Недобренд. Недолокально. Недопрозрачно
14 Май 2018, 10:00

Недобренд. Недолокально. Недопрозрачно

Почему конкурс не был тендером, а МИП и Banda собирают восторги и упреки за работу, разделяя их в полной мере с M&CSaatchi

Несколько последних дней рынок пребывает на поле битвы «зрады» и «перемоги» из-за нового единого бренда Украины. Команда MMR погрузилась в закулисье не то конкурса, не то тендера, длившегося по словам МИП девять месяцев, разобралась в процедуре отбора, пообщалась с заказчиком и агентствами и пришла к выводу: времена и люди меняются, а подходы — нет.

Виктория Лупенко
Сreative lead of client partner division в бизнес/медиа бюро ekonomika+

«Конкурс»: начало

10 мая Кабинет министров единогласно принял решение о новом бренде Украины, который в прямом эфире заседания презентовала Banda Agency. Уже спустя несколько часов на проект обрушился шквал мемов и интерпретаций схожести нового логотипа с вижуалами гей-раздела Pornhub. И совершенно зря — креативщики не виноваты, ведь доработали концепцию «Ukraine now» лондонского M&CSaatchi. Об этом не говорится на сайте Banda или в каком-либо из их уже обнародованных заявлений и интервью в СМИ или Facebook. Но это не секрет: практически сразу в своем Telegram-канале об этом написал Максим Лазебник, исполнительный директор ВРК, член Комиссии по вопросам популяризации Украины в мире, которая и принимала решение о финальном варианте бренда. 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Из его поста сложилось впечатление, что другие агентства пригласили на конкурс для галочки.
Руководитель проекта и госсекретарь Министерства информационной политики Артем Биденко рассказывает о партнерстве с правительством Великобритании, их исследованиях и рекомендациях по визуальному стилю. В комментарии MMR Артем подчеркнул, что «глобально — в нас були дослідження британців, їхнє бачення концепції. Вони запропонували [концепцію] «Ukraine Now» із тризубом на самому початку. Ми на конкурс винесли завдання — там чітко прописано: або доробити цю концепцію, або запропонувати щось своє. В результаті все одно перемогла концепція, яку запропонували британці. У баченні Banda». 

От Павла Клубникина мы впервые услышали об этом также в комментариях для MMR (ниже по тексту). 

Увидеть исходные вижуалы мы не смогли, так как M&CSaatchi London попросили не предавать их публичности. Но вот само исследование и бриф

Количество работ, которое могло подать одно агентство на конкурс, не было ограничено. Именно на конкурс — тендера не проводили, как говорят в МИП. С другой стороны, хоть в СМИ и официальных источниках фигурирует только «конкурс», в одном из агентств-участников сообщили, что их брифовали на тендер и просили подавать проекты с бюджетами. Рассказали и о том, что правила игры менялись на ходу: после объявления первой тройки финалистов и защиты проектов — откуда-то взялся второй и третий этапы и новые участники, среди которых и Banda. Об этом они узнали только сейчас, в день голосования Кабмина, с зимы им ничего не сообщали о конкурсе. За ходом процедуры не уследили даже члены Комиссии — как пишет Максим Лазебник в своем Telegram-канале, «здесь, честно говоря, я немного выпал из процесса, точно не могу сказать, как получилось, что в игру вступила банда Клубникина» (в цитате сохранены стилистика и грамматика автора, — Ред.).

Кто финалисты

Финалистами конкурса в декабре объявили агентства AdproIsobar, RAM360° и ту самую идею британских экспертов, пока не интерпретированную Banda. Интересно, что RAM360° сообщили, что они прошли в финал, а AdPro — нет. В обоих агентствах нам рассказали, что о результатах конкурса узнали из СМИ 10 мая. 

Потом был второй этап конкурса, где финалистами стали уже совсем другие проекты. 

Как нам сообщили в МИП, который и был заказчиком, результатами они все равно были недовольны, поэтому инициировали третий этап. Для этого в конкурс пригласили еще агентств, в том числе и Banda в феврале. То есть девять месяцев занял проект в общем, а не конкретно работа Banda, как поняли многие СМИ со слов Гройсмана во время заседания Кабмина. 


сооснователь и креативный директор Banda Agency

Павел Вржещ
креативный директор Banda Agency

Вы просто доработали концепцию, предложенную M&C Saatchi London? Насколько кардинальные изменения? 

Да, все верно, Ukraine Now — это сообщение, предложенное M&C Saatchi London. И мы присоединились к процессу в самом конце. И, наверное, главное, что мы сделали, — это переосмыслили сообщение, посмотрели на него чуть под другим углом. Нашим стратегическим решением было сделать четкий фокус на слове NOW. Сделать его главным словом сообщения и брендинга. Подчеркнуть важность момента, что именно сейчас в Украине происходят самые крутые и интересные вещи. Украина сегодня Now nation. Именно сейчас Украина меняется и становится страной, которая заслуживает внимания. Мы влюбились и поверили в это «сейчас». А дальше, эту мысль, что акцент именно на NOW должен быть, развили в брендинге. 

Вашего агентства нет в списках финалистов второго этапа, а на третьем вы внезапно появляетесь. Так сколько времени вы работали над концепцией? 

Насколько я знаю, проводилось много работы и открытых конкурсов. В итоге заказчик не был доволен результатом. Предложенные варианты не решали задачу, которая гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Поэтому дальше они, уже целенаправленно, начали обращаться в агентства. В том числе к нам. И мы согласились. Нам показалось, что это очень важный проект для всех нас, и стоит попробовать сделать его действительно хорошо.



креативный директор Isobar Ukraine

Володимир Кобець
Креативний директор Digital Chain

Расскажите о процедуре проведения конкурса. Вас пригласили или вы решили участвовать самостоятельно? 

Нас пригласили. Мы подготовили концепцию, презентовали. О результатах узнали только сегодня из масс-медиа (то есть 10 мая, когда обратились за комментариями. — Ред.). Никаких обоснований решения не приходило, критерии официально не объявляли.



креативный директор RAM360°

Святослав Кобзенко
креативный директор RAM 360

Расскажите о процедуре проведения конкурса. Вас пригласили или вы решили участвовать самостоятельно? 

Мы участвовали по собственной инициативе: узнали о конкурсе из открытых источников (если не ошибаюсь, условия были размещены на сайте МИПа), да и в Facebook довольно долго ротировалась эта новость. Решение об участии приняли довольно быстро: задача по нашему профилю, интересная и амбициозная. 

В нашей заявке было три варианта идей. Все они были довольно разные как по смыслу, так и по визуализации. Были подготовлены электронные версии заявок и собственно одна большая общая презентация. Все было отправлено согласно озвученным дедлайнам.
После довольно долгого времени, мы получили письмо с уведомлением о прохождении в финал конкурса с одной из идей и предложение презентовать ее лично для отборочной комиссии, что мы, собственно, и сделали в назначенный день. Условия прохождения именно этой идеи и критерии отбора скорее надо искать в самих условиях конкурса, отдельно они не звучали. 

После презентации каких-либо уведомлений о дальнейшей судьбе нашего предложения мы не получали. Вчера (10 мая. — Ред.) мы узнали о победе одного из агентств с предложением, которое не было представлено на открытой площадке конкурса, где были размещены все заявки с возможностью публичного голосования.

Кто в Комиссии?

Решение о том, какой проект выносить на голосование Кабмина, принимала специально созданная Комиссия по вопросам популяризации Украины в мире. Согласно постановлению Кабмина, в ее состав входят чиновники от самого Министра информполитики и до заместителей Министра культуры, советников Премьер-министра и представителей Офиса по привлечению и поддержке инвестиций. Для не чиновников была квота в два представителя от предприятий и пять представителей общественных организаций, которые могут принять участие в работе. По этому пункту, очевидно, выбрали представителей индустрии — Максима Лазебника, Андрея Федорива, Алексея Погорелова, Александра Смирнова и других. Полный список членов нам не удалось найти, но голосовали за проекты не всей комиссией, а только присутствующие, поэтому степень включения каждого участника — разная. Стоит заметить, что Алина Фролова, партнер RAM360° и советник Министра информполитики, тоже входила в состав экспертов, но вышла из него, чтобы не спровоцировать конфликт интересов. 

«Критерії відбору — експертиза учасників комісії. Фактично голосування, кожен обирав роботу, яка йому до вподоби», — рассказал о критериях отбора работ Артем Биденко для MMR. Голосование среди украинцев проводили, в частности, на сайте МИП, но, как вы уже узнали из комментариев RAM360°, в открытом голосовании проект Banda не был представлен. 

Но перейдем к главному — сколько получило агентство? Со слов МИП, гонорар агентства, да и вообще затраты на проект, составили ноль.

Итог

В одном из агентств-участников нам рассказали, как были шокированы решением. И не потому, что оно несправедливо, или Banda не достойна победы, или потому, что изначальную концепцию предложило лондонское агентство. Все это время их держали в неведении и проводили какие-то процедуры за спиной. Публикации протоколов каждого заседания Комиссии на сайте, очевидно, были больше для галочки, да и потом можно заявить, что вся процедура была в открытом доступе и на виду. По факту — понятных и качественных коммуникаций с участниками не построили. Не было единых критериев и правил отбора, тройка финалистов постоянно менялась. 

В общем ситуация скорее демотивирует и разобщает профессиональное сообщество, чем консолидирует. Если у МИП и были благие намерения, то они нивелировались сложностью и нецелесообразностью девятимесячной процедуры конкурса. От непрозрачности пострадал и заказчик, и правительство, и агентства, независимо выиграли они или проиграли в «конкурсе», и бренд страны на самом-то деле.

Чтобы ознакомиться с работами-финалистами от AdproIsobar и RAM360°, а также проголосовать за наиболее понравившуюся концепцию — перейдите по этой ссылке. 

Расскажите друзьям про новость