Накат на наружку. Удар, которого никто не ждал
На прошлой неделе и.о. председателя горисполкома Витебска провел совещание с представителями компаний, которые владеют рекламными конструкциями на территории города. Участникам встречи сообщили, что по указанию свыше, принято решение о национализации бизнеса в области наружной рекламы в городе Витебске и области. Согласно этому решению все субъекты обязаны до конца текущего года передать в государственную собственность рекламные щиты и иные рекламные конструкции. Договора на аренду городского пространства и паспорта на установку отдельных рекламных конструкций продлеваться не будут.
На фоне всеобщей либерализации экономики и стремления государства выровнять условия деятельности государственных и частных компаний, это решение властей крупнейшего областного центра нашей страны выглядит, что называется, «в разрез с политикой партии и правительства».
Как отмечают столичные профессионалы рынка наружной рекламы, которые немало пережили в борьбе за жизнь в более жестких столичных баталиях, данное решение городских властей Витебска не имеет юридической силы.
Основной причиной данного решения является предстоящий пересмотр концепции оформления города. В рамках этой концепции предусматривается изменить или видоизменить стандарты и технические параметры всех рекламных конструкций в городе.
По заверению одного из представителей городских властей, никаких ультимативных действий в отношении субъектов хозяйствования не предусмотрено. У них есть почти год, чтобы предпринять все необходимые действия. По его мнению, идет диалог, в рамках которого стороны должны решить вопрос об отчуждении собственности на взаимовыгодных условиях.
Однако специалисты отмечают, что любое отчуждение собственности в нашей стране возможно только по соглашению сторон или по решению суда. Предложение витебских градоначальников выглядит на этом фоне очень непродуманно. Операторы скорее к нему отнесутся как к очередной забаве и проявлению местечкового подхода. Взять на «понт» всех не получится. Опыт работы над более сложными вопросами в Минске у крупнейших игроков рынка очень богат.
По нашим сведениям, крупные коммерческие операторы наружной рекламы просто вывезут свои конструкции с тех мест, где они сейчас установлены. Те же, кто с трудом продавал рекламу на тех или иных конструкциях, вряд ли будут сопротивляться такому решению и будут рады избавиться от своего имущества.
В итоге, решение витебских властей выглядит непродуманным на фоне того, что крупнейшие операторы, которые работают как в столице, так и во всех областных и крупнейших районных центрах Республики Беларусь, имеют достаточно богатый опыт решения проблем. Сегодня совершать подобные действия в никуда и в ущерб реально работающим структурам, которые исправно платят все необходимые платежи за аренду городского пространства, налоги и обеспечивают рабочие места, по меньшей мере, недальновидно.
С другой стороны, ведущим операторам рынка стоит задуматься об объединении усилий для того, чтобы обезопасить свои бизнесы в будущем от таких не очень адекватных местечковых решений. Ведь кроме Витебска есть еще ряд белорусских городов…