Рынок не ждет потрясений
Достаточно нервным оказалось нынешнее лето для рынка наружной рекламы Украины. Сложная ситуация в Киеве (отсутствие рабочего состава Комиссии по рекламе, разработка новых тарифов, массовые незаконные установки), судебные процессы в Одессе и Харькове, второе явление президентского законопроекта по безопасности на дорогах.
Все эти факторы, вкупе с нарастающими темпами инфляции, заставили многих игроков обеспокоится – что же будет в следующем году, когда рынок потеряет две категории клиентов (табак и алкоголь).
Эксперты Ассоциации провели анализ потенциальных угроз рынку и на сегодняшний день готовят подробный прогноз развития рынка в ближайшие 5 лет. В прогнозе учитываются данные Украинского Медиа Монитора, оценки Всеукраинской рекламной коалиции и компании Cortex.
Кратко предлагаем ознакомиться с предварительными выводами наших аналитиков:
- Нынешний год закончится для рынка объемами в 230 миллионов долларов. В следующем году темпы прироста бюджетов замедлятся из-за потери рекламы табака и алкоголя, однако все равно финансовый рост рынка составит около 15-20%. Существенно ситуацию может исправить политическая реклама, которая вполне может заместить уходящие категории.
- Медиа-инфляция в 2009 году составит от 10 до 30%, в зависимости от региона, компании и категории клиента. Точный прогноз возможен только в конце сентября – октябре, когда станут понятными объемы годовых клиентов. Однако даже сегодня можно сказать, что повышение цен не будет превышать совокупных изменений: на валютном рынке, общей инфляции по стране. Поэтому в общем сальдо клиенты не почувствуют существенного увеличения затрат на наружную рекламу.
- Угроза увеличения городских тарифов на 300-400%, существующая сегодня, например, в Киеве, вряд ли будет реализована, и скорее используется властями как метод давления на бизнес. Однако следует ожидать увеличения тарифов в рамках общей инфляции на 20-25%.
- Консолидация рынка в 2009-2010 году будет увеличиваться, мелкие и средние компании будут покупаться крупными международными сетями за достаточно высокие цены. Стоимость объектов наружной рекламы начнет падать в 2011 году, когда лидеры рынка ощутимо переведут свои приоритеты с количественного роста в качественный. Выход принципиально новых форматов и стандартов рекламы начнет снижать перспективы формата 3х6.
- Рынок не готов к потрясениям вроде запрета наружной рекламы или реализации рейдерских схем захвата компаний. Международные компании сегодня не заинтересованы в падении перспективного рынка, и в случае неконструктивной позиции властей, будут вынуждены использовать влияние международных организаций.
В целом, рынок уже получил ряд сотрясений за последние несколько лет, однако они мало повлияли на общее развитие отрасли. Тенденция к качественному росту сегодня только начинается, и в ее поддержке заинтересована вся отрасль. Поэтому очередные «моратории», демонтажи или «разборки» будут лишь приостанавливать эту тенденцию, но не отменять ее.