Сотовые операторы ведут маркетинговые войны
Финансовые показатели украинских сотовых операторов серьезно пострадают от внутриотраслевой ценовой конкуренции, обострившейся в конце прошлого и начале текущего года, отмечают аналитики. Снижение тарифов, акции и скидки уже стоили местной «дочке» «ВымпелКома» сокращения и без того низкой среднемесячной выручки на абонента на 11%, до 3 долл., в первом квартале 2007 года. Основные игроки этого рынка — «Киевстар» и UMC признают, что тоже теряют на ценовой войне, хотя и настаивают, что снижение тарифов — ответ на агрессию конкурента.
Среднемесячная выручка на одного абонента (ARPU) принадлежащих «ВымпелКому» «Украинских радиосистем» (УРС) по-прежнему сокращается — агрессивная ценовая политика заставляет оператора показывать едва ли не слабейший результат на рынке.
По итогам первой четверти 2007 года ARPU сократился до 3 долл. с 3,4 долл. кварталом раньше. Еще полгода назад абоненты в среднем приносили компании по 5,5 долл. Генеральный директор «ВымпелКома» Александр Изосимов уверяет, что сокращением показателя оператор обязан конкурентам, обвалившим цены на связь в стране. «Как правило, на рынок сотовой связи в регионе новый игрок выходит с низкими ценами, набирает абонентскую базу и поднимает тарифы до общего уровня», — рассказал глава «ВымпелКома» на представлении финансовых итогов.
По его словам, на этот раз традиционный сценарий не сработал — у конкурентов «не выдержали нервы и они начали демпинговать». «ВымпелКом» — новичок украинского рынка, оператор купил УРС в конце 2005 года, а сеть запустил в 2006 году. По итогам первого квартала текущего года компания УРС контролировала, по собственным оценкам, 4,5% местного рынка. «Учитывая небольшой размер бизнеса «ВымпелКома» на Украине, влияние слабой ARPU на показатели всей компании незаметно», — отмечает аналитик Банка Москвы Ростислав Мусиенко. «Зато влияние ценовой борьбы на финансовые показатели крупных операторов будет куда более существенным», — отмечает аналитик J’son & Partners Ирина Астафьева.
В UMC — украинской «дочке» МТС — уверяют, что ценовая борьба развязалась только в ответ на агрессивные действия «ВымпелКома». «Мы вынуждены были предпринять ответные шаги — нам не хотелось терять абонентов. Только в декабре мы выпустили тариф, сопоставимый по уровню цен с УРС, и в феврале вывели на рынок новый бренд, рассчитанный на низкий ценовой сегмент, — рассказывает директор по связям с общественностью Елена Кохановская. — Эта ценовая война пока никуда не ведет — теряют все игроки рынка». В «Киевстаре» и вовсе предпочитают не называть ценовой войной текущее положение дел. «Это здоровая конкуренция», — говорят в пресс-службе «Киевстара».
Впрочем, участники украинского сотового рынка в развязывании ценовой войны винят именно «ВымпелКом». Источник в одной из сотовых компаний объясняет, что при местных ставках на интерконнект 50 коп. УРС начала предлагать тарифы, где минута связи стоила 29 коп., то есть работала откровенно в убыток. «Абоненты начали уходить от основных игроков — «Киевстара» и UMC, и те в ответ тоже начали снижать цены, предлагать скидки», — рассказывает источник.
Один из акционеров «ВымпелКома» — норвежская Telenor — считает, что УРС оступилась еще на том этапе, когда решила выходить на насыщенный украинский рынок. «Мы по-прежнему настаиваем на том, что это было бессмысленно. «ВымпелКом» не может добиться успеха на этом рынке — уровень проникновения слишком высок для появления нового игрока», — считает Ян Эдвард Тигесен, исполнительный вице-президент Telenor по странам Восточной Европы. По его мнению, для развития украинских операций у «ВымпелКома» могут быть два пути — партнерство с оператором «Астелит» либо продажа УРС одному из крупных игроков, «Киевстару» или UMC. «Если они не найдут хорошего решения, это будут просто выброшенные на ветер деньги», — говорит г-н Тигесен.
Другой совладелец оператора — Altimo возражает, что УРС и так развивается неплохо: активно наращивает абонентскую базу и долю рынка.