В целом, для большинства клиентов не важно, была ли эта сцена в фильме, клипе или зарубежном ролике. Главное — чтобы она работала. Важный нюанс: если она работает в существующих реалиях рынка.
Реклама — это, в первую очередь, бизнес, о чем креаторы часто забывают. И реальность такова, что safe options покупаются с не меньшим успехом, чем never seen before. Ведь то, что сработало один раз, скорее всего, сработает еще. Но основная проблема не в этом. Проблема в низком уровне культуры среди самих креаторов. Как по мне.
Крики «воры, воры!» звучат так, будто зебра пустила по миру слух о том, что тигр копипастнул ее подход к окрасу. Если такой окрас не позволяет охотиться или прятаться — животное погибнет. Природа справедлива, у нее все просто.
Если какой-то ролик, принт или кампания в целом не дают результата в борьбе с конкурентом — потребитель не примет такой креатив, клиент не получит результат, не обратится в агентство еще раз и не посоветует его другим брендам. Именно это должно заботить креативную индустрию в первую очередь.
А нападки — лишь способ защитить себя, доказать кому-то, что ты лучше. Так, словно зебра пытается доказать, что черная с белым полоска — это признак ядовитого мяса, острых зубов или стальных яиц. Но ведь это неправда. И мы это знаем.
Более того, каждый из нас может легко оказаться на стороне тех самых «воров». Эра, когда интернет не знает всего, настала. Объем информации и креатива, который ежедневно появляется в мире, неописуем. Социальные сети, отраслевые медиа, слухи и чаты тет-а-тет — все они могут содержать важную информацию. Но у нас нет столько свободного времени, чтобы успеть все прочесть, обо всем узнать или хотя бы расспросить. И вот однажды утром ты наслаждаешься кофе и читаешь пресс-релиз о том, что уже неделю в эфире ролик Х. С такой же идеей, похожим приемом или еще чем-то, что у тебя на финальном этапе работы.
Да и вообще — что является копипастом в рекламном мире? Использование похожих визуальных приемов, подчинение законам физики и применение существующих технологий, приемы в вординге? Ведь мы все же ограничены набором креативных механик и инструментов.
И в этой погоне за «украденными деталями» мы забываем, что наша индустрия — индустрия идей и смыслов. Так может быть, единственная форма воровства, которой не место в рекламе, — копипаст идеи? Но это так, на подумать.
А пока мне не стыдно признаться, что мы в Saatchi&Saatchi устраиваем пятницы с поп-корном, фильмами и видосами из YouTube. Вдохновляемся, отдыхаем и не паримся — мы уверены в своих работах.
Будьте уверены и вы.
Фото — Robert Stokoe. Источник — Pexels