Бізнес to drive: чому неможливо продавати каву у київських пробках
29 Мар 2017, 11:00

Бізнес to drive: чому неможливо продавати каву у київських пробках

Розбір кейсу: KAVA pit stop — бізнес з продажу кави у пробках. Нішевий. З чіткою ЦА. Невдалий. Чому?

«Продавати каву у київських пробках? Та це ж геніально!», — подумали ми, коли дізналися про проект KAVA pit stop. Його засновники свого часу теж так вважали — у Києві є купа заторів, народ нудиться, кава продається. Та от тільки бізнес не склався. Що робити, коли дослідження не спрацювали, маркетингові прогнози не збулися, а у бізнес вже вкладено N-сума доларів — говорить Олександр Тарасов, один із засновників проекту KAVA pit stop.

Виктория Лупенко
Сreative lead of client partner division в бизнес/медиа бюро ekonomika+

Аналог такого бізнесу у світі є, чи це 100% нова ідея? Бо я, відверто кажучи, не нагуглила. 
Аналоги подобного бизнеса существуют в разных странах. Таким способом продают пиво, лимонад, кофе. 
Які дослідження провели перед запуском, і що переконало — що відкриватися доцільно? 
Основным фактором было отсутствие подобной формы продажи на рынке + напряженная ситуация с кофе-машинками, которых начали интенсивно гонять — в нашем же случае нет стационарной точки сбыта. Ну и, разумеется, мы сами много лет ездим на машинах и казалось,что постоянно попадаем в пробки, что есть места, где они образовываются стабильно и всегда.

Виктория Лупенко
Сreative lead of client partner division в бизнес/медиа бюро ekonomika+

Хто була ваша ЦА — просто люди, що застрягли у заторах? 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Да, ЦА — это люди, которые оказались в пробке, и наше предложение стало бы для них способом чем-то занять себя, скоротать время. Представьте, как было бы приятно: утром снова застрял по пути на работу, а к твоему окошку подходит человек, улыбается и говорит «Кави не бажаєте?» В основном мы делали ставку на импульсную покупку, когда никуда не надо заезжать специально, вот он — горячий кофе тут и сейчас. Постепенно это должно было перерасти в условный рефлекс и, замечая на дороге человека в красно-белом комбинезоне, сразу возникает ассоциация с кофе, и совершается рефлекторная покупка. 

То які зараз маєте результати? 

Пока что результаты говорят только о том, что либо «долгоиграющие», плотные, стабильные и регулярные пробки в Киеве отсутствуют, либо мы еще не отследили все потенциальные места. Таких пробок как, например, в Москве, в которых можно жить, у нас нет. Для Киева в большинстве характерны тянучки, и движение есть всегда.

Ви замовили обладнання, комбінезони — яка вийшла ціна питання? 

Общая подготовка: разработка стиля, лого и т.д., оборудование, пошив формы, расходники— около 2500$. Для полноценной экспансии, разумеется, инвестиция нужна куда большая. 

Ви надавали лише каву, чи були і якісь додаткові сервіси? 

Первым делом мы начали с американо емкостью 200 мл. Набор стандартный: стакан, крышка, сахар, палочка. С молоком, как опцией для кофе, в нашем деле не так всё просто: для этого планировалось подготовить отдельный продукт «а-ля латте». Следовательно, на каждом споте должно быть 2 человека, один с чистым американо, второй — носит кофе с молоком. 

Як би там не було — але місяць тому ви все-таки запустилися. Як на вас реагувала аудиторія? 

Всем интересно и любопытно, что происходит, что это за человек в ярком комбезе, и что он делает, люди оборачиваются, рассматривают, как пешеходы, так и водители. Но как только он подходит к окошку, люди отворачиваются и не контактируют. Думаю, это рефлекторно, потому что обычно подходят либо попрошайки, либо промоутеры, либо вам продают какую-то ерунду.
Раньше такого прецедента на дорогах не было, поэтому люди не готовы быстро разобраться и принять решение, нужно время чтобы переварить и привыкнуть к мысли о возможности получать напиток достойного качества в подобном месте. Мы попробуем сообщать заведомо, что это кофе, чтобы дать потребителям время. Придется подождать, пока большинство запомнит, кто на самом деле эти люди в красно-белых комбезах, привыкнет, перестанет стесняться.

Як самі оцінюєте — у чому стався прокол? 

Пробки не соответствуют нашим ожиданиям. Когда говорят «в таком-то месте постоянная пробка»— это иллюзия, скорее всего там просто очень плотный и медленный трафик, а стабильная пробка без движения — дело случая, полагаться на который не совсем резонно.
Если ты попал в уплотненное движение в пределах квартала на светофоре, и знаешь, что уедешь через один-два светофора, то не готов ввязываться в авантюру с покупкой кофе, особенно если это может привести к задержке, и все начнут сигналить. 

Як піде стратегія далі? Намагаєтеся переорієнтуватися? 

Продолжаем подбирать места, подход и тактику продажи. В том числе оцениваем вариант продажи кофе пешеходам. 

Чи окремо розробляли айдентику, впізнаваний стиль? Наскільки це важливо на початковому етапі бізнесу? 

Да, изначально разрабатывали стиль. В нашем случае было важно сразу отличаться от тех, кого водители привыкли видеть на дорогах. Ни в коем случае нельзя было создавать впечатление, что это очередная коммерция цыган, или самостоятельный энтузиаст вышел подработать без соблюдения каких-либо санитарных норм. Наша цель показать, что это организованная акция, фирменный стиль говорит о соответствующей подготовке и должен добавить коэффициент доверия. 

З власного досвіду — чек-порадник всім бізнес-старт-аперам: як не треба робити, і що врахувати під час запуску? 

Мне ближе идеология бизнес-панка, но всё же, если есть возможность, то, конечно стоит получше изучить ЦА. Вот только практические итоги всегда отличаются от гипотез и ожиданий, так что не попробуешь — не узнаешь. Не надо бояться экспериментировать, плюйте на правила, когда вы что-либо начинаете — вокруг сразу появляется много советчиков, которые точно знают, что это не сработает. Конечно, ты просчитываешь сроки окупаемости при разных планах продаж, масштабирование и т.д., но прежде чем до этого дойдет дело — предстоит еще много экспериментов.
Сейчас время нишевости, если ваш продукт достойный, а эмоциональный ореол и стиль были проработаны, то своя аудитория точно сформируется. Сегодня важнее не столько продукт или услуга, а их эмоциональная составляющая.

Расскажите друзьям про новость