Ожидание роста. Мнение троих экспертов про развитие мобильного рынка Украины
Неделю назад в рамках проекта Digital Insider мы опубликовали . Чтобы картина была полной мы опросили троих украинских экспертов на предмет развития мобильных технологий в нашей стране.
Слава Баранский, главред lifehacker.ru
Какие ты видишь перспективы развития числа пользователей смартфонов в Украине до конца 2013 года?
Мне кажется, что если операторы возьмуться с тем же рвением что и КС за популяризацию Андроида, то через 2—3 года все телефоны будут или смартфонами или фичефонами. Все — это 80…90%.
Что на твой взгляд сдерживает этот рост, а что наоборот — способствует ему?
Люди никогда не усложнят технологии, которые уже работают. Смартфон — любой даже iPhone — это усложнение. И нужно чтобы просто у них не было выбора —на прилавках должны быть только смарты. Это возможно будет скоро, когда написание и саппорт минимальной телефонной ос для вендора станет накладной — локали, интерфейсы проводные и беспроводные, экераны и многое другое. Если Андроид станет Виндоусом, то просто поглотит все телефоны.
Какие мобильные платформы будут превалировать на рынке к концу 2013 года?
Андроид и iOS. А что-то реально еще есть? 🙂 Я не думаю, что у WP есть минимальные шансы с теми ценами, которые они ломят на всех рынках.
Насколько на твой взгляд отличаются поведенческие паттерны в Украине от данных по США (отчет Flurry)? Какие основные активности проявляются у украинских мобильных пользователей?
Не могу сказать, я не вижу весь рынок как google или apple.
Каким категориям рекламодателей следует незамедлительно задуматься о своем присутствии на популярных мобильных платформах? Какие могут подождать конца 2013 года, чтобы выйти с возможностью охвата более широкой аудитории?
Брендам дорого думать про платформы. Задолбаются саппортить все это счастье. Исключение составляют банки и операторы. Страховики, возможно. Остальным надо быть в медийных каналах — соцсети, фотосети, видеосети и т. д. А еще им полезно возглавить тренды. Водоносам — заставить всех пить крутым аппом. Одеждочникам — сделать чтобы ебошили луки в их шмоте. Алкоголикам — коктейльная тема в аппе. Здоровым (типа) брендам — делать аппы для коммуникации их ЦА — беговые клубы, активности на природе и т. д.
Юрий Бабич, CEO COXO digital agency
Какие ты видишь перспективы развития числа пользователей смартфонов в Украине до конца 2013 года?
Думаю на этот вопрос более компетентно смогут ответить представители телекоммуникационных провайдеров, у них есть весь доступ к информации. Но, ни смотря ни на что, я уверен, рост — очевиден, более того об этом говорят цифры: в 2012 году с помощью мобильного интернета было продано товаров и услуг на сумму 681 млн. грн (!) — а это уже цифры с которыми стоит считаться.
Что на твой взгляд сдерживает этот рост, а что наоборот — способствует ему?
На мой взгляд на рост числа пользователей влияет такие факторы:
— стоимость мобильных устройств (смартфонов);
— стоимость предоставляемых операторами связи услуг (доступ в интернет)
— качество предоставляемого интернета (скорость, покрытие)
Если с первыми двумя позициями у нас уже все довольно доступно, то вот с последней полный тупик. Мы пытаемся развивать рынок мобильных сервисов и услуг на территории такой деревянной технологии как »EDGE». Это все равно, если бы мы топили машину времени углем.
Увы, именно покрытие и скорость передачи данных является, на мой взгляд, основным препятствием для развития рынка мобильных сервисов и, как следствие, низкой активности пользователей смартфонов в стране.
Но есть и позитивная тенденция: мобильные устройства становятся все дешевле и соответственно, доступнее. Их качество — это второй вопрос, но то что, их становится больше, это факт.
Какие мобильные платформы будут превалировать на рынке к концу 2013 года?
Я считаю, что основные игроки останутся теми же: iOS и Android. Мне нравится то что сделали Windows, по настоящему достойная алтернатива андроиду, как с точки зрения распространения и свободной установки на различные устройства. Но на сегодняшний день Win-платформа занимает выжидающую позицию, думаю, ее расцвет прийдет на 2014—2015 годы, когда пользователи устанут от закрытости iOS и »неудобности» Android (последнее — мое субъективное мнение).
Лично я еще не скоро буду искать альтернативу iOS)
Насколько на твой взгляд отличаются поведенческие паттерны в Украине от данных по США (отчет Flurry)? Какие основные активности проявляются у украинских мобильных пользователей?
Вопрос интересен тем, что несмотря на долгую историю развития мобильных технологий и повсеместное распространение мобильных сервисов в США, пользователи в Украине практически идентично повтоярют поведение американских пользователей.
Следует сказать также о том, что многие компании, предоставляющие мобильные сервисы в Украине, больше заботятся о выходе, чем о поддержке. Мы часто встречаемся с ситуацией, когда вроде бы и сервис есть, и приложение отличное, но по факту или »сервер не достепен» или »курьер 2 дня не может доехать» или еще какая-то болезнь недодуманного сервиса. Зачастую сами владельцы сервисов и стартапов, сами же этими сервисами не пользуються, и это — корень зла.
Каким категориям рекламодателей следует незамедлительно задуматься о своем присутствии на популярных мобильных платформах? Какие могут подождать конца 2013 года, чтобы выйти с возможностью охвата более широкой аудитории?
На сегодняшний день мы видим бурный рост различных сервисных приложений, но все упирается или в ограниченный бюджет или в скупость идеи. Появляютьс сервисы типа »YoCard», но опять же — сервис есть, а наполнение в нем очень тривиальное, те полезность такого сервиса — очень сомнительная (на сегодняшний день).
Ситуация с мобильными приложениями мне сейчас напоминает зачатки digital-рынка (как мы его называем)) — те все рекламодатели знали, что он есть, все пробовали вкладывать небольшие суммы денег, видели небольшие показатели эффективности и считали, что »это не работает». Сегодня рекламодатели »пробуют на вкус» рынок мобильных приложений, и я считаю, что 2013 год станет переломным в этом смысле, ведь в отличии от рынка медийных услуг, здесь мы можем достучаться до каждого конкретного пользователя приложением и видеть все интересующие нас статистические показатели, при чем на 100% достоверные.
Рекламодатели наполняют AppStore акционными приложениями »однодневками» — и это первый показатель того, что рынок только формируется.
Сейчас очень интересную нишу занял »Киевстар» — телемедицина. Таким образом они, в связке со специалистами из различных медицинских учреждений, предоставляют и интересный и полезный и, что самое главное, профессиональный контент. Думаю, медицинских приложений будет становится все больше.
Александр Нескин, Head of Mobile at Prodigi
Какие ты видишь перспективы развития числа пользователей смартфонов в Украине до конца 2013 года?
На мой взгляд, нас ожидает существенное увеличение количества пользователей смартфонов в Украине, это может быть скачек х2, когда количество владельцев смартфонов превысит отметку в 10 М.
Это связано с удешевлением стоимости смартфонов на базе Android и WindowsMobile/Phone, специальным тарифами на эти модели от операторов и ростом интернет пользователей.
Что на твой взгляд сдерживает этот рост, а что наоборот — способствует ему?
Безусловно, сдерживающим фактором развития рынка смартфонов является отсутствие качественного высокоскоростного канала передачи данных. Если у наших соседей на этот год уже запланировано внедрение LTE, то у нас еще отсутствует 3G (кроме ТриМоба).
Интересным фактом является невероятно низкое количество пользователей смартфонов совершающих онлайн платежи. Люди боятся рассчитываться банковскими карточками в сети.
Согласно данным TNS/MMI за 3, 4 кварталы 2012 года. Почти 500К человек в Украине — совершают онлайн банковские операции, из которых только пятая часть владеют смартфоном и живут в городах 500К+. Генеральная совокупность = 16 М (12—65 лет).
Какие мобильные платформы будут превалировать на рынке к концу 2013 года?
Я думаю, что до конца 2013 года существенно (почти в 2 раза) возрастет доля смартфонов с операционной системой WindowsMobile/Phone — это перспективный рынок для разработчиков, в связи с тем, что количество приложений в Windows Store пока не большое, можно будет легко расти вместе с ростом доли рынка этой платформы.
Android продолжит стабильный рост вытесняя с рынка Symbian, не уверен, что получится полностью искоренить его до конца года, но это неизбежно, и дело ближайших пары лет.
Что касается iOS, мне кажется, доля рынка этой платформы будет более-менее стабильна в течении ближайших 5 лет — до 20%, с которой будет стремиться сравниться Windows Phone.
Интересно будет посмотреть как поведет себя Blackberry, для меня это темная бизнес-лошадка. Предполагаю, доля рынка также будет стабильно колебаться в пределах 5%-10%.
Насколько на твой взгляд отличаются поведенческие паттерны в Украине от данных по США (отчет Flurry)? Какие основные активности проявляются у украинских мобильных пользователей?
Как раз недавно я проводил внутренний мини-опрос в нашей компании, где средний возраст составляет 24 года, все владельцы смартфонов. Респондентов можно смело отнести к категории opinion leaders, которые формируют тренды. Интересно, что количество денег, потраченных на покупку приложений среди коллег варьировалось от 0 до 640грн максимально. Средняя сумма составила: 160грн.
На мой взгляд, отличие от западных рынков заключается в нашей ментальности, не готовой, по большей своей части, тратить деньги на приложения и склонной к пиратскому контенту. Таким образом для украинского рынка выгоднее монетизировать приложения в первую очередь по рекламной модели, во вторую — in-app purchases.
Каким категориям рекламодателей следует незамедлительно задуматься о своем присутствии на популярных мобильных платформах? Какие могут подождать конца 2013 года, чтобы выйти с возможностью охвата более широкой аудитории?
Пока в Украине мобильная реклама обладает низким порогом для входа. Особенности и количество аудитории диктуют рекламодателям свои условия.
Категории для которых присутствие на мобильных платформах необходимо это операторы связи, масс-медиа, банки/платежные системы, розничная торговля, сфера развлечений, транспорт. Нет необходимости ждать — нужно действовать уже сегодня.