Леди-парадигма PR
Управляющий партнер Агентства PR-Service, вице-президент Украинской лиги по связям с общественностью Елена Деревянко всегда легко и красиво комментирует все без исключения аспекты PR. Помимо расширения масштабов PR-консалтинга и PR-аутсорсинга, в наступившем году она планирует активно диверсифицировать деятельность своего агентства — начать предлагать услуги бренд-консалтинга, разработки креативных решений для прямой рекламы и многое другое. Карьерный путь Елены Деревянко — еще одно доказательство того, что человеку не дано уйти от своего призвания и зарыть талант в землю, как бы он или те, кто в детстве и юности влиял на его судьбу, не пытались этого добиться. С момента окончания школы золотая медалистка, влюбленная в историю и тоннами поглощающая всевозможную литературу, старательно уклонялась от предначертанного где-то на небесах пути «глаголом жечь сердца». Окончив среднюю школу, вместо исторического факультета Киевского государственного университета, о котором Елена грезила, она начала грызть гранит науки на экономическом отделении в КНЭУ. «В бурном 1991 году рушились казавшиеся незыблемыми устои. Украинофилия закономерно временно трансформировалась в русофобию, и поступать на исторический факультет Киевского государственного университета с фамилией Родионова мне настоятельно не рекомендовали. «Браком по расчету», заменившим «первую любовь», то бишь историю, стала экономика. Вполне естественный выбор, если учесть, что мои родители экономисты, а мама (как и бабушка) — преподаватель вуза», — рассказывает об истории смены профориентации Елена. И, надо сказать, что, как это часто бывает, «брак по расчету» оказался очень счастливым. В экономических науках — причем как в сухом экономиксе, так и в граничащих с искусством маркетинге и менеджменте — оказалось не меньше поэзии чем, к примеру, в истории античного мира или Божественной комедии Данте. К тому же, по рассказам нашей героини, студенты ее года рождения стали первым поколением тех, кто учился уже по новым учебникам, в том числе англоязычным. И это на многие годы дало им всем фору, поскольку и сейчас в бизнес-школах часто преподается то, что они в свое время выучили еще на втором курсе. В результате за 5 лет учебы золотая медаль трансформировалась в красный диплом. Выпускница экономического факультета стала аспиранткой, лауреатом стипендии Кабинета Министров для молодых ученых, а затем кандидатом экономических наук и преподавателем (ассистентом, старшим преподавателем, доцентом Киевского национального экономического университета). «В 22 года я впервые читала лекцию по налогообложению группе главных бухгалтеров одного из институтов повышения квалификации. Мне до сих пор кажется, что аудитория меня явно пожалела, потому что с таким же успехом двухмесячный котенок мог рассказывать взрослым котам об искусстве уходить от погони собак. Но это был тот опыт, за который я безмерно благодарна судьбе — то, что нас не убивает, а делает нас сильнее», — убеждена наша героиня. Однако в 90-е годы ограничивать себя стенами вузов и довольствоваться весьма скромными деньгами, которые государство подбрасывало своей интеллектуальной элите, могли только люди без амбиций. А со слов самой Елены, ее амбиции родились раньше ее самой. Так, с момента окончания вуза и до 2001 года жизнь будущего вице-президента Украинской лиги по связям с общественностью стала и с тех пор остается многомерной. Одно измерение — наука и преподавательская работа: она до сих пор время от времени читает лекции в разных бизнес-школах и остается доцентом кафедры бизнес-администрирования Международного института бизнес-образования КНЭУ. Второе — работа в реальном бизнесе. Еще с аспирантских времен параллельно с научной и преподавательской карьерой Елена всячески пыталась понять — что представляет собой этот новый рыночно-базарный мир, так разительно отличающийся от того, к которому все мы привыкли с детства. «Но главное — в 1998 году, будучи 24 лет от роду, я пришла в журналистику — третье и главное измерение, со временем трансформировавшееся в PR. В тот год закончился своеобразный, даже в чем-то сакральный 7-летний период поиска себя, и круг замкнулся. Я часто вспоминаю, как сразу после поступления в вуз, я пришла в школу. И когда одна из учительниц русского языка узнала, что я поступила на экономический факультет, она с горечью сказала: «А ты же так прекрасно пишешь…». Так что с приходом в журналистику, а затем и в PR, все всего-навсего стало на свои места — я получила возможность находить скрытое и незаметное в повседневной жизни и открывать это людям. С тех пор я делаю то, что мне нравится, получаю удовольствие и зарабатываю деньги. (Как говорится, любимая работа — это хорошо оплачиваемое хобби)», — констатирует госпожа Деревянко. Причины перехода из журналистики в PR Елена поясняет тем, что, к сожалению, журналистика более подвержена влиянию субъективных факторов, мешающих свободному самовыражению автора. Внутренняя цензура, усугубляемая внутренними интригами — по большей части по вечному сценарию «талант — бездарь/завистник». «В результате в нашей стране победившей демократии с ее хваленой свободой слова, у квалифицированного PR-специалиста (востребованного консультанта или ценимого работодателем сотрудника) намного больше этой самой свободы. И, как ни парадоксально, именно пиарщику подчас проще сказать правду обществу, чем представителям четвертой власти. Потому что в его воле выбирать, с какими клиентами работать. Именно с этим я связываю отток журналистских кадров в другие сектора — PR, консалтинг и даже инвестиционный банкинг», — поясняет управляющий партнер PR-Service. Ничего крамольного в сложившейся ситуации Елена не видит: взгляд журналиста и способность к анализу и синтезу ни одной отрасли не повредит. А хороший PR помогает журналистам быть объективнее, получать больше «сырья» для изучения той или иной проблемы. Тем более что время от времени, госпожа Деревянко тоже садится и пишет статьи для души — причем не на заказ, а потому что те или иные события вызывают реакцию из серии Не могу молчать. Но пишет она под псевдонимом. «Потому что автор-пиарщик вызывает у нормальных редакторов законное подозрение в чистоте намерений. В то же время статьи хорошие (по мнению тех же редакторов), за них даже предлагают гонорары. Поэтому моя триада остается со мной: наука&журналистика&PR, и какое из этих измерений доминирует, мне иногда даже сложно сказать», — подчеркивает эксперт. Путь к руководству агентством и вице-президентству Не так давно в книге Маргарет Тэтчер «Искусство управления государством» Елена прочла, что капитализм отличается от социализма тем, что из лозунга Французской революции Свобода, равенство и братство капитализм ставит во главу угла свободу, а социализм — равенство. Судя по всему, еще с советского детства сегодняшней героине Profile был ближе капитализм, поскольку свобода для нее всегда была высшей и абсолютной ценностью. Поэтому было решено строить карьеру в свободном плавании, а PR-консультант — это то, что нужно. «Причем мне не довелось ни карабкаться по карьерной лестнице, ни учиться «искусству быть крысой» в корпоративных джунглях. Свою жизнь в PR я и мой партнер Татьяна Лагода начали сразу в статусе руководителей PR-агентства. То есть получили уникальную возможность выстроить бизнес-систему «под себя», избежав чужих ошибок и внедрив свои know-how», — комментирует Елена. Что касается вице-президентства Украинской лиги по связям с общественностью, то коллеги оказали госпоже Деревянко честь занять эту позицию в текущем году. Это произошло благодаря авторитету в профессиональном PR-сообществе, и тому, что PR-специалист не ограничивает свою деловую жизнь только работой во благо своего агентства, а старается что-то сделать в плане общественного служения (обучения молодых специалистов, просветительской работы и т. д.). В частности, сейчас они вместе с Андреем Ротовским (президент Украинской лиги по связям с общественностью. — Ред.) проводят цикл встреч в разных регионах Украины, чтобы в перспективе обеспечить равномерное развитие отрасли по всей территории страны. Типичный рабочий день Елена Деревянко — не сторонник сложных форматов тайм-менеджмента, поскольку считает их неприменимыми для руководителя PR-агентства. Специфика ее работы заключается в реагировании на вызовы внешнего мира, которые поступают к клиентам в режиме реального времени. «У меня нет права на промедление и права на ошибку. Бизнес-процесс, который вовремя не запущен сегодня (то есть не принято соответствующее управленческое решение), иногда может привести к негативным для репутационных активов клиента последствиям уже на следующий день. Поэтому я пользуюсь только одной классификацией дел: «важно-не важно», «срочно-не срочно», и ранжирую их в голове», — делится она. PR предоставляет уникальную возможность для продуктивной интеллектуальной работы вне офиса и Елена ею пользуется «на всю катушку». «У нас с партнером, Татьяной Лагодой, соучредителем и исполнительным директором агентства PR-Service, сложилось очень гармоничное распределение обязанностей. При том что мы оба стратеги и генераторы идей, она взяла на себя администрирование бизнеса, а я — творческую составляющую. Безусловно, я стараюсь появляться в офисе к началу рабочего дня, чтобы продемонстрировать уважение к правилам внутреннего распорядка. Но при необходимости, если ночью меня посетит муза, рабочий день может начаться и позже», — рассказывает героиня Profile. Что же касается графика на день и на неделю, то единственно возможный формат, который применяется топ-менеджерами агентства — планирование всех телодвижений вокруг определенных реперных точек: важных встреч, событий (конференций, пресс-конференций, круглых столов). На таких мероприятиях, как предполагает отечественный бизнес-этикет, нужно присутствовать лично — веб-конференции и видеоконференции пока скорее исключение, чем правило. А вся остальная активность строится в промежутках между этими событиями в режиме ручного управления. Стиль менеджмента «Однажды один из бизнес-тренеров идентифицировал стиль влияния, которое я оказываю на людей, как смесь власти личного примера (того, что принято называть харизмой) и власти эксперта (разумной веры других людей в наличие особых экспертных способностей, помогающих решить ту или иную проблему). Наверное, имеет смысл принять его слова на веру, поскольку саморефлексия в этом случае вряд ли даст ощутимые результаты», — вспоминает Елена. Елена обозначает свой управленческий стиль как средний между консультативно-демократическим и партнерским. «Я убежденная сторонница процессного подхода к управлению бизнесом и долгое время преподавала Оптимизацию бизнес-процессов. Одним из базовых элементов этой парадигмы является управление по результатам (Performance Management). Она предполагает, что мы должны оценивать работу сотрудников по достигнутым результатам, сравнивая эти результаты с поставленными целями. То есть руководитель не должен вмешиваться в процесс и переставлять сотрудникам ноги. А это означает, что децентрализация принятия решений и элементы партнерского стиля неизбежны», — говорит она. Карьерные достижения Когда мы спросили, какие элементы она бы разместила на личной доске почета, она перечислила говорящие сами за себя факты: — бизнес — успешное агентство, созданное своими силами; — общественная работа — полные залы на встречах Украинской лиги по связям с общественностью, которые мы проводим в регионах;- личное — слова благодарности, которые присылают по электронной почте читатели статей, которые она пишет для специализированных СМИ под собственным именем; — аплодисменты после докладов на конференции; высокая оценка выступлений проектов ее Агентства авторитетными зарубежными коллегами. Главным достижением сегодняшняя героиня Profile считает продажу услуг PR-Service по рекомендации, другими словами, по сарафанному радио из уст в уста. «Если нас рекомендуют, значит, клиенты удовлетворены. Мы не занимаемся агрессивным продвижением услуг — никогда не размещаем прямую рекламу (разве что несколько раз ненадолго ставили свой баннер на интернет-сайтах партнеров) и никогда не рассылаем пресс-релизов о заключенных с клиентами контрактах и реализованных для них проектах. Это наша принципиальная позиция — никогда не использовать своих клиентов в качестве ресурса для self-promotion. На мой взгляд, это неэтично. Обнародование подобной информации о PR-активности наших клиентов, реализованной нами же, возможно только с разрешения самих клиентов и только в том случае, если это целесообразно с точки зрения развития их бизнеса. И поэтому я горжусь тем, что несмотря на нашу принципиальную позицию, PR-Service все равно входит в группу лидеров отрасли по упоминаемости», — говорит госпожа Деревянко. Отзывы партнеров и клиентов Оксана Тодорова, президент Ассоциации Корпоративных Медиа Украины Личность Елены Деревянко я бы определила как незаурядное явление PR-рынка Украины, как своего рода женщину-парадигму, если под данным термином понимать перевод понятия парадигмы с греческого языка: образец, пример. Так вот, Деревянко в качестве парадигмы выступает как образец и пример концептуальных установок, системы ценностей нашего времени, а также целостности в движении к своей цели. Нужно сказать, что объем сделанного ею в профессии несовместим с ее возрастом (едва перевалившим за третий десяток): кандидат экономических наук, соавтор книг, постоянный докладчик ряда профессиональных конференций, креативный директор и соучредитель PR-агентства, проводит активную общественную деятельность в проектах PR-Лиги и Ассоциации Корпоративных Медиа Украины… И список достижений, регалий и вех в биографии логично продолжается персональными качествами — целеустремленностью, чувством юмора, умением не распыляться на мелочи. Я бы отметила также умение вести сбалансированный self-promoting, синхронизированный с продвижением брендов компаний клиентов, грамотную синергию академических знаний и практического опыта работы в современном бизнесе. Естественность и органичность, а также редкое сочетание красоты и женского обаяния. Добавим к этому колкие реплики на профессиональных конференциях, особенно в адрес докладчиков, которые допускают в презентациях неточности и у нас будет нарисован комплексный образ леди «Де», в котором отражается главное ее свойство: постоянная включенность и мгновенная реакция на изменения в окружающей среде, оперативность, выдержка и оригинальность. Сопряженные с яркими свойствами натуры незаурядный ум, активность, особый стиль в общении, одежде, форматах подачи докладов на выступлениях, постоянная работа над собой, действия в интересах клиентов — все это является образцом и примером настоящего профессионала в отечественной сфере паблик рилейшнз. Савелий Либкин, ресторатор, совладелец корпорации «Реста» Елена — очень увлеченный профессионал. Отлично разбирается в вопросе, но никогда не выпячивает свои знания. Колоссальный опыт в «PR плюс» отличная интуиция. Весь мой опыт в PR, а я уделяю внимание этой стороне бизнеса, составлял доли процента до момента начала сотрудничества с Леной. Кроме того, просто очень обаятельная женщина. Структура агентства PR-service Агентство представляет собой достаточно гибкую и легко трансформируемую бизнес-систему. Организационная структура управления выстроена на основе ключевых процессов нашего бизнеса: управление проектами (1 клиент = 1 мегапроект с субпроектами внутри), организация специальных событий, копирайтинг, аналитическая работа. В штате на данное время 22 человека, еще почти столько же работает на гонорарной основе — в основном, это авторы текстов. Весь этот личный состав оперативно перегруппировывается для решения различных задач, подстраиваясь под специфику клиента, события и т. п.