Toyota обогнала General Motors
Японский концерн Toyota вновь опередил американский General Motors по объему мировых продаж – на этот раз по итогам I полугодия 2008 года. Это дает Toyota шанс стать крупнейшим мировым автопроизводителем в 2008 году. У GM так и не появилось экономичных малолитражек, которые помогли бы американскому концерну компенсировать падение продаж в США.
Вчера стали известны общемировые итоги продаж автоконцернов Toyota и GM за I полугодие 2008 года. Продажи Toyota выросли на 2,2% и составили 4,82 млн машин. Продажи GM, наоборот, упали на 3% – до 4,54 млн автомобилей. За II квартал автоконцерны продали 2,41 млн и 2,28 млн машин соответственно. Таким образом, Toyota вновь обогнала GM по продажам и претендует на звание крупнейшего мирового автопроизводителя. Впервые это произошло по итогам января-марта 2007 года, когда Toyota обогнала GM на 50 тыс. проданных машин, реализовав 2,35 млн автомобилей. До этого GM не уступал лидерство никому начиная с 1931 года. Впрочем, по итогам всего 2007 года GM все же сохранил за собой статус лидера мирового автопрома, продав 9,4 млн машин.
Предположения о том, что Toyota вскоре окончательно обгонит GM, появились еще в 2006 году (второе место по продажам Toyota заняла в 2003 году, обогнав Ford). Однако этого так и не произошло, и неизвестно, произойдет ли в этом году. Оба автоконцерна серьезно пострадали от сокращения спроса в США и Японии, на которые сейчас приходится более 50% продаж всех легковых автомобилей в мире. Рынок США в I полугодии упал на 13% – рекордное падение за последние пятнадцать лет. Авторынок Японии сократился на 10,5% – худший показатель за 25 лет. На прошлой неделе Toyota заявила, что снижает прогнозный план своих продаж в 2008 году с 9,85 млн до 9,5 млн машин (в GM прогноз на весь 2008 год еще не делали).
На этом фоне быстро растут развивающиеся авторынки, в первую очередь рынки стран БРИК (в России рынок новых иномарок за I полугодие 2008 года вырос на 47%). По словам главного аналитика GM по продажам Майка Диджиованни, благодаря этому мировой автомобильный рынок в целом вырастет в 2008 году на 2,5% – до 72 млн машин,– что станет седьмым годовым рекордом подряд. Здесь показательны итоги продаж одной из премиальных моделей GM – Hummer. Если в США они упали почти наполовину, то на развивающихся рынках выросли на 37%. Впрочем, в GM дают понять, что не возлагают особых надежд на Hummer и компания рассматривает вопрос продажи марки.
Эксперты не берутся предсказать, какой из автоконцернов станет лидером рынка в 2008 году. Автомобильный аналитик Crowe Chizek & Co Эрик Меркль говорит лишь, что "рынок США – это своего рода уязвимое место для автоиндустрии, однако Toyota там занимает хорошую позицию в секторе маленьких автомобилей и седанов". Аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак также склонен "поставить на Toyota" и напоминает, что цены на нефть продолжают расти, а у GM, по сути, так и не появилось компактных экономичных автомобилей в продуктовой линейке.