Евгений Зингерман, Digital Strategist в Freelance
О бизнес-эффективности Черной пятницы лучше спросить у ретейлеров, так как каждый тут преследует свои цели. Кто-то хочет освободить склады для новой продукции, распродав старую со скидками, кто-то включается в эту игру, потому что «все так делают, и нам нужно». В любом случае, с точки зрения потребителя — это старт сезона предновогодних распродаж, когда то, что ты и так купил бы, можно купить дешевле. На лояльность к торговым сетям это никак не влияет, но, как минимум, приятно. В США, где Black Friday — это культ, уже были кейсы отказа сетей от участия в общей истерии, что привело к активному освещению в СМИ и всеобщему одобрению.
Бренды действуют по накатанной, предлагая оставить email или телефон в обмен на оповещение о старте распродаж. В такой ситуации любой, кто радикально отойдет от накатанных механик, сможет привлечь к себе внимание.
Антон Воронюк, директор по развитию WebPromo, CEO WebPromoExperts
Эффективна или нет для вашего бизнеса Черная пятница –зависит от ответа на вопрос: насколько эффективно у вас работают инструменты коммуникации? Ведь если задуматься… Что такое Черная пятница для украинских интернет-предпринимателей? Это всего лишь хороший повод написать:
— письмо;
— пост в социальных сетях;
— sms;
— push-уведомление.
В чем проблема? Черная пятница уже стала мейнстримом. Да, она не так беспощадна, как в США, когда конкуренты ддосят и ломают сайты, чтобы сорвать распродажи, но вот так выглядел мой почтовый ящик год назад. Около 70 писем из СНГ с сообщением о Черной пятнице. 95% писем я тогда так и не открыл.
Кто в этой истории выигрывал?
1. Те, кто ранее построил нормальную коммуникацию в рассылке.
2. Те, кто отправил письма за пару дней до пятницы или решил продлить свой offer на выходные.
У нас была своя «Черная пятница». В конце ноября академия WebPromoExperts празднует свой день рождения. Письмо с темой «К черту Черную пятницу — у нас сегодня День рождения!» собрало открываемость в 2 раза больше, чем обычно, а кликабельность превысила норму на 60%. При том, что в письме была вполне себе BlackFriday скидка 50%. В нашем случае личный посыл отработал однозначно лучше, чем общий тренд.
Катерина Микула, директор Lamoda.ua
Black Friday в интернет-магазине Lamoda.ua впервые прошла в 2014 году. Уже тогда мы наблюдали рост продаж в день акции, но в то же время было понятно — необходимо формировать культуру праздничных сейлов. Мы стали работать с покупателями, объяснять преимущества распродажи: большие скидки, возможность выгодного шопинга перед Новым годом. И уже на следующий год посещаемость интернет-магазина в Черную пятницу была максимальной, а количество заказов увеличилось втрое. Чтобы справиться с их потоком, в нашем колл-центре на линии работали 312 операторов одновременно.
Каждую пятницу в течение этого месяца мы снижали цены на определенные группы товаров. А чтобы поощрить постоянных покупателей, устроили акцию — все, кто до 20 ноября сделал одну, две или три покупки, получили доступ к Черной пятнице на один, два или три часа раньше. Таким образом, эти клиенты смогут первыми воспользоваться лучшими предложениями и выбрать товары по самым выгодным ценам.
Мы подключили ТV, радио, печатные и онлайн-издания. Что касается коммуникаций в соцсетях, главное — ненавязчиво напоминать подписчикам о грядущем событии. Мы опубликовали несколько подборок с одеждой черного цвета, черным кофе, черным котом — то есть с тем, что имеет ассоциативную связь и вызывает эмоциональный отклик. Кроме того, провели конкурс и дали победителям не только подарки, но и доступ к распродаже за несколько часов до ее начала, а также делились советами, что стоит добавить в «Корзину», чтобы потом купить по выгодной цене.