07 Июл 2014, 08:12

По-иг-рай

Геймификация, которая расшифровывается как применение игровых элементов в неигровых процессах, сейчас окружает нас повсюду.

По-иг-рай

В начале недели каждая дирекция центрального офиса получила средних размеров коробку и приложенную к ней красочную инструкцию. Отделы должны схлестнуться в очередном "челендже" и за 10 дней представить свое решение задания. По итогам тура независимое жюри выставит оценки и присвоит лидерам "звезды", итоговый счет которых и определит победителя. Обновляемая каждый месяц турнирная таблица висит на самых заметных местах в офисе — лестнице, лифте, кухнях каждого этажа, и еще приходит по почте каждому сотруднику. Все это могло бы походить на очередную офисную забаву, если бы не было продуманной системой внедрения ключевых ценностей компании.

 

Представьте себе идеальную фирму, в которой вам было бы комфортно работать и реализовать весь свой потенциал. Наверняка у каждого такой образ суперкорпорации свой — что она производит, где находится и так далее. Но в описании идеальной компании все, так или иначе, сводится к людям и отношениям между ними. В идеальной среде необычный офис и суперпродукт отходят на второй план по сравнению с психологически комфортными условиями для сотрудников. Является ли ваша компания "вторым домом" для людей или, напротив, "потогонной фабрикой", корпоративная культура в ней присутствует, даже если вы не можете описать ее словами. Она во всех, даже самых мелких транзакциях между сотрудниками.

Основа корпоративной культуры — ценности, которые транслирует как высшее руководство, так и линейный менеджмент. В формулировании ценностей компании обычно участвуют трое: высший менеджмент, HR и PR. А вот трансляция часто ложится на плечи кадровиков и пиарщиков. В этом моменте обычно и наступает коллапс, потому что, пользуясь стандартными инструментами, HR назначит несколько обучающих лекций, а PR организует две-три публикации во внутренних медиа. Если это кажется слишком грубым обобщением, пройдите минутный тест — попытайтесь вспомнить миссию своей компании и ее ключевые ценности. Уверен, если не вы их писали, вряд ли получится. Удивляться нечему: расхожее утверждение гласит, что мы запоминаем 10% того, что читаем, 20% того, что слышим, и 90% того, что делаем. Значит, в таких ключевых вещах, как ценности нужно обращаться к тем методам, при которых люди будут меньше "читать", и как можно больше "делать".

Забудет ли хоть один сотрудник, что ценность компании — "гибкость", если всем отделом полчаса стоял в сложной йогической позе для тематической фотосессии? Однозначно не забудет. Проблема только в том, чтобы не заставлять его это делать, не превращать процесс в формальность, а прививать ценности с полной вовлеченностью. Но такой подход требует выхода за рамки стандартного инструментария HR и PR, например, применения игровых технологий — геймификации.

Геймификация, которая расшифровывается как применение игровых элементов в неигровых процессах, сейчас окружает нас повсюду. Вспомните, когда вы последний раз "чекинились" в Foursquare, пробегали дистанцию с Endomondo или сжигали калории с Nike+ Fuelband. Эти сверхпопулярные штуки в своей основе применяют простейшие элементы игровых механик, надолго привязывая к себе пользователей. Что лежит в основе их популярности? Игровой дизайн, элемент соревнования и видимый результат усилий.

Ключевыми элементами геймификации являются уровни или туры, в которых отслеживается прогресс, зарабатываются баллы за прохождение квестов, присваиваются бейджи и формируется итоговый рейтинг. Как применить это для формирования корпоративной культуры? Например, для внедрения ключевых ценностей компании мы разработали целую игру, состоящую из 12 туров, в которых каждый квест посвящен одной из ценностей. Задание должно было быть решено всей дирекцией, чтобы вовлечь максимальное количество людей. Побеждала в конкурсе дирекция, а не один человек, как в большинстве традиционных корпоративных конкурсов. Лидирующие в конкурсе команды получали баллы за квест в виде корпоративных "звездочек". Самая лучшая дирекция по итогам конкурса — бейдж, например, "Самая инновационная дирекция", который размещается на каждом кабинете победителя. Прогресс всей игры был отражен в рейтинге, который видели все — как сотрудники компании, так и гости офиса.

Собрав воедино игровые элементы, можно создать необыкновенно увлекательный процесс, в котором включится механизм соперничества. Он-то и заставит сотрудников выкладываться по полной в соревновании. Силу рейтинга переоценить сложно. Никому не хочется быть на последнем месте, а психологический дискомфорт только усиливается от его публичности.

Геймификацией в работе со внутренней аудиторией можно решить много сложных задач. В том числе — проблему рабочих конфликтов между разными функциональными зонами. Часто они возникают оттого, что кто-то не получил достаточно признания или имеет нереализованный лидерский потенциал. Игра позволит создать управляемую зону здоровой конкуренции, честное открытое соперничество, которое снизит градус конфликтности в рабочем процессе. Само собой, позволит сплотить команды за счет частоты мероприятий и групповых заданий. Ну, и все "нерабочие" моменты дадут подзарядку и повысят продуктивность работы.

 

Даниил Ваховский, ведуший PR специалист Comfy

 

Хотите узнать больше о практическом применении геймификации? Приходите 8 июля на семинар .

Расскажите друзьям про новость

Новое видео