С началом полномасштабного вторжения команде 1+1 Production fiction — продакшн подразделению 1+1 media — пришлось полностью реорганизовать работу и адаптироваться к новой реальности. Прежде всего, переориентироваться на создание документальных проектов. В фокусе внимания были новости и производство фильмов, которые могли бы зафиксировать и раскрыть хронологию большой войны.
Сейчас ситуация и потребности украинских зрителей постепенно меняются. В обществе ведутся дискуссии — каким должно быть наше кино и нужно ли оно Украине сейчас?
Руководительница 1+1 Production fiction Татьяна Шулика рассказала, над какими сериальными проектами ее команда работает сейчас, на какой контент сегодня спрос в Украине и как усиление отрасли кино и сериального производства может стать весомой частью нашего культурного сопротивления.
Мы вошли в третий год полномасштабной войны. Как вы бы описали нынешние тренды? Какого контента сейчас хочет украинский зритель?
Судя по результатам телесмотрения, по различным опросам об эмоциональном состоянии и настроениях общества, украинцы больше всего хотят смотреть контент, не связанный с войной, чтобы отвлечься и попытаться найти утешение в интересных и нетипичных историях. Раньше я думала, что это комедии, семейные истории. Но сейчас смотрят и мистику, и детективы, и драму, но не о событиях за окном. Это не то чтобы эскапизм, но людям психологически нужно немного отвлекаться. Война — это основная часть нашей жизни. Но в нем есть еще другие важные вещи, которые помогают нам держаться на плаву и, наконец, не терять надежды и сохранять силы для победы.
Это свидетельствует о том, что восстанавливается интерес к бытовым историям?
Этот интерес действительно никуда и не исчезал. Если вы вспомните о начале большой войны, то тогда большинство людей вообще ничего не могло смотреть, кроме новостей. Нам было не до книг или фильмов. Так работает психика. Это реакция на стресс. А потом, когда мы уже немного адаптировались, начали смотреть контент не о войне. Потому что мы и так живем в войне. И война — это очень тяжелая вещь, занимающая большую часть нашей жизни и наших мыслей. Кино и телевидение — это об эмоциях. Плохих эмоций у нас в избытке, потому люди смотрят то, что даст им хорошие эмоции. Или хотя бы те продукты, которые не о войне, а о нормальной, мирной жизни.
Два года назад ваша команда приступила к работе над проектом «Жити далі» — «туториал» с ответами на совершенно новый вопрос: как выживать в новом для нас мире? На каком этапе находится этот проект сейчас?
Мы сейчас над ним уже не работаем, к сожалению. Мы его основали в начале войны, и год где-то прошел от идеи до полной реализации. Это очень важный проект как для нашей команды, так и для аудитории. Он был о том, как нам всем адаптироваться к новым реалиям и найти свое место в новой Украине, в новой вселенной, в которой мы сейчас живем.
По-моему, сейчас очень важно понять, что война полностью перевернула нашу жизнь, но не остановила ее. Мы все двигаемся дальше, во всех сферах. У нас изменился круг общения, часто —работа, у многих происходят личные и семейные изменения. Мы живем дальше. И так же в профессии мы должны развиваться, уровень наших историй, нашего профессионализма должен расти. Кроме того, что это важно для бизнеса, сейчас и наша миссия на мировом рынке. Для того чтобы наши истории услышал мир, они должны быть соответствующего качества.
К сожалению, за время войны в Украине всего несколько кейсов, где продюсеры нашли иностранных партнеров по копродукции. Я имею в виду не грантовую поддержку, а именно копродукцию. Это в основном произошло в первый год полномасштабного вторжения, на волне обостренного интереса к нам.
Что сейчас интересно на международном рынке?
Хорошие, качественные, уникальные истории с хорошо проработанными героями. Для копродукции нужна история, которая будет интересна всем странам, которые участвуют в производстве. Пока случаи, когда наши художественные истории заинтересовали бы иностранных партнеров, единичны. И в большинстве своем они не связаны с войной. Но мы стремимся к выходу на международный рынок и работаем над этим.
Однако сейчас, когда есть тенденция на международную «усталость» от войны россии против Украины, гораздо эффективнее работают «документалки», которые доносят информацию о нас миру. На них есть спрос, и это — реальный пример того, насколько важен контент во время войны. Часто иностранцы думают, что если у нас здесь работают рестораны, предприятия, бизнес, сельское хозяйство, мы все еще не умерли от голода и работаем, значит, все нормально. Они не понимают уровня героизма тех же фермеров, которые в бронежилетах разминируют свои поля.
В этом плане больше работают фильмы типа «20 дней в Мариуполе» или «Довга Доба». Украинской аудитории эти фильмы сложно смотреть потому что они, собственно, о нашей текущей жизни. А для донесения информации о нас международному сообществу это очень важные работы. Сейчас нам надо всеми способами с помощью нашей работы в том числе напоминать, что происходит.
Искусство всегда было тесно связано с политикой. Культура — это часть жизни страны. Кино, сериалы принадлежат к массовому искусству и формируют общественное мнение не хуже новостей. Это известно. Благодаря этому мы получаем грантовую поддержку от иностранных фондов именно на художественное производство. При условии, что мы будем говорить на актуальные темы, важные для поддержки общества в это время. Кино сильно влияет на мировоззрение.
Достаточно ли одной лишь грантовой поддержки от иностранных партнеров для создания контента в Украине?
Зависит от того, о каком бюджете идет речь. У нас сейчас в производстве есть два художественных проекта, которые создают за счет американского гранта. Это истории о войне, и мы в них закладываем месседжи, которые я лично как гражданка Украины считаю очень важными для общества сейчас. В частности, о единстве с временно оккупированными территориями, о том, что люди на тех территориях остаются украинцами, и мы ждем их возвращения «домой». О том, что когда они будут освобождены, нам нужно будет всем вместе работать над тем, чтобы помочь им преодолеть эти травмы, полученные во время жизни в оккупации.
Кино существует уже более сотни лет, и его особенно активно создавали во время Второй мировой войны. Можно ли искать там подсказки для нас сегодня?
Можно. И мы это делаем с самого начала. Во время Второй мировой войны начался расцвет Голливуда, и тогда там начали производить много комедий. Это классические истории, которые в то время помогали людям переключиться от ужасов окружающего мира и помнить, что есть место и Рождеству, и семейным традициям, и просто веселым историям.
Каждый фильм — это история. Как действует телевидение и кино? Вызывают эмоцию, а за эмоцией закладывается месседж, и зритель видит события, которые изложены определенным образом и рассказывают историю с точки зрения одного из персонажей. Это об истории в любом виде и в любом формате. Это способ донести историю с нашей точки зрения. У нашего врага противоположная точка зрения, и они прекрасно справляются с ее распространением.
Следите ли за тем, как россияне сейчас вкладывают средства в свою киноиндустрию?
Даже из того, что на поверхности, можно заключить, что они активно вкладываются в киноиндустрию. У них сериальное производство не остановилось. Их каналы работают, они снимают и комедии, и детективные истории. Но то, на что мы обратили внимание, это трейлеры военных фильмов. У нас широко обсуждался российский фильм «Свидетель», который рассказывает о событиях в Буче. Судя по трейлеру, туда вложили немалый бюджет, снят качественно и масштабно. В трейлере показывают страшных «националистов и бандеровцев», которые пытают и убивают собственное население. Конечно, это искажение нашей реальности для достижения своих целей.
В этом случае это способ ведения информационной войны посредством художественного контента.
Насколько у нас производство контента зависит от поддержки государства?
Зависит. Помним, когда в прошлом году МПИУ объявили конкурс, у нас наконец-то на кинорынке произошло оживление. За несколько месяцев до этого телеканалы уже начали выделять средства на контент, но бюджеты, конечно, сейчас гораздо более скромные. А гранты — это единичные случаи. Поэтому именно благодаря государственному конкурсу у нас в течение полугода было ощущение, что на рынке все нормально. Появилась работа, команды были заняты на съемках. Это очень важно сейчас. И очень важно нашему обществу понимать, что кино — это тоже способ сформировать у людей реальность в голове. Это не о манипуляции, а об их поддержке. Какие истории обычно выигрывают грант? Это истории о силе, о подвиге, о какой-то локальной, но очень важной Победе. Это то, что не дает опустить руки, это то, что вдохновляет и дает силы идти вперед.
От войны может наступить уныние, люди будут опускать руки. Одно важное направление — поддержка людей внутри. А второй — донесение историй о нас миру. Мир должен понимать, что помогая нам, он защищает себя. Уже третий год мы стоим между миром и адом.
Каковы ваши прогнозы по поводу индустрии кинопроизводства в Украине?
Мы свободны, пока наш разум свободен. И эта борьба за наше сознание происходит в том числе через сериальное и кинопроизводство. Индустрия должна выжить и развиваться. Очень многие специалисты сменили профессии, уехали из страны, кто-то взял в руки оружие и уничтожает врагов на передовой.
Но те, кто здесь есть, должны делать это дело и развиваться. Потому что это важно для страны, и это бизнес, который должен работать, платить налоги и давать возможность своим работникам донатить.