Подорожание подписки на Netflix, прозрачный рынок, без посредников: опрос о «налоге на Google»
02 Июл 2021, 12:59

Подорожание подписки на Netflix, прозрачный рынок, без посредников: опрос о «налоге на Google»

На этой неделе Президент Украины Владимир Зеленский подписал закон, обязывающий компании без представительства в Украине платить 20% НДС на онлайн-услуги. Подорожает ли реклама в Google и как повлияет налог на Google на активность брендов, разбираются Андрей Чумаченко, СМО Netpeak, Роман Геращенко, CEO & Founder Sasquatch Digital, Иван Кучеренко, сооснователь и CEO агентства DIEVO, партнер и CDO холдинга NCG.

Андрей Чумаченко
СМО
Netpeak

1. Поддерживаете ли вы закон о налоге на Google? И почему?

Появляется вероятность, что некоторым зарубежным компаниям, продающим у нас цифровые продукты, легче будет уйти с нашего рынка, нежели администрировать здесь налоги.

У нас нет однозначной позиции на этот счёт. С одной стороны, любая дополнительная фискализация не выглядит хорошим решением для нашей страны. Все мы прекрасно понимаем, что тот же Google, скорее всего, просто включит эти 20% налога в цену услуг. Иначе говоря, этим законом просто вводят 20% налог для украинцев, которые хотят пользоваться лучшими цифровыми продуктами. Кроме того, появляется вероятность, что некоторым зарубежным компаниям, продающим у нас цифровые продукты, легче будет уйти с нашего рынка, нежели администрировать здесь налоги. И это касается в том числе и неконсьюмерских программных продуктов. Например, во многих компаниях используют зарубежные облачные CRM-системы.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

При этом рынок онлайн-рекламы и его объёмы должны стать прозрачнее. Для компаний-рекламодателей — плательщиков НДС — это, скорее, плюс. Ведь теперь не нужно будет искать посредников для размещения рекламы в Facebook, чтобы получить закрывающие документы для налоговой. Для посредников, которые предоставляли подобные услуги, получая комиссионные, это потеря какой-то доли доходов. 

В общем, ситуация двоякая — есть те, кто выигрывают, и те, кто проигрывают от этих нововведений. Но по этому пути сейчас идут все европейские страны. 

2. Подорожает ли реклама в Google? 

Короткий ответ — да. Очевидно, что в некоторых рекламных системах к расходам на рекламу добавится 20%, например в Facebook. У Google есть представительство в Украине, и часть украинских рекламодателей (юридические лица) уже давно платят НДС. Теперь это будет касаться и физических лиц. Мы подробно описывали последствия введения этого закона для рекламодателей и селлеров в нашем Netpeak Journal. 

3. Как налог на Google повлияет на активность брендов?

Уверен, что на активность брендов это не повлияет, ведь реальных альтернатив у них нет — бренды будут там, где будут их пользователи. Но однозначно придётся столкнуться с некоторыми трудностями и как можно быстрее подстроиться под изменения.

Роман Геращенко
CEO & Founder
Sasquatch Digital

1. Поддерживаете ли вы закон о налоге на Google? И почему?

В случаях медиа/игр/софта стоимость сервиса для конечного пользователя вырастет на сумму НДС.

Однозначно да. Digital-агентства давно ждут прихода представительств Facebook и других ресурсов. Закон должен способствовать их появлению, и тогда агентства смогут работать с Facebook напрямую, минуя реселлеров, уйдя от налога на репатриацию, перенося затраты себе на расходы, перестав опасаться финмониторингов банков и т.д. Агентствам и бизнесу жить станет лучше, жить станет веселей. В случаях медиа/игр/софта стоимость сервиса для конечного пользователя вырастет на сумму НДС. И здесь для обычного потребителя вылезет второй минус закона — площадки включатся в борьбу с пиратскими ресурсами, и тогда подписка на Netflix станет хорошей традицией, а не исключением из правил. И это хорошо.

2. Подорожает ли реклама в Google?

С принятием закона о налогообложении электронных услуг нерезидентов для Google ничего не поменяется (у компании давно открыто представительство в Украине, она исправно платит НДС). Так же, как и для крупного бизнеса (эти компании работают с реселлерами или агентствами, которые также, платят НДС). А вот ФОПам не повезёт — помимо процентов своей группы, они будут вынуждены оплачивать НДС. Не факт, что с открытием представительств иностранных компаний их услуги вырастут только на 20% — к расходам добавятся другие налоги и расходы на содержание офиса. Эти расходы могут оказаться в цене конечных услуг или рекламных ставок.

3. Как налог на Google повлияет на активность брендов?

Рекламные бюджеты должны увеличиться за счёт сэкономленных средств (10-13%, комиссии реселлера и затрат банк) и налога на репатриацию. ФОПы могут пересмотреть бюджеты в сторону оплаты инфлюенсеров. Их государство пока не контролирует.

Иван Кучеренко
сооснователь и CEO агентства DIEVO,
партнер и CDO холдинга NCG

1. Поддерживаете ли вы закон о налоге на Google? И почему?

Принятие законов еще не означает, что они будут выполняться в том виде, в котором их задумывали авторы. 

Так называемый закон о «налоге на Google» не уникален для Украины, аналогичные правила налогообложения действуют и в ряде других стран. Вопрос только в том, как данный закон будет имплементирован, ведь, как показывает практика, любую, даже самую замечательную идею, могут похоронить дебри украинской бюрократии. К тому же, принятие законов еще не означает, что они будут выполняться в том виде, в котором их задумывали авторы. 

С точки зрения потребителя я, безусловно, не очень рад потенциальному подорожанию подписки на Netflix, бронирований через Booking.com и оплат за сервисы Apple. Ведь именно их в первую очередь затронет этот закон. Однако, с точки зрения бизнеса я вижу, что данная инициатива позволит привлечь больший интерес к украинским компаниям, которые предоставляют схожие сервисы и контент. К примеру, при выборе подписки между Megogo и Netflix, вполне вероятно, что потребитель отдаст предпочтение первому в силу ценового фактора.

Для рекламно-коммуникационного рынка, на котором мы ведем свою деятельность, гораздо важнее, что данный закон отменяет так называемый «налог на репатриацию», который усложнял крупному бизнесу оплату за размещение рекламы в Facebook. Ведь он, в отличие от Google, не имеет украинского представительства и юрлица. Вот здесь я вижу однозначные плюсы. 

2. Подорожает ли реклама в Google?

Для крупного и среднего бизнеса, который уже долгие годы оплачивает рекламу в Google при помощи безналичных платежей украинскому юрлицу, ничего не изменится, т.к. НДС и так включался в эти платежи. Для малого бизнеса, оплачивающего свою активность картами, этот закон повысит стоимость рекламы, ведь с каждого пополнения рекламного кабинета теперь будет удерживаться НДС. 

 3. Как налог на Google повлияет на активность брендов?

Как я уже сказал, для крупного и среднего бизнеса, который владеет рекламируемыми брендами, закон повлияет только в лучшую сторону. Стоимость рекламы в Google для них не изменится. А вот стоимость рекламы в Facebook, которую компании оплачивали не карточками, а по безналичному расчету, со следующего года может подешеветь, т.к. уменьшится так называемая «финансовая комисси»” посредников, предлагающих услуги по биллингу рекламных кабинетов в Facebook. Соответственно, компании смогут получать больше рекламного инвентаря при тех же бюджетах либо еще больше увеличивать бюджеты.

Кавер: MMR

Расскажите друзьям про новость