Интернет вещей: какое будущее создают «умные» устройства?
03 Окт 2016, 11:07

Интернет вещей: какое будущее создают «умные» устройства?

Какие перспективы у интернета вещей и как эта концепция взаимодействия уже влияет на жизни людей

Как выяснилось, не так много людей в действительности представляют, что же такое IoT. Директор SAP по странам СНГ Максим Матяш поделился своими размышлениями о прогнозах развития технологии, в каких сегментах интернет вещей станет основой инфраструктуры и глобальных трендах. По материалам Delo.ua

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

По прогнозам экспертов, в 2020 году Интернет вещей преодолеет критическую точку в своем развитии и станет основой инфраструктуры практически во всех областях деятельности. Жизнь большого города и работа предприятия, взаимодействие человека и машины, общественные проекты и забота о благосостоянии каждого гражданина — все это будет происходить на основе данных от «умных» датчиков и устройств. 

В Cisco подсчитали, что их число через 4 года превысит 50 миллиардов, а эксперты Intel прогнозируют, что к 2030 году к интернету будет подключено уже более 200 миллиардов устройств. Однако, справедливо гордясь этими большими числами, не стоит упускать из виду важный нюанс: переходит ли количество в качество?

Этот философский вопрос вполне актуален для современного рынка, где ценностью является только то, что позволяет быть не на шаг, а на уровень впереди конкурентов. Интернет вещей — именно такое явление: это нечто большее, чем возможность собрать и обработать больше показателей. 33% европейских компаний считают, что IoT кардинально меняет отраслевые стандарты, помогая создавать новые конкурентные преимущества и методы производства. Один из таких инновационных подходов — концепция Индустрии 4.0, зародившаяся в Германии в 2011 году.
Она предусматривает создание промышленных предприятий нового типа, когда постоянный информационный обмен идет на всех уровнях: от производственного оборудования до отношений с поставщиками и клиентами, а управляться этот процесс может из любой точки мира. 

Уже сейчас о своей вовлеченности в Индустрию 4.0 говорят более 130 из 278 опрошенных немецких предприятий, в том числе лидеры немецкой экономики: Bosch, Siemens, ThyssenKrupp, Wittenstein, BASF SE и другие компании, включая SAP. Европа до 2020 года инвестирует в Индустрию 4.0 порядка 140 миллиардов евро в год, но победное шествие Индустрии 4.0 не ограничивается Старым Светом: в 2014 году США по примеру Германии создали некоммерческий консорциум Industrial Internet во главе с такими лидерами промышленности, как General Electric, AT&T, IBM и Intel.
С одной стороны, Индустрия 4.0 логично продолжает путь от покорения энергии воды и пара (Индустрия 1.0), силы электричества (Индустрия 2.0) и электронного интеллекта (Индустрия 3.0). С другой — дает возможность любому предприятию присоединиться к современным инновациям, используя глобальный опыт. 

Как известно, по мере развития технология становится более доступной — в случае с IoT стоимость одного «умного» датчика всего за 5 лет снизилась с 20 долларов до 0,5 доллара и продолжает уменьшаться

Благодаря этому доступ к ней могут получить страны с самым разным экономическим укладом, а отраслей, где такие решения применяются, становится все больше. Будь то ритейл или ЖКХ, энергетика или транспорт, производственные компании или государственные ведомства — глобальный список успешных проектов в сфере IoT расширяется с каждым годом. 

Например, в транспортной отрасли выгоду от IoT получают и частные пользователи, и крупные грузоперевозчики. В порту Гамбурга, одном из важнейших транспортных узлов Европы, с помощью мобильных технологий и Интернета вещей удалось усовершенствовать транспортную инфраструктуру без капитальной ее перестройки. Теперь там не только успевают обработать больше грузов, но и получают дополнительный доход от сервисов для отслеживания транспорта: к ним подключаются логистические компании. 

Все больший интерес у мировых производителей автомобилей находит концепция ConnectedCar: машины «подсказывают» водителям, где находится ближайшее парковочное место, проверяют использование ремней безопасности, выбирают наиболее экономный режим расхода топлива, могут построить наиболее оптимальные маршруты, исходя из предпочтений владельца и пассажиров. Прототипы таких машин уже создали Mercedes, Volvo, SEAT и другие лидеры мирового автопрома. Например, Mercedes с помощью решения SAP HANA тестирует надежность двигателей: на каждый из них установлено около 100 датчиков, а система позволяет в реальном времени обрабатывать более 30000 показателей в секунду, повышая безопасность автомобиля. 

А легендарные мотоциклы Harley Davidson, благодаря усовершенствованной технологии производства, теперь собираются всего за 6 часов вместо 3-х недель, причем благодаря радиометкам на деталях и оборудовании каждый мотоцикл выходит с конвейера полностью настроенный под требования своего будущего владельца. Внимание к потребностям клиента приносит финансовую выгоду — акции компании с 2009 по 2015 год выросли более чем в 7 раз.

Сервисный подход оправдывает себя и в b2b-сегменте, где все больше распространяются контракты полного цикла, такие как у компании Boeing. Она обслуживает военно-транспортные самолеты С-17 в рамках долгосрочного контракта, в котором заказчик платит за готовность авиационной техники, а не за конкретные запасные части и сервисы. 

Благодаря такому подходу за 7 лет (с 2004 по 2011 год) стоимость летного часа самолетов С-17 сократилась на 29%, что дало заказчику возможность сэкономить более $1 млрд, а самой авиакомпании — снизить операционные затраты за 6 лет на $64 млн.

При всей сложности взаимодействий «умных» машин, инфраструктуры и данных в центре этого процесса остается человек

Подводя итог всему вышесказанному, технология Интернета вещей обладает неограниченным потенциалом, который позволяет как государственному сектору, так и бизнесу выходить на новый уровень развития. IoT способен объединять индустрии и государства в единый эффективный механизм, где все участники смогут добиться поставленных целей. Бизнес сможет стремительно увеличивать свою конкурентоспособность, а государственный сектор — оптимизировать работу с инфраструктурой и по-новому взаимодействовать с гражданами.

Расскажите друзьям про новость