Изображение СЕО и топ-менеджмента на бордах рядом с продуктом, или участие в рекламе уже мало для продвижения. Руководство выходит на профессиональные площадки — форумы, конференции, мастер-классы, презентации.
Возможность выступить на престижной площадке покупают. Но можно представить себя так, чтобы организаторы мечтали получить вас в качестве спикера.
Разберем несколько ключевых моментов, которые сделают выступление лучше:
1. Преодолеть барьер
Волнение подходит к нулю, если полностью владеть темой. Для этого нужно четко разработать идею выступления, знать ответы на возможные вопросы, чтобы избежать кризисных ситуаций, а, чтобы звучать уверенно — говорить не нагруженным терминами, а языком, который будет доступен потребителю. Чтобы сосредоточиться — найти «точку опоры» в зале — человека, к которому будете обращаться всю речь. Легче, если это будет человек с вашей команды или близкого окружения.
2. Самопрезентация, но не самореклама
Аудитория должна знать кто вы, чтобы понять уровень компетенции в теме, которую представляете. Главное, чтобы выступление не превратилось в резюме с рассказом о лишних деталях. Лучше ограничиться историей, которая связывает вас, тему и аудиторию.
3. Связь
Обычно, люди неохотно дают доступ к своему сознанию. Ваша задача — сделать так, чтобы аудитория была готова уделить вам несколько минут внимания.
Если говорить о спикерах, которые представляют бренд, то совсем не нужно стремиться дать аудитории философскую мысль. Если 50% зала через месяц смогут вспомнить как называется ваша компания и чем она может быть полезна лично для них — это уже успех.
Зрительный контакт. Достаточно выйти на сцену и обратиться к аудитории с вопросом, который бы касался каждого — «Кто за последний месяц ездил в общественном транспорте?», «Кто чувствовал стресс?», или «Кто из присутствующих в зале смотрит новости?». Конечно же, вопрос должен развивать вашу тему. Таким образом, ища ответ, вы сможете установить контакт почти с каждым слушателем.
Шутки, конечно же, должны иметь место. Это поможет расслабиться, но не стоит затягивать, чтобы не потерять связь и главную мысль выступления.
4. Презентация
Люди запоминают лишь 10-15% информации, которую воспринимают на слух и 40-50% — если эта информация подкреплена визуально.
Для того, чтобы люди поверили, что продукт стоит внимания — его нужно продемонстрировать. Или показать то, на что он способен, рассказать о результатах работы. Дать зрителю доказательство, которое можно увидеть собственными глазами.
Если же усилитель выступления юмор, или личная история — тогда лучше обойтись без слайдов.
5. Текст
Можно записать речь и быть уверенным, что ничего не пропустите. Но гораздо эффективнее для слушателя будет, если вы запишите себе тезисы выступления и зритель будет видеть зарождение мысли, которую развиваете по ходу выступления.
Люди приходят слушать спикеров не только для того, чтобы мотивироваться, но взять для себя и своего бизнеса реальные практические вещи, которые можно реализовать в жизни и иметь с этого реальную пользу, возможно даже монетизированную.
И если это не мотивационный тренинг, то лучше составить список полезных программ, книг, ресурсов, рассказать о реальных результатах и лить меньше воды, так как в следующий раз вряд ли кто придет слушать.
6. Начало и финал
В начале выступления есть одна минута, чтобы заинтриговать зрителей, а от последних слов полностью зависит впечатление.
Зрителям безразлично, что вы благодарны за приглашение, поражены сколько людей пришло послушать или как волнуетесь. Нужно выступление, которое захватит людей с первых слов. Заявление. Неожиданный вопрос. Интересная история. Поразительно фото.
Финал. Мы лучше запоминаем то, что было в конце. Не заканчивайте речь видео, ведь главные здесь — ваши мысли! Не позволяйте зрителям подумать, что все ваше выступление – PR ход. Говорите о вещах, которые полезны аудитории.
Лучший способ удачно завершить выступление — призвать к действию. Если вы подарили зрителям идею, то почему бы не предложить ее реализовать? Если рассказали о новом продукте — почему бы не предложить протестировать?
7. Детали
Удобная одежда и аксессуары. Однозначно, если вы комфортно чувствуете себя в одежде, то и звучать будете увереннее. Проследите, чтобы аксессуары не мешали микрофону, одежда не «рябила», если вас будет снимать камера (лучше избегать мелкой полоски и клетки) но и не сливалась с черным фоном.
Язык тела. С помощью жестов можно привлечь и удержать внимание зрителя, показать уверенность оратора. Для спикеров-новичков есть две проблемы — перегруженность жестикуляцией, или ее отсутствие. Выход — найти баланс и чувствовать себя комфортно. Если вы активно ходите по сцене, то лучше сесть, если же слишком жестикулируете руками — попросить ручной микрофон, а не петличку.
Громкие мировые бренды имеют свою индивидуальность. Так же как харизматичные люди могут влиять на других людей, бренды взаимодействуют с аудиторией на эмоциональном уровне. И все чаще репутация корпорации напрямую зависит от лица, которое ее представляет. Люди лояльнее относятся к такому бренду и со временем эта лояльность превращается в медийный капитал.
Стив Джобс
Каждое появление главы Apple на публике имело потрясающий успех. Дело даже не в продуктах, которые он представлял, а в том, как умел говорить со зрителями. Стив Джобс сумел превратить презентацию нового продукта в искусство.
98% времени он поддерживал зрительный контакт с аудиторией. Джобс выбирал «точку опоры» в зале и постоянно смотрел на людей. В его презентациях было минимум текста на слайдах, что давало возможность спикеру говорить с публикой, а не читать с экрана как это делают многие начинающие.
Презентация. Во время каждого своего выступления Джобс показывал какое-то новое устройство. И делал это так, чтобы зрители могли почувствовать, словно прямо сейчас тестируют новый телефон, даже не держа его в руках.
Язык тела. Во время выступлений, Джобс не прятал руки в карманы, не скрещивал их и не выступал за кафедрой — это барьеры между спикером и аудиторией.
Но секретом откровенных выступлений Джобса называют активную жестикуляцию. Когда он говорил о корпорации, то показывал, какая она большая, а когда рассказывал о новом чипе, благодаря которому macbook air получился таким тонким, говорил, что вы бы видели этот чип — он крошечный, меньше не бывает!
Ник Вуйчич
В отличие от Стива Джобса, Ник Вуйчич не представляет продукт, а мотивирует и вдохновляет аудиторию.
Быть примером того, о чем говоришь — тяжелая и кропотливая работа. Отсутствие четырех конечностей оставляет Нику возможность зажигать публику только мыслями и энергией.
Юмор. Самый простой способ расслабить аудиторию и свести барьеры к нулю. Вуйчич прекрасно справляется с этой задачей, потому что шутит над собой.
Личная история. Перед тем как Ник стал спикером, он получил 52 отказа от школ, где хотел выступить. Администрация аргументировала это тем, что он попросту может испугать учеников. Иллюстрируйте свой опыт, раскрывая и поддерживая тему выступления.
Энергетика. На выступлениях Вуйчич сравнивает зрителей с самим собой, а это здорово помогает расслабиться.
Илон Маск
Просматривая последние выступления Маска, можно заметить ряд ошибок, которые не должны делать профессиональные ораторы — часто прерывает себя сам и начинает заново, теряется в деталях, часто рассказывает шутки, которые не производят никакого впечатления. Но зрители ему верят, выступления набирают сотни тысяч просмотров.
Несмотря на все это, Маск стал одним из самых популярных ораторов нашего поколения.
Все потому, что он искренен, действительно верит в свою идею и стремиться поделиться этой страстью с другими. Поэтому он может не соблюдать некоторые детали презентации.
Каждую речь Маск начинает с проблемы, которая мешает покупателям быть счастливее. Он создает мрачный образ, который заставляет зрителей реагировать на уровне эмоций.
Маск нарушает стандартные правила выступления и сразу говорит о результате, которого хочет достичь, а потом объясняет каким образом. Но когда речь идет о непростых вещах, то аудитория охотнее реагирует на рассказ, если уже знает к чему вы ведете.
Факты. Зрители остаются скептиками и им нужно доказать, что ваша речь имеет практическое значение и вещи о которых вы рассказываете могут быть реализованы.
«Вау» эффект. Для того, чтобы достичь такого эффекта, Маск рассказал, что во время его выступления настенные солнечные аккумуляторы снабжали энергией аудиторию, где собственно и было выступление. И он это доказал — продемонстрировал датчики, где видно, что показатели обычной электросети равны нулю. Вот вам и «вау».
Он ничего не продает напрямую. Но покупка — это результат вдохновения слушателя возможностью, которую он может получить, если приобретет ваш товар или услугу.
Сосредоточьтесь на том, чем увлечены. Иначе, как можно вдохновлять других, не вдохновляя в первую очередь себя? Во всех вышеперечисленных спикеров есть нечто общее — они живут тем, о чем рассказывают, знают все о своем бизнесе и демонстрируют то, что вас удивляет.
Сейчас есть множество инструментов, которые используют для персонализации бренда. Прежде всего — социальные сети. Здесь можно создать свой имидж, общаться с аудиторией. Но ничто не заменит межличностного общения и выхода offline.
Покупатель должен знать своего героя в лицо.
Кавер: Unsplash + обработка MMR
Гифки: GIPHY