Уроки Apple и Microsoft: новая культура требует нового руководителя
Общаясь со многими инвесторами и наблюдателями Apple можно услышать много вздохов и ворчания о компании под руководством CEO Тимом Куком. «Apple утратила свой путь», можно услышать, «ее преимущества инноваций ушло». Такие люди жалеют о старых добрых временах, когда доходы безумно росли от одного квартала к другому.
Дело в том, что сейчас совсем другие времена, чем даже несколько лет назад. Apple в силу необходимости изменила свою бизнес-модель, и чтобы достичь этого, свою культуру. Культурные перемены предполагают перемены в лидерстве, либо нахождении новых путей поведения руководителями компании, или привлечении свежей крови на топ-позиции, которые устанавливают новые взаимоотношения с сотрудниками, потребителями, партнерами и рынками.
Как заметил Wall Street Journal Apple стала совершенно другой компаний при Куке. Стив Джобс, известный своим «взрывчатым» темпераментом, переживал только о продуктах.
«Компания, сотрудники должны были только помогать достижению этой цели», заметил бывший сотрудник. «Тим больше беспокоится обо всем в компании».
Иногда нужен другой подход
Джобс отстранял людей и идеи, с которыми он был не согласен, иногда грубо. Он сфокусировал компанию на нескольких проектах, отклонив многие из них. Старшие менеджера иногда находили себя настроенными друг против друга.
Кук добивается консенсуса, дает возможность развивать больше потенциальных проектов. Он не скор на принятие решений, и не считает, если продукт на поразил его, что он не может быть успешен.
Компании меняются при разных руководителях, но иногда в своем развитии, бизнесу нужен новый лидер, чтобы изменить культуру, когда этого требуют рыночные условия. Например, Apple перестала быть неудачником, восставшим из мертвых, когда ей нужна была беспощадная и уверенная рука, чтобы выжить. Сейчас компания обладает крупнейшей рыночной стоимостью бизнеса в мире. Большие скачки в процентах в продажах и доходах сложно получить, так как исходные цифры огромны.
Рынок девайсов тоже меняется. Рост продаж замедлился для планшетов. Смартфоны быстро стали вполне зрелым рынком. Нельзя ожидать появления концепции нового продукта на регулярной основе. Люди, которые жалуются на отсутствие инноваций в Apple, забывают, что первый iPod появился в 2001, а первый iPhone — в 2007. Не то, чтобы Apple ничего не делала в течение шести лет. Но она также не была и машиной, которая выпускала ежегодное инновационное чудо.
Новая культура становится обязательной
Apple не единственный пример компании, которая вынуждена была изменить свой подход к бизнесу. Давайте посмотрим на ее конкурента Microsoft. Годами она боролась под руководством CEO Стива Балмера. Мобильные девайсы отставали с появлением на рынке и не были на высоте, когда появились. Было слишком много зависимости от продаж Windows и Office. Результат превращался в великий пример Дилеммы Инноватора, когда надежда на дойных коров, которых инновация создала в прошлом, превратила компанию в легкую мишень для передовой технологии.
Со временем Балмер изменил некоторые основы стратегии, чтобы повести компанию в новом направлении, но он все равно сильно ассоциировался с предыдущим подходом к бизнесу. Поэтому Microsoft заменила Балмера Статьей Наделлой, чтобы предоставить место для изменениям в стратегии. В компании наметился сильный фокус в направление к облачным сервисам. Идея Windows-центричного мира должна была быть отложена в сторону.
Новые условия требуют новой культуры, которая может требовать новых лидеров. В долгой перспективе компания преуспевает, если может приспособиться к новым условиям и требованиям. Предприниматели должны быть готовы стать новыми лидерами или привести новых лидеров, если это нужно компании. Эмоционально сложно лишиться прямого контроля, но подумайте, насколько тяжелее будет видеть свою компанию не у дел.