Ровно год назад, 4 апреля 2022, команда CASES, соцсети и EdTech-платформы для креативных индустрий, инициировала проект — Марафон Креативной Практики. За это время событие объединило вокруг себя несколько сотен экспертов индустрии и превратилось в длительную благотворительную конференцию. Анатолий Попель, CEO CASES, рассказал, как и с какой целью Марафон запускался в первые месяцы полномасштабной войны, а также каких результатов удалось добиться за этот год.
Что стало импульсом создания Марафона Креативной Практики?
Первые мнения о необходимости подобного формата появились у нашей команды еще в марте 2022 года. Находясь в Украине, мы наблюдали, как полномасштабная война влияет на все сферы нашей жизни, оставляя после себя растерянность, пустоту и состояние «украденного завтра», во время которого ты не понимаешь, каким будет будущее. Такие настроения царили в том числе и в креативных индустриях. Тогда мы много общались с другими специалистами и командами, пытались как-то поддержать друг друга и узнать, как дела. Ситуация была сложной. Большинство компаний до сих пор находились под влиянием предыдущего кризиса, вызванного коронавирусом, поэтому, еще не оправившись от него, они встретили новые сложности.
Через месяц после вторжения мы в CASES провели исследование, показавшее, что около 30% специалистов потеряли работу или попали под сокращение. Одной из причин, почему так произошло, была зависимость компаний от ощутимо пострадавшего внутреннего рынка. Именно поэтому в первые месяцы войны бизнес оказался в подвешенном состоянии. На время креативщики замолчали и потеряли понимание, куда двигаться дальше. Тогда мы и поняли, что стоит попытаться как-то изменить ситуацию и показать, что креативное сообщество здесь, оно есть и готово действовать.
Почему выбрали именно такой формат мероприятия?
Марафон Креативной Практики полностью оправдывает свое название, ведь он был создан как реакция на начало полномасштабной войны. С 24 февраля 2022 года каждый из нас начал бежать тяжелый марафон борьбы на фоне войны. Поэтому мы создали свой Марафон, который стал бы поддержкой в этом процессе и помог людям легче переживать стрессовые времена. Мы отдавали себе отчет, что война не закончится через 2-3 недели, поэтому готовились не к спринту, а к большому забегу.
Как именно Марафон должен помочь компаниям и специалистам по креативным индустриям?
Целью инициативы было создание площадки для оживления креативных индустрий. Дать специалистам почувствовать себя нужными и полезными. Мы не могли направлять свои знания и опыт в коммерческие проекты, но могли использовать их, чтобы помочь украинцам. К тому времени на CASES сформировалось уже достаточно большое сообщество пользователей, около 50 тысяч. Многие ощущали поддержку в образовательном контенте, поэтому мы решили увеличивать его количество и привлекать к созданию представителей креативных индустрий.
За год было создано более 280 разных лекций. Они действительно охватывали множество тем. В частности, мы рассказывали о поиске первой работы, построении карьеры на фрилансе, а также помогали сообществу развиваться профессионально. В Марафон присоединились многие специалисты из IT-компаний, маркетинг-специалистов, менеджеров и даже психологов. Ряд лекции был посвящен заботе о ментальном здоровье. А некоторые лекторы поднимали такие темы, как шрифтовый патриотизм, и рассказывали, почему важно использовать в работе украинские шрифты. Сейчас каждый может найти интересную тему среди материалов Марафона.
Параллельно с этим каждая лекция была маленьким, но регулярным напоминанием о важности поддержки армии. В начале каждого доклада эксперты призвали делать хотя бы минимальные пожертвования в пользу ВСУ. Нашим стратегическим партнером является фонд «Повернись живим», все средства, в частности, передавались и на его счета.
С какими сложностями пришлось столкнуться при работе над образовательным продуктом?
Самым сложным был первый месяц, потому что людям было морально тяжело читать лекции. Одними из первых экспертов, которые присоединились к Марафону, были Дмитрий Буланов, основатель и CEO Bulanov büro, и Ольга Шевченко, креативный директор агентства Vintage. Если посмотреть первые лекции, можно увидеть, как спикеры были уставшими и нервозными. Тогда собраться вместе было очень непросто.
Кроме этого, у команды также было много переживаний относительно того, выдержим ли мы бежать такую длинную, а что больше — неопределенную дистанцию. До этого мы уже делали множество конференций, но такой формат стал настоящим вызовом. И мы смогли его реализовать исключительно благодаря сплоченной работе лекторов, зрителей и команды производства.
Сколько лекторов присоединилось к Марафону?
Только за первые 100 дней войны нас поддержало более 100 экспертов из 68 команд. Сегодня эта цифра увеличилась до более чем 250 экспертов и 200 компаний. Среди них: EPAM, Uklon, Banda, Shopify, Havas Village Ukraine, Forbes, Vintage, Bickerstaff.284, MacPaw, ELEKS, I am IDEA, ЛУН, Fedoriv Agency, SoftServe, EdEra, GlobalLogic Ukraine, Ciklum, MOZGI, Osnovy Publishing, Укрзалізниця. Лекции читали даже эксперты СНБО и Минцифры.
Как инициатива будет развиваться дальше?
Сейчас у нас большая библиотека бесплатного образовательного материала. Пока будет продолжаться Марафон, она будет пополняться новыми лекциями, в частности, сейчас мы работаем над привлечением иностранных спикеров. Конечно, наша цель — сделать ее удобнее и доступнее для пользователей. Пока лекции можно смотреть на одном из украинских медиасервисов. Надеемся привлечь к инициативе еще больше крутых партнеров.
Сколько еще будет продолжаться Марафон?
Сейчас особенно ощутимо ухудшение динамики донатов, люди устают, поэтому важно им напоминать об этом. Именно это мы делаем с помощью регулярных лекций. Как заложено в его манифесте, Марафон продлится до самой победы. Все материалы Марафона бесплатны, более того, все лекторы согласились отказаться от гонораров, каждая лекция начинается с призыва поддерживать Вооруженные силы Украины и присылать хотя бы минимальные донаты на армию.