История раскрутки сайта с нуля
Эта история началась осенью 2011 года. На тот момент я уже пять лет занимался диджитал—коммуникациями, разрабатывая и внедряя комплексные стратегии для клиентов.
Работа, понятная любому маркетологу — оценить объем целевой аудитории, грамотно распределить бюджет по каналам, привлечь подрядчиков по основным направлениям: баннерная реклама, контекст, поисковая оптимизация, поддержка сайта и активность в социальных сетях. Результаты были хорошими, клиенты оставались довольны и просили еще. Но после всех таймингов и дедлайнов хотелось чего-то своего, для души…
Кто-то публикует фотоотчеты на Facebook, кто-то заводит блог о путешествиях, я — решил реализовать студенческую мечту и писать об отдыхе в Киеве — тех местах и занятиях, которым можно посвятить вечер или выходные.
Так появился Relax.com.ua. Первые месяцы я писал исключительно для себя, придумывая темы и не особо беспокоясь о развитии проекта. 50-100 посещений в день — немного, конечно, но «свои» читатели — это уже приятно.
Все изменилось с приездом в Киев Цирка Дю Солей. Можно даже сказать, что именно Цирк Дю Солей стал причиной появления самого посещаемого портала об отдыхе и развлечениях в Украине… Такой вот «эффект бабочки».
Узнав о планируемых гастролях, я сразу же опубликовал заметку у себя на сайте — это событие было интересно мне лично, и хотелось поделиться им с читателями. Такая оперативность дала мне некоторое преимущество в глазах поисковых систем и статья о цирке довольно скоро вышла на первые позиции по ключевому слову. Узнал я об этом совершенно неожиданно, когда за несколько недель до начала представлений обнаружил вместо привычных 100 пользователей в сутки — целую 1000.
В течение следующих дней посещаемость продолжала расти, достигнув 2500 пользователей в дни представлений, и пошла на спад только спустя неделю после их окончания.
В этот момент я на практике увидел то, что, конечно же, знает любой SEO-оптимизатор — вовремя опубликованные событийные материалы могут обеспечить значительный поисковый траффик.
Собранная статистика дала мне еще одно важное знание: я увидел, что ищут люди, что им интересно в рамках одной темы, и как формируются их запросы. Вместе с этим я понял еще одну важную вещь — если я хочу создать популярный ресурс, то писать нужно не о том, что интересно мне, а о том, что интересно людям («прописная истина от Капитана Очевидность», — скажут профессиональные редакторы).
Но как же узнать, что именно интересно людям? И главное — насколько интересно?! Недолгое исследование привело к простому и полезному инструменту — Яндекс Wordstat. Он позволяет посмотреть популярность поискового запроса в абсолютном значении за месяц, а также сравнительную популярность за период (например за год). Справедливости ради стоит отметить что и у Google есть подобный инструмент. И логичнее было бы воспользоваться им, учитывая что Google в Украине в два раза популярне, чем Яндекс. Но все же именно Яндекс стал настольным инструментом при развитии сайта.
Прежде всего я составил контент-план на первый месяц — выбрав наиболее популярные запросы в сегменте отдыха и проверив насколько хорошо они представлены у конкурентов (опыт Цирка Дю Солей подсказывал, что необходимо держаться золотой середины между популярностью и конкурентностью запроса). Подход был простой — по каждому поисковому запросу написать статью, раскрывающую содержание этого запроса (другими словами, отвечающую на вопросы пользователя и удовлетворяющую его интересы).
С анализом каждой новой темы оказывалось, что интересы людей весьма обширно, и появлялось все больше идей для контент-плана. Очень скоро стало очевидно, что написать обо всем сам я просто не смогу.
Так было принято решение о начале инвестирования в проект. Нужны были райтеры, а райтерам нужно было платить. К счастью, мне удалось собрать хорошую команду фрилансеров и отладить их работу таким образом, что спустя год деятельность сайта не особо уступала проектам, которые держат штатных журналистов в офисе. При этом, размеры вложений, конечно же, отличались в разы. Что, в общем-то, и позволило развивать проект «для удовольствия», не особо задумываясь об окупаемости или поиске инвесторов.
Первый квартал 2012 года посещаемость, серьезно просевшая с отъездом Цирка Дю Солей, держалась на уровне 200-300 посещений в сутки. Показатели эти не вдохновляли, но вооружившись ежемесячным планом и наметив основные темы, мы усердно писали, выпуская по 50-60 материалов в месяц.
Основными разделами, которым решено было уделить максимум внимания, стали «Афиша» и «Куда пойти в Киеве». Первый — потому что именно событийные запросы принесли нам первые тысячи посетителей, а второй как сборник «evergreen» материалов, которые будут пользоваться спросом всегда (и в перспективе все большим).
В мае 2012 года нам снова повезло — мы стали одними из первых, кто опубликовал анонс концерта Linkin Park в Одессе, что резко увеличило нашу среднесуточную посещаемость до 1000 человек.
К июлю же стало очевидно, что регулярное написание статей и освещение все большего количества тем начинает приносить свои плоды — посещаемость выросла до 1500 в сутки и продолжала увеличиваться.
Стоит отметить, что при всем этом не было закуплено ни единой ссылки (что так любят SEO-оптимизаторы) и не было проведено ни одной рекламной кампании. Все пользователи, которые приходили на сайт, либо находили нас в Google и Яндекс, вбивая интересующие их запросы, либо переходили по ссылкам на форумах и в социальных сетях (которые до этого другие пользователи там оставили). Полностью органический траффик — не это ли мечта каждого диджитал-маркетолога?
Осенью 2012 был проведен редизайн сайта — из «блога» он превратился в информационный ресурс, обзавелся логотипом и стилем. Было существенно расширено количество тем — добавились различные виды отдыха, книги, фильмы и даже кулинарные рецепты, открылись подсайты по другим городам Украины (изначально писали только для киевской аудитории).
Результат не заставил себя долго ждать — к концу года суточная посещаемость ресурса составляла более 3000 человек. При этом мы продолжали пользоваться Яндекс Wordstat, анализируя поисковые запросы, и на их основе придумывая все новые и новые темы для статей. Планомерно и упорно наполняя сайт информацией, отвечающей интересам пользователей. Выпуская уже по 100-120, а иногда и 150 материалов в месяц.
На данный момент, спустя 2 года после запуска проекта, посещаемость портала составляет более 300 000 посещений в месяц. Этот показатель — наивысший среди сайтов, которые пишут об отдыхе и развлечениях в Украине. Другими словами, мы — самый популярный ресурс в своем сегменте.
Когда я задумывал этот проект как блог «для собственного удовольствия», я лишь мечтательно вздыхал, глядя на первые строчки рейтингов и размышляя о том, смогу ли я когда-либо хоть немного приблизиться к лидерам. Два года упорной работы показали, что это вполне реально. Более того — практически без закупки ссылок и контекстной рекламы, которые прежде всего посоветовали бы в любом интернет-агентстве.
Какую пользу вы можете извлечь для себя из этой истории? Как рассказ о развитии портала, посвященного отдыху и развлечениям, поможет производителю хлебобулочных изделий или компании, предоставляющей юридические услуги?
Все очень просто. Чем бы вы ни занимались, ваша деятельность интересна тысячам, а, может бать, и сотням тысяч людей. Каждый день они вбивают свои запросы в Google или Яндекс. Каждый день они хотят найти важную для них информацию. Так почему бы не стать тем, кто им ее предоставит?!
Не стоит гнаться за тем, чтобы «быть в топе» по десяти словам, которые, как вам кажется, характеризуют ваш бизнес (обязательно с приставкой «купить» и «заказать»). Яндекс Wordstat или Планировщик ключевых слов от Google помогут понять, что еще интересно людям по вашей тематике. После этого останется только завести блог и организовать процесс регулярного создания статей. Несколько лет — не такой уж большой срок, если вы хотите строить долгосрочный бизнес. Зато результат, который вы получите, не будет зависеть ни от добросовестности подрядчиков по поисковой оптимизации, ни от наличия бюджета на рекламу.
Никита Лисицкий, директор интернет-агентства Content Marketing