Украина находится в сверхсложных условиях немотивированной российской военной агрессии, направленной на уничтожение нашего государства. Большое количество гражданских людей получили физические и психологические травмы, многие военные отдало свою жизнь за свободу Украины, большое количество защитников получили травмы. Около 30% украинских предприятий полностью прекратили хозяйственную деятельность и только 45% частично работают.
Послевоенное восстановление крайне необходимо как людям, так и бизнесу. Каждый субъект имеет свою травму и требует индивидуального подхода к решению своей проблемы. Важно использование цифровых технологий в качестве ускоряющего фактора восстановления психического и физического состояния человека и нового глотка в бизнес-процессах предприятий.
Быстрой и качественной «таблеткой» как для пострадавшего человека, так и для пострадавшего бизнеса становятся иммерсивные технологии, к которым относится дополненная и виртуальная реальность.
Что такое иммерсивность
Иммерсивные технологии – это технологии визуального, аудиального и частично тактильного погружения индивидуума в созданный 3D-мир. Фактически это альтернативное пространство, которое создается с помощью 3D-графики и которое человек видит в специальных очках виртуальной реальности или активирует с помощью своего смартфона в дополненной реальности. С 3D элементами этого альтернативного пространства человек может взаимодействовать. Это способствует психологическому восстановлению, физиологической реабилитации индивидов, а бизнесу приносит новых потребителей и, как следствие, увеличение прибыли.
К рассмотрению предлагаются примеры использования технологий дополненной и виртуальной реальности в послевоенном обновлении отдельно для индивидов и отдельно для бизнеса.
Индивид
Для людей очень важна психологическая и физиологическая послевоенная реабилитация. Это касается как военных, так и гражданских. Мы видим, что многие люди сталкиваются с проблемой потерь конечностей и повреждений вследствие вражеских обстрелов опорно-двигательного аппарата. Также глубокие проблемы у людей возникают с психикой. Над этими проблемами уже трудятся квалифицированные реабилитологи и психологи нашей страны. Имерсивные технологии дополненной и виртуальной реальности в значительной степени могут усилить эффект и ускорить выздоровление для человека, о чем свидетельствуют многие международные клинически инновационные исследования.
Виртуальная реальность вызывает у пациента физиологические и психологические реакции, которые можно измерить относительно изменений гормонов стресса и других биологических состояний. Визуально объекты виртуального мира кажутся настоящими. Поэтому они вызывают мозговые и поведенческие реакции на виртуальную симуляцию, отражающие реакции в реальном мире.
У человека проблемы опорно-двигательного аппарата
С помощью виртуальной реальности можно значительно улучшить и ускорить процесс реабилитации. Создается VR-тренажер, с помощью которого пациент визуально погружается в определенный 3D-мир, находясь в котором физически пытается балансировать и разрабатывать поврежденные конечности.
Человек потерял конечность
К сожалению, проблемы потери руки или ноги на сегодняшний день являются одной из самых распространенных. Сталкиваясь с этим, у людей возникают фантомные боли. Пациенты, страдающие параплегией нижних конечностей, не могут снова почувствовать свои ноги или руки, но часто испытывают фантомную боль. Чувство боли реально, и, как отмечается, его невозможно снять с помощью медикаментов, но возможно с помощью иммерсивных технологий дополненной или виртуальной реальности. Согласно исследованию EPFL (передовой швейцарский инновационный институт науки и техники), VR существенно снижает фантомные боли.
Человек имеет психологическое расстройство
Психологическое восстановление с помощью VR-тренажеров работает таким образом, что пациент визуально погружается в определенный 3D-мир, находясь в котором может взаимодействовать с 3D-объектами, слушать правильный звук, визуально чувствовать атмосферу пространства, успокаиваться и тем самым облегчать свой нравственное состояние. Контент в VR-шлемах «отправляет» пациента к очень конкретным элементам их травматических воспоминаний, включая образы, запахи и звуки. Это максимальное глубокое погружение может быть как геймифицированным (представлено в виде игры), так и реалистичным. Психолог подбирает из каталога контента подпадающий под параметры расстройства конкретного пациента и позволяет помочь ему обработать воспоминания, поставить травму на место и восстановить контроль над своей повседневной жизнью посредством полного визуального погружения в 3D-мир в VR.
Так, согласно данным эмпирических исследований, 16 из 20 ветеранов войны в Ираке после прохождения экспозиционной терапии в виртуальной реальности больше не соответствовали диагностическим критериям посттравматического стрессового расстройства после завершения лечения.
«Имидж» иммерсивных технологий дополненной и виртуальной реальности является «игрушечным», ведь очень много пользователей используют AR | VR именно в игровых целях. Как видим, далеко не всегда это так. Виртуальная и дополненная реальность является серьезным технологическим инструментом в медицине и психологии, что сейчас очень актуально в контексте послевоенного восстановления украинцев. Еще до войны в Украине началась активная имплементация иммерсионных технологий в медицинские процессы. Например, был создан VR-симулятор для рожениц, используемый в процессе рождения ребенка как «визуальное VR-обезболивание».
Бизнес
Не новость то, что бизнес получает больше прибыли, когда он интегрирует новые трендовые технологии в свои производственные и маркетинговые стратегии. С другой стороны, технологии обычно несут за собой значительные инвестиционные вложения, окупаемость которых имеет определенный период. В условиях военного положения бизнес в Украине терпит большие убытки. Часть предприятия закрылась, часть продолжает функционирование наполовину, в третьих – значительно снизился потребительский спрос и, как следствие, доход. В то же время наблюдается тенденция релокации и интенсивного выхода украинских брендов на международные рынки.
Таким образом, украинский бизнес встает перед проблемой того, что из-за нехватки стабильного потока прибыли инвестиционная мощность ограничена с одной стороны, но с другой – быстрая имплементация новейших маркетинговых и производственных инноваций приведет к более быстрым темпам роста бизнеса на международной арене в частности. Соответственно, нужно найти оптимальный баланс – инвестиционные расходы и эффективность имплементированной технологии.
В этом бизнесе могут быть полезны технологии дополненной и виртуальной реальности.
Во-первых, современный потребитель – это иммерсивный потребитель. Он желает взаимодействия с продуктом. Он хочет погружаться в продукт. Иммерсивному потребителю важно удовлетворить свои потребности с помощью иммерсивных товаров. Ему уже недостаточно просто посмотреть на товар на картинке в интернет-магазине, чтобы принять окончательное решение о покупке — он хочет попробовать эту стиральную машину дома в реальном размере и реальной форме в два клика за 30 секунд. Ему недостаточно просто представить, какой будет его будущая квартира, глядя на план-схему, когда можно одеть очки виртуальной реальности и оказаться в ней – увидеть качество стен, пола и полюбоваться видом из окна на 360.
Во-вторых, интеграция иммерсивных технологий в маркетинговые активности для брендов сразу не будет измеряться инвестициями в сотни тысяч долларов, что положительно в условиях современного спада в связи с войной.
Соответственно роль иммерсивных технологий в виде дополненной, виртуальной реальности и 3D может стать весомым стимулом для бизнеса в контексте послевоенного восстановления производственных и маркетинговых стратегий.
Вот конкретные примеры того, как украинскому бизнесу можно использовать технологии дополненной и виртуальной реальности для усиления своих позиций на локальном и международном рынке.
Сегодня, как никогда цифровой мир, игры и реальный мир тесно связаны.
Иммерсивность приглашает потребителя смешать реальный мир с элементами игры, погрузиться в социально-экономические процессы и финансовые операции в цифровой среде. Для бизнеса это означает, что необходимо искать возможности для продвижения и продаж своей продукции не только на полках физического магазина или классического интернет-сайта, но и в виртуальном пространстве. Следовательно, производителям обуви уже недостаточно продавать 100 миллионов пар кроссовок в год в своих розничных сетях. Маркетинг нужно и можно настроить таким образом, чтобы по крайней мере еще 1 млн пар кроссовок было продано в виде NFT для цифровых аватаров в метавселенной. Только в 2021 году люди потратили не менее 200 миллионов долларов на предметы метавселенной. И производители этих предметов – настоящие бизнесмены, а не геймеры или 3D-дизайнеры.
Это реальная возможность украинского бизнеса, потерявшего рынки в результате войны.
Украинский производитель товаров для дома, выходя на международную арену, сталкивается с большой конкуренцией, борьбой за нового иностранного потребителя, проблемами с логистикой и т.д. Согласно данным Retail Customer Experience и BigCommerce, 61% клиентов в Америке предпочитают интернет-магазины, предлагающие опцию примерки товара в дополненной реальности. Страницы продуктов, которые предлагают AR и 3D, привели к увеличению среднего размера заказа на 13% и увеличению дохода на 21%.
То есть, украинскому производителю нужно погрузить потенциального потребителя в свой товар, настроив сайт таким образом, чтобы потребитель мог в два клика поставить перед собой у себя в комнате стол в реальном размере и реальной форме, посмотреть качество его текстуры и выбрать свой цвет. Это все возможно с помощью технологии дополненной реальности, позволяющей сделать так, чтобы товар попал домой к потребителю к моменту непосредственной покупки, что значительно увеличивает вероятность его будущего приобретения.
К тому же, как пишет ARInsider, Shopify предоставляет аналитические данные, согласно которым возврат товара, первоначально протестированного потребителем в дополненной реальности, снижается на 40%. Это решение очень важной «болевой точки» сегодня для украинских брендов-производителей товара для дома, особенно малого и среднего бизнеса.
Инвестиции в настройку такой опции на 50+ позициях товара будут в диапазоне 5000-15000$, что экономически выгодно бизнесу.
Дизайнеры украинской одежды одни из самых талантливых в мире. Многие мировые звезды одеваются в одежду украинских брендов. Сегодня в связи с военными действиями значительно упала потребительская активность на рынке одежды, и дизайнерам необходимо выходить на международные рынки. Выходить нужно так, как умеют украинцы – креативно, ярко и со вкусом. В этом опять-таки помогают иммерсивные технологии.
Украинские дизайнеры в социальных сетях SnapChat, Instagram, Facebook могут создать опцию примерки одежды с помощью дополненной реальности. Согласно данным Deloitte Digital with Snap Inc, с помощью AR в два раза лучше усваивается информация о бренде, а 75% опрошенных респондентов отметили, что готовы заплатить больше за продукт с опцией качественной 3D-примерки (try on) с помощью дополненной реальности.
Важно понимать, что для бренда создание AR примерки одежды в большинстве своем носит имиджевый характер, который увеличивает охват социальных сетей бренда, увеличивает лояльность, увеличивает время взаимодействия с контентом бренда и открывает путь к размещению цифровых 3D-версий одежды в виртуальном мире (метафике) в виде NFT. А комплекс этих факторов в значительной степени позволяет увеличивать узнаваемость на рынке, выигрывать у конкурентов и возвращаться как минимум на довоенные позиции по объемам продаж.
Инвестиции в настройку такой опции на 10+ позициях товара будут в диапазоне 3000-5000$, что экономически выгодно бизнесу.
Представители многих сегментов украинских производителей продуктов питания борются за международного потребителя. В данном случае говорится о производителях конечных товаров потребления пищи и напитков, а не продавцов сырья. В международные Retail-маркеты очень сложно пробиться украинскому бренду с BTL-акциями, мерчендайзерами и другими промоактивностями для популяризации бренда. В таком случае требуются нестандартные и мерсивные решения из сферы 3D-маркетинга.
Товар украинского бренда на полках международных магазинов должен говорить сам за себя с помощью технологии дополненной реальности. Потребитель сканирует QR-код, приводит камеру на этикетку и превращается в интерактивный 3D-контент. Он может быть в виде видеообращения владельца бизнеса напрямую к своему потребителю, 3D-персонажу (особенно если это детская аудитория), 3D-квесту, 3D-консультанту, который предоставляет инструкцию по использованию этого продукта и т.д. Самое главное, что за счет данного погружения, потребитель увеличивает время контакта с товаром в среднем на 25-30% и, соответственно, увеличивается узнаваемость и лояльность к бренду. Этот инструмент поможет эффективно выделить украинский товар среди международных конкурентов и привлечь внимание потребителя к бренду и впервые совершил покупку.
Инвестиции в настройку такой опции на одно SKU будут в диапазоне 5000-10000$, что экономически выгодно бизнесу.
Еще одной значимой «болевой точкой» украинского бизнеса, который имеет производственные мощности на территории Украины и работает с зарубежными клиентами, является то, что последние «боятся» сотрудничать с украинцами из-за военных действий, даже если предприятие находится на полностью безопасной территории и отвечает взятым на себя обязательством. Партнеры должны увидеть, что предприятие в безопасности, сотрудники на работе, продукция производится, несмотря на войну. Конечно, сегодня далеко не все международные партнеры и клиенты будут готовы посетить Украину, чтобы убедиться в этом. Именно поэтому украинский бизнес должен посредством иммерсивной технологии виртуальной реальности перенести своего потенциального клиента/партнера на территорию предприятия и дать возможность присутствовать на нем, чтобы почувствовать уверенность, что все функционирует слаженно.
Для этого снимается видео 360 для виртуальной реальности непосредственно на предприятии, интегрируется в VR-гарнитуру и рассылается международным партнерам.
Инвестиции в настройку такой опции будут в диапазоне 15000-20000$, что экономически выгодно бизнесу.
Важно понимать, что иммерсивные технологии помогают налаживать персонифицированную коммуникацию между брендом и потребителем. Это сейчас очень актуальная проблема для украинского бизнеса, как на международной арене, так и на локальном рынке. Международному потребителю важно «подружиться» с украинскими брендами, в то время как для местного потребителя важна забота и поддержка бренда о нем в эти трудные времена.