У вас есть опыт работы в крупных рекламных и дизайн-агентствах Украины. Расскажите, как работа над проектами для известных брендов помогла вам устроиться на работу в США?
В дизайне я уже более 10 лет. Начал свой путь в рекламном агентстве Dialla, далее в Студии Бабича, и постепенно вырос до должности арт-директора в агентствах 360-Branding и AV-Group. Каждая ступенька в карьере дала классный опыт и была хорошим челленджем, поскольку эти агенства в свое время были лучшими в Украине, работали с известными мировыми брендами. За это время успел посотрудничать с Adidas, P&G, LG, Samsung, Loréal, Nestlé, Philips, Cisco, Porsche Ukraine.
Постепенно я понял, что мои знания и опыт позволяют мне работать самостоятельно и выполнять задачи студии. Поэтому начал напрямую работать с украинскими компаниями и брендами, также у меня появилось несколько зарубежных клиентов. Довольно объемное портфолио с именами мировых брендов, безусловно, дало большой плюс, и многие зарубежные компании были заинтересованы моим опытом. Спустя год сотрудничества агенство Amplifier Strategies предложило работу у них в офисе в Сан-Франциско.
Офис Amplifier Strategies
Какой опыт вы получили в Сан-Франциско? В чем отличие работы в американской компании от украинской?
В Amplifier мы работали над созданием сайтов, я получал больше знаний в UX, но параллельно продолжал работать с брендингом, визуальными дизайном. К примеру, интересный проект был для компании Battery — мы работали над сайтом и разрабатывали маркетинговые материалы. Battery — закрытый клуб для обеспеченных и влиятельных людей, где проходят ивенты на экономические, социальные и культурные тематики. Кроме того, клиентами Amplifier было множество социальных организаций и благотворительных фондов. Работа в такой сфере была для меня новым опытом. Рабочий процесс был подобный тому, что я делал в Украине — я работал с командой маркетологов, а также другими дизайнерами и IT-командой.
Что касается культуры работы, тут есть определенные отличия. В первую очередь, это то, что есть понятие доверия к профессионалу. Если ты предлагаешь определение решение и грамотно аргументируешь свою идею, в ней не будут сомневаться, так как понимают, что ты как профессионал разбираешься в этом лучше. Кроме того, твое время ценят — ставят адекватные дедлайны, а если ты работал овертайм, твое время будет дополнительно оплачено. Из того, что мне до сих пор непривычно, — это любовь американцев к «митингам» (встречам) — они бывают по несколько раз на день, часто занимают половину рабочего времени. К примеру, в компании, где я работаю сейчас, в среднем несколько митингов в день, но все они имеют смысл и помогают рабочему процессу. Но раньше я сталкивался с тем, что такие встречи часто непродуктивны, и на них порой собираются сотрудники, которые не имеют отношения к предмету разговора. В остальном все процессы довольно четкие: все работают максимально продуктивно, не тратят время на чаепитие и просиживание рабочего времени в соцсетях.
Почему решили продолжить свой экспириенс в IT-компании? Какой процесс трансформации вы прошли?
Это был очередной вызов самому себе. Достигнув довольно хороших результатов в визуальном и бренд-дизайне, получив несколько международных наград, я понял, что следующим этапом будет усовершенствования своих навыков в UX и product дизайне. Кроме того, в какой-то мере на меня повлияла жизнь в Сан-Франциско. Тут все пропитано технологиями, инновационными идеями — это безумно вдохновляет. После того, как я получил достаточно опыта в агентстве в качестве UX дизайнера, прошел дополнительное обучение и получил несколько сертификатов, понял, что интересней всего для меня была бы работа в стартапе с каким-то интересным, инновационным и сложным продуктом. Так я оказался в Censia, где сейчас работаю на должности Head of Design. Это продукт для рекрутинговый компаний, который использует AI для точного поиска кандидатов и найма сотрудников.
Есть ли недостаток креатива в IT-бизнесе?
Действительно, в какой-то мере такая проблема существует. Многие компании фокусируются, в первую очередь, на создании функционала своего продукта, особенно, если это стартап на ранних стадиях. Уже со временем UI совершенствуется, и деталям уделяют больше внимания. Я бы сказал, что это одно из важных и позитивных отличий от Украины. У нас многие забывают об этом и делают красивый, но совершенно неудобный продукт.
Как вы совершенствуете свои профессиональные скиллы?
Это ежедневный процесс. Изучение блогов о дизайне, профильных сайтов, постоянное отслеживание трендов на профессиональных комьюнити, таких как Behance и Dribbble. Кроме того, в последнее время я все больше стараюсь совершенствовать свои знания с помощью курсов. К примеру, недавно получил несколько сертификатов от University of California San Diego, а сейчас прохожу курс от Interaction Design Foundation.
Что необходимо украинскому дизайнеру и не нужно американскому? И наоборот.
Украинскому дизайнеру, однозначно, необходимо прокачивать не только свои профессиональные способности, но и софт скиллы: умение работать в команде, адекватно воспринимать критику и аккуратно давать фидбеки. На самом деле, у нас в Украине много талантливых специалистов, но не все умеют себя ценить. Мы воспитывались в довольно жестких условиях — благодаря этому я достаточно критично отношусь к себе, но это дало мне возможность постоянно работать над собой и расти как профессионалу. Американцы достаточно уверенны в себе. Они росли в другом менталитете, умеют себя преподнести, знают себе цену. Кто-то вырос через дорогу от главного офиса Google, в конце концов, английский язык — родной для них. Все это позволяет чувствовать себя более свободно, иметь высокие требования к работодателям. Но, как не крути, профессиональные качества всегда на первом месте.
Безусловно, США задает мировые тенденции, создает инновационные продукты, так что нам всегда нужно следить за движением рынка и трендами. США всегда было известно тем, что здесь собраны лучшие специалисты со всего мира. Учиться друг у друга и делать мир еще круче должно быть нашей основной целью.
Вы получили много международных наград в сфере дизайна. Какой процесс подачи работ? Какие сложности?
Да, последние пару лет стали для меня знаковыми в плане получения наград. Ранее я никогда не участвовал в конкурсах, а теперь приглашен в состав в жюри в двух масштабных международных конкурсах. Это довольно интересный опыт.
Сам процесс подготовки работы к подаче довольно стандартный и не сильно отличается от того, когда вы, например, хотите опубликовать свой проект в портфолио. Важно показать идею, рассказать о челленджах, которые стояли перед вами при выполнении проекта. Необходимо осветить процесс работы, как вы пришли к тому или иному решению. Ну, и, изучив все требования, подготовить файлы должным образом и правильно выбрать категорию.
В любом случае, нужно не забывать, что подать работу — это одно, а выиграть — совсем другая история. Первые победы для меня были большим и приятным удивлением. К примеру, американский конкурс GDUSA (Graphic Design Award) выбирает всего 15% из 10 тысяч подавших заявку на участие. В этом же конкурсе одновременно со мной победили дизайны для Starbuck’s, PepsiCo, а также такие известные в США бренды, как 7-Eleven, The Home Depot и многие другие.
Награда GDUSA за проект PTAHA
А в конкурсе Muse Creative Awards выигрывали такие всемирно известные компании, как Mastercard, PORSCHE, Emirates, UEFA. Конкуренция огромная, поэтому важно, чтобы ваш проект был действительно интересным, инновационным и нес смелую идею.
Ваши ТОП-3 креативные работы.
Есть довольно много проектов, которые мне запомнились, но я хотел бы выделить следующие:
HIS.ua — компания для которой я разрабатывал брендинг и дизайн сайта. Бренд занимается производством мебели, но, помимо этого, их сайт на сегодняшний день — самый посещаемый ресурс и комьюнити о дизайне. Кроме того, в соцсетях у них более 100 тыс фолловеров . Я люблю дизайн во всех его проявлениях, и это был интересный для меня проект. Наше видение с основателем компании совпадало на 100% — задачей было сделать стильный и узнаваемый минималистичный брендинг, который сможет передать идею компании.
Nescafé Milano — проект, который мы реализовали в AV Group. Это был выход бренда Nescafé Milano на украинский рынок, и задачей было не только разработать рекламную кампанию, но и придумать и создать брендированный интерьер для семи кофеен по всей Украине.
Wander Way — стартап для бронирования и организации фотосессий по всему миру, в котором я являюсь арт-директором и сооснователем. Работа над своим проектом — довольно сложный процесс, но все же опыт в Сан-Франциско научил меня сначала разрабатывать функционал и тестировать его, а потом уже переходить к работе над деталями и улучшениями. Наверное, поэтому логотип и основная идея были разработаны всего за пару недель. А совсем скоро будет проводиться ребрендинг сайта, так что впереди еще много работы.
Работами каких мировых креативных агентств вдохновляетесь?
Я провожу довольно много времени, изучая портфолио и кейсы многих студий и агентств, чтобы идти в ногу с последними трендами и тенденциями в дизайне. Советую не фокусироваться только на своем направлении, а изучать и следить за тенденциями из разных направлений дизайна. Например, интересоваться не только графикой, а уделять внимание промышленному дизайну, интересоваться интерьерным дизайном… Никогда не знаешь, над каким проектом и из какой сферы ты будешь работать завтра — иногда можно найти вдохновение или решение какой-то проблемы там, где совсем не ожидал. Если говорить о каких-то определенных агентствах, то выделить всех, кто мне нравится и вдохновляет, тяжело, так как время идет и тренды меняются. Могу назвать несколько последних бренд и вижуал студий, которые мне импонируют: Anton & Irene, SocioDesign, Oddone, Layer.
Если говорить именно UI/UX, здесь немного другая ситуация, и лучше просто смотреть на продукты, так как многие стартапы берут in-house сотрудников для постоянной роботы над своим продуктом, а не пользуются услугами агентств.
Кому посоветуете стажировку в американской компании? Кому это не нужно?
В первую очередь нужно определить, какая цель перед вами стоит.
Могу сказать точно, что это не подойдет тем кто кто не хочет менять свой менталитет, кто привык ходить на работу для галочки. Если вы не готовы каждый день выходить из зоны комфорта, скорее всего, это не для вас.
С другой стороны, такая практика нужна тем, кто хочет постоянно развиваться, принимать новые челленджи. Это совсем другой опыт, с новыми правилами жизни. Будет сложно, но это стоит того и поможет вам развиваться как личностно, так и профессионально. Даже если это годовая стажировка, будьте уверены, вы больше никогда не будете прежним.
Какие ошибки в работе привели вас к тому, кем вы есть сейчас?
Все ошибки формируют наш профессионализм, так как мы начинаем обращать внимание даже на самые мелкие вещи, которые раньше были не важны для нас. Каждый опыт, каким бы он ни был, влияет на нашу жизнь, и это классно. Сложно сказать о каких-то конкретных ошибках — я, скорее, воспринимаю все как некие испытания, которые развивают меня как личность и профессионала.
К примеру, работа в агентствах и работа с большим количеством рекламных макетов сделала меня технически подкованным и выработало привычку обращать внимание на каждую деталь. Опыт работы арт-директором научил управлять командой дизайнеров, обучать их. Развитие в UX дизайне открыло совершенно новые грани дизайна, научило обращать внимание не только на визуальную часть, но и на процесс взаимодействия с пользователем. Раньше мне этого не хватало.
Дайте несколько советов ребятам, которые только начинают свой путь в сфере дизайна.
В первую очередь, нужно определиться, в какой сфере дизайна двигаться. Что вам интереснее — творчество и визуальный дизайн или анализ и долгосрочное планирование. Так или иначе, все сферы дизайна требуют креативного и нестандартного мышления. Кроме того, знание основ и теории любой из сфер дизайна даст вам возможность говорить со всей дизайн-командой на одном языке.
Вне зависимости от того, на каком вы этапе в своей карьере, я рекомендую быть любознательным и изучать тенденции. Вам нужно постоянно окружать себя дизайном и научиться отличать хорошие решение от плохих и, главное, понимать, что вам нравится, а что вы бы изменили. В остальном — постоянно практиковаться. Если вы хотите подтянуть какую-то из сфер, например, научиться делать классный брендинг, поставьте себе задачу каждую неделю загружать, к примеру, на Dribbble новые проекты. Сами придумывайте себе задания, старайтесь пробовать себя в разных сферах, будь то логотип для бренда косметики или криптовалюты. Каждый продут анализируйте, проводите работу над ошибками. Такая постоянная практика со временем даст свои плоды и ваш рост как профессионала.