Из личного опыта: почему в Германии больше доверия к креативным агентствам, чем в Украине
23 Апр 2019, 10:30

Из личного опыта: почему в Германии больше доверия к креативным агентствам, чем в Украине

Арт-директор берлинской студии Super an der Spree Анфиса Хлеб о том, как работать с большими брендами, что такое speculative design и как сохранить креативность

Анфиса Хлеб, арт-директор берлинской студии Super an der Spree и спикер международной конференции Creative Loop Kyiv-Berlin, которая пройдет 17 мая в Киеве, рассказала MMR о том, как украинский студент в Германии может попасть на работу в креативное агентство, особенностях немецкой креативной индустрии, сотрудничестве с Philips и государственным сектором, важности экспериментального этапа в творчестве и «мучениях художника» по-немецки.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Как вы стали арт-директором Super an der Spree? Сложно ли было конкурировать с немецкими кандидатами? 

Когда я переехала в Берлин, для меня стал актуальным вопрос заработка. Поскольку я обучаюсь в Берлинском университете искусств, по законодательству у меня нет права заниматься фрилансом, но есть возможность работать на полставки 20 часов в неделю. Поэтому я начала поиски работы в разных агентствах. Предложения искала на сайтах, по типу украинского HeadHunter. Чтобы ускорить процесс, находила контакты и напрямую обращалась к представителю компании.
Всего я отослала около 200 резюме за две недели. Руководствовалась правилом: чем больше заявок, тем больше шансов. В итоге меня пригласили на пять собеседований, к которым обязательно нужно было подготовиться, изучить компанию, настроиться на продолжительный разговор. Компании тщательно относятся к выбору сотрудника, так как в Германии высокая социальная защита. Если тебя взяли на работу, потом тебя сложно уволить. Или же придется длительное время выплачивать пособие в размере 100% или 50% от заработной платы. Поэтому здесь нет текучки, и работодателю важно понимать, почему ты хочешь работать именно с ним.
Попав на собеседование в Super an der Spree, я сразу нашла общий язык с креативным директором. Ему понравилось мое портфолио, то, что работы были больше креативными, чем коммерческими. Уже через несколько часов я получила положительный ответ.
В Берлине высокие требования к кандидатам, но, в то же время, много предложений. Поэтому, если человек хочет найти работу и чувствует себя уверенно в том что он делает, — он ее обязательно найдет. Конечно, важно владение немецким языком — это поможет без проблем вписаться в рабочую атмосферу.

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Какие особенности работы креативного агентства в Германии и индустрии в целом? В чем отличия от Украины? 

Могу судить только по личному опыту. Главной особенностью для меня стало отличие рабочей атмосферы: продуманные дедлайны, работа в удобном режиме, высокая ответственность каждого сотрудника, уважительное отношение, высокая степень социальной защиты, отсутствие иерархии.
Если говорить о взаимодействии с клиентом, в Германии работа между студиями и заказчиком проходит проще. У компании, которая обратилась с запросом, больше доверия к исполнителю. Обычно это минимум правок и очень конструктивное сотрудничество.

Вы разрабатывали кампанию для Philips. Расскажите подробней об этом кейсе.

С Phillips Super an der Spree работает давно. В основном, мы разрабатываем дизайн-решения для форумов и мероприятий этой компании. Последний форум Phillips был посвящен здравоохранению и приурочен к запуску линейки продуктов, нацеленных на частные клиники. Надо понимать, что в Германии очень мало государственных клиник, и большинство докторов имеют частные практики. Поэтому компаниям сложно зарабатывать, продавая оборудования одной большой сети. Им надо взаимодействовать с каждым отдельным врачом, искать более индивидуальный подход. Форум был призван помочь наладить контакт с этими людьми, познакомиться, создать площадку для общения.

Перед нами стояла очень понятная задача — сделать мероприятие о современных технологиях в медицине более интересным, вовлекающим. Чтобы облегчить формат, но не уйти от образовательной цели мы разработали креативный дизайн помещения и добавили обучающие интерактивные дисплеи с разного вида анимацией. Такие решения полностью удовлетворили запрос клиента.

Работа над моими видео для меня — размышление о том, что меня волнует, поиске идей и экспериментах.

Анфиса Хлеб
Арт директор берлинской студии Super an der Spree

Среди ваших проектов — работы для сети государственных клиник Vivantes и Федерального министерства внутренних дел Германии. Интересно ли вам работать с государственным сектором? Какие сложности возникают? Как проходят тендеры?

После нескольких лет работы в рекламных агентствах я осознала, насколько важно для меня делать дизайн проектов, которые играют полезную и важную роль в обществе — это не только о картинке и попытке продать, но и о смысле того, что ты делаешь. Особых сложностей не возникает, хотя эстетике в таких проектах придается не самое большое значение.
В работе с государственным сектором есть свои особенности: консервативный подход, довольно длительный процесс согласований из-за большего количества сотрудников, которые участвуют в принятии решения. Но за два года работы в студии я наблюдаю, как наши проекты становятся все смелее и изысканнее на уровне дизайна, появляется больше свободы для визуальных решений. Мы завоевываем доверие клиентов, и они готовы принимать более рискованные решения.
Super an der Spree часто выигрывает тендеры. Главное правило и залог успеха — тщательный и детальный просчет реализации предлагаемой идеи. Презентация в нашем случае — это готовое к воплощению рабочее предложение.
У нашей команды из 12 человек на подготовку тендера уходит неделя-две. Работа происходит динамично и плодотворно благодаря высокой самодисциплине каждого участника процесса, организованности, налаженности работы. 

Каким из ваших проектов гордитесь больше всего? Почему?

Каждый проект  это вызов и площадка для изучения чего-то нового. Для меня самыми любимыми сейчас являются мои экспериментальные видео, а также исследования в сфере speculative design, которыми я занимаюсь в университете. Работа над моими видео для меня  размышление о том, что меня волнует, поиске идей и экспериментах. Последняя видеоработа, например, была посвящена исследованию темы смерти. Я изучила много литературы на тему вероятности биологического бессмертия с развитием современной науки и технологий, ознакомилась с разными восприятия смерти, от духовной до чисто прагматичной. Затем я организовала ряд интервью со своими близкими друзьями об их отношении к смерти, которые легли в основу смыслового ряда работы. Эстетика и саунд-дизайн дополнили идею видео, которая появились в ходе моего исследования.

Под speculative design я подразумеваю создание дизайна для еще несуществующих задач. Зазор между реальностью, которую мы знаем, и разными идеями реальности, предложенными speculative design, создает пространство для обсуждений и размышлений. Такие рассуждения позволяют задавать вопросы касательного того, каким мы хотим видеть будущее, а какого хотели бы избежать. Дизайн становится помощником в повышении осознанности последствий наших действий в роли потребителей. Будущее   площадкой для вдохновения, поиска новых идей и смыслов.

Вы также изучаете визуальные коммуникации в Берлинском университете искусств. Какие топ visual-тренды можете отметить? 

В университете мы не уделяем много внимания трендам как таковым. Студенты очень много экспериментируют с разными методами, стараясь найти интересное решение, изобрести новый подход в визуальной коммуникации, внедряют технологии, с помощью которых можно создать новый визуальный язык.
Современные программы, которые дают возможность создавать визуализации в трехмерном пространстве или превращать их в интерактивные работы, пользуются сейчас популярностью у европейских дизайнеров. Но креативное общество здесь также активно уделяет внимание качеству дизайна и борется за осознанное отношение к тому, что ты создаешь.

Что изменил берлинский опыт в вашем профессиональном подходе?

На изменение подхода повлияли многие факторы, в том числе и личные. Но Берлин вывернул наизнанку весь мой многолетний опыт в дизайне. Потребовалось полностью перестроить систему ценностей в профессиональном подходе. Раньше мне было интересно делать конкурсные, зрелищные проекты. Теперь я больше внимания уделяю смыслу проекта. Если в Украине ко мне приходили с конкретным референсом и словами «‎‎сделай вот так»‎, то здесь никто не работает таким образом. Этап исследования, экспериментов и поиска новых идей — один из самых важных в работе дизайнера в Европе.

Намного проще создать дизайн, используя хороший вкус и знания, где взять качественный контент для вдохновения. Но в Германии мне потребовалось научиться создавать собственный путь поиска и воплощения идей. Это можно назвать «мучениями художника»  ты пытаешься нащупать что-то эфемерное и существующее только в твоей голове. Такой процесс занимает больше времени и усилий, ты постоянно пребываешь в состоянии неизвестности. Но только таким образом рождается свежая и качественная идея. Немецкий подход научил меня через опыт находить решение.

Раньше мне было интересно делать конкурсные, зрелищные проекты. Теперь я больше внимания уделяю смыслу проекта.

Анфиса Хлеб
Арт директор берлинской студии Super an der Spree

Какими креативными приемами чаще всего пользуетесь при реализации проектов? 

За время работы их собралось очень много. Но главное для меня не приемы, а мое внутреннее состояние, при котором креативность является чем-то естественным. Мне очень помогают йога, медитация, ограниченное использование социальных медиа.
Парадокс, но еще полнее раскрыть свой творческий потенциал мне помогло то, что я перестала искать конкретные методы, как развить в себе креативность, улучшить или изменить себя. Необходимо просто расслабиться и довериться себе. Это тоже приходит с опытом, когда перестаешь об этом постоянно задумываться, и осознаешь, что та самая желанная креативность была в тебе всегда и нужно было только дать ей возможность быть выраженной.
Если в начале карьеры полезно изучать много примеров, вдохновляться, то сейчас я практически ничего не смотрю — даже фильмы. Чтобы не создавать себе внутренние ограничение, не сравнивать, не сомневаться в своих работах, избежать неуверенности и желания действовать по шаблону. Даже если это очень удачный шаблон. Стараюсь много читать, это помогает тренировать мое воображение.

Есть ли украинские компании, с которыми хотели бы посотрудничать? Какие?

На данный момент у меня недостаточно времени для открытого сотрудничества, но мне интересно делиться знаниями в сфере дизайна на украинских просторах.  

Расскажите друзьям про новость