоровой атмосферы в команде и собственной успешной карьеры.
Самостоятельно ищите людей для своей команды. Доверяйте и делите с ними успех! Если вам нужна обратная связь, будьте честны и смотрите людям в глаза!
Я не раз убеждалась, что вести себя нужно по-человечески в любой ситуации. Тогда и пространство поворачивается к вам лицом.
Я всегда старалась добавить ценности любому общению, отношениям или процессу.
Духовное, интеллектуальное и профессиональное развитие заставляет двигаться вперед, не позволяя душе лениться.
Экологическое использование любых ресурсов всегда приветствуется: нужно стараться использовать то, что уже есть под рукой (в бюджете, сейчас…).
Будучи маркетологом, я оценивала эффект от всех своих действий (правда, иногда это было в среднесрочной перспективе), что давало представление об эффективности своей деятельности.
Для меня важно владеть полным циклом процесса: от идеи и ее места в «большой картине» до реализации. Как оказалось, возможность «взять и сделать», принимая на себя ответственность, достаточно редкая черта в бизнесе.
Из недавних открытий: счастье делает любой процесс более эффективным!