Поисковики пытаются перебороть мобильных операторов
Google, Microsoft и Yahoo бросают миллионы долларов и целые армии программистов на развитие инструментов поиска для пользователей мобильной связи. В результате три поисковых гиганта начинают предлагать абонентам совершенно новые сервисы. Но их благие намерения сталкиваются с сопротивлением мобильных операторов.
Процесс поиска чего-либо во всемирной паутине при помощи мобильника очень напоминает выход в сеть через модем года 1995-го. Кого угодно может вывести из себя попытка что-нибудь напечатать при помощи крошечных кнопочек, косые ссылки и бесконечные поиски по неотображающимся страницам. Но все может измениться.
За последний месяц три поисковых гиганта представили новое поколение поисковых сервисов, которые логически выделяют ответы на запросы: где лучшая пицца в районе? Где посмотреть последнюю голливудскую новинку? Как быстрее всего добраться в аэропорт?
Сервисы начинают поддерживать маленькие рекламные объявления, которые связаны с непосредственным запросом, — наподобие тех, кто превратил стартовые страницы поисковых систем в интернете в золотое дно.
Новые предложения от поисковых компаний — это только начало. Поисковые сервисы, которые определяют местонахождение абонента при помощи Global Positioning System или те, что позволяют использовать голосовые команды, уже используются, и не только в качестве эксперимента. Google зашел так далеко, что готовит прототип телефона со своим собственным программным обеспечением.
Но между поисковыми гигантами и владельцами мобильных телефонов стоят влиятельные хранители — сотовые операторы. На ПК пользователь может очень просто обратиться к желаемой поисковой системе по своему выбору, но это занимает больше времени на сотовом. При помощи изначально спрограммированного доступа сотовые операторы могут сделать доступ к одним поисковым ресурсам быстрее и проще, и почти невозможным к другим.
Напряжение между двумя сторонами отражается в нехватке союзов и объединений между операторами и известными поисковиковыми компаниями.
В США среди крупных сотовых операторов только Sprint широко сотрудничает с топовым поисковым провайдером — Microsoft. Большинство других работают с маленькими компаниями вместо того, чтобы предложить общий поисковой сервис, который они могут отметить собственным брендом.
Исключением из правил на рынке США является iPhone компании Apple Inc., который появится в июне и будет работать только через сеть Cingular, теперь им единолично владеет AT&T. Apple почувствовал сильное давление при выборе своих партнеров по части провайдеров программного обеспечения и сервисов для телефонов: Google для карт, Yahoo для почты и обе компании для поисковых сервисов.
В колесах рынка мобильного поиска достаточно палок, что, по предположениям некоторых аналитиков, может вырасти в нечто большее, нежели многообразие сервисов. В мире намного больше сотовых телефонов, чем компьютеров. Что дальше? Потребитель, находясь "на ходу", часто обращается к поиску информации — ресторан, кино на вечер, нужный магазин — это может вылиться в соглашение, делающее их лакомым куском для рекламщиков. Мобильный телефон также связан с отдельным человеком, чье местонахождение и передвижения можно отследить, потенциально открывая доступ к точечным, четконаправленным сообщениям, и за подобную привилегию можно взимать уже более высокие цены.
В то время как битвы за поисковое пространство на персональных компьютерах выглядят более менее улегшимися (Google выиграл, Yahoo с небольшим отрывом на втором месте и Microsoft, пытающийся казаться важным), войны за мобильные телефоны только начинаются.
Конечно, это только начало, и аналитики надеются, что операторы беспроводных сетей прекрасно понимают свою выгоду, если предложат потребителю уже популярные поисковые ресурсы. Но некоторые интернет-гиганты не предполагают компромиссов. Google разрабатывает полное программное обеспечение для мобильных устройств, которое отлично работает в обход поиска и других сервисов, которые они уже предоставляют.
Несмотря на прототип собственного телефона и упорные слухи о том, что телефон Google уже не за горами, мало кто в индустрии ожидает, что компания выдвинется в сектор продажи телефонов. Аналитики предполагают, что в планы компании входит склонить производителей к производству телефонов на базе их программного обеспечения и на начальном этапе их целью будут иностранные рынки.
На настоящий момент поиск в сети через мобильный телефон далек от господствующей тенденции. Согласно исследованию Telephia, в феврале менее 9 млн. владельцев мобильных телефонов в США обратились через него к поисковым системам. Согласно данным CTIA, на конец прошлого года обладателями мобильных телефонов в США являются 233 млн. граждан.
Но аналитики и поисковые компании утверждают, что благодаря новым сервисам такой разброс скоро будет уравновешен.
Действительно, новые сервисы, представленные Google, Microsoft и Yahoo, являются попыткой предоставить полезную информацию при минимальном наборе.
Google, например, упростили для своих пользователей персонализацию их мобильных поисковых страниц (www.google.com/m). Сервис также помнит наиболее часто запрашиваемые места, поэтому когда пользователь начинает печатать слово, например, "кино" в строе поиска, система выдает список фильмов, показываемых в округе и делает простым процесс поиска сеансов и заказа билетов.
Программное обеспечение Microsoft, названное Live Search for Mobile (доступно на wls.live.com), позволяет пользователям вбить название города, а затем найти нужное по категориям типа рестораны, гостиницы, транспорт и ночная жизнь.
Сервис oneSearch от Yahoo (m.yahoo.com) старается предугадать потребности своих пользователей. Когда вы пишете "Apple" в строке поиска система переадресует вас на главную ветвь, руководствуясь новыми статьями об этом, близлежащими магазинами и другой информацией, отобранной из Yahoo Internet базы, по принципу связанных фотографий из их же сервиса Flickr.
Гонка за абонентами не отвлекает главные поисковых монстров от разработки маршрутов развития вне границ сервиса, предполагающего наличие кнопочной панели или клавиатуры.
В марте Microsoft решилась на приобретение Tellme Networks, создателей технологии голосового распознавания, за более чем 800 миллионов долларов. Бесплатный сервис компании 800-555-TELL позволяет просматривать списки фильмов, ссылки, новости и другую информацию разговаривая с телефоном и просматривать результат на экране телефона.
Менее, чем через месяц Google представили конкурирующий бесплатный сервис, доступный на 800-GOOG411. Yahoo тоже решительно не хотят отставать и активно подбирают партнера, который бы предоставлял устройства со встроенной системой голосового распознавания и консультировал, как "подружить" их с поисковыми результатами Yahoo".
Раньше человек, идущий по улице и разговаривающий по телефону, был чем-то вроде крутого парня. Остается дождаться момента, когда мобильный поиск станет такой же реальностью, как сейчас автобус, набитый разговаривающими людьми.