На этой неделе Президент Украины Владимир Зеленский подписал закон, обязывающий компании без представительства в Украине платить 20% НДС на онлайн-услуги. Подорожает ли реклама в Google и как повлияет налог на Google на активность брендов, разбираются Андрей Чумаченко, СМО Netpeak, Роман Геращенко, CEO & Founder Sasquatch Digital, Иван Кучеренко, сооснователь и CEO агентства DIEVO, партнер и CDO холдинга NCG.
1. Поддерживаете ли вы закон о налоге на Google? И почему?
Появляется вероятность, что некоторым зарубежным компаниям, продающим у нас цифровые продукты, легче будет уйти с нашего рынка, нежели администрировать здесь налоги.
У нас нет однозначной позиции на этот счёт. С одной стороны, любая дополнительная фискализация не выглядит хорошим решением для нашей страны. Все мы прекрасно понимаем, что тот же Google, скорее всего, просто включит эти 20% налога в цену услуг. Иначе говоря, этим законом просто вводят 20% налог для украинцев, которые хотят пользоваться лучшими цифровыми продуктами. Кроме того, появляется вероятность, что некоторым зарубежным компаниям, продающим у нас цифровые продукты, легче будет уйти с нашего рынка, нежели администрировать здесь налоги. И это касается в том числе и неконсьюмерских программных продуктов. Например, во многих компаниях используют зарубежные облачные CRM-системы.
При этом рынок онлайн-рекламы и его объёмы должны стать прозрачнее. Для компаний-рекламодателей — плательщиков НДС — это, скорее, плюс. Ведь теперь не нужно будет искать посредников для размещения рекламы в Facebook, чтобы получить закрывающие документы для налоговой. Для посредников, которые предоставляли подобные услуги, получая комиссионные, это потеря какой-то доли доходов.
В общем, ситуация двоякая — есть те, кто выигрывают, и те, кто проигрывают от этих нововведений. Но по этому пути сейчас идут все европейские страны.
2. Подорожает ли реклама в Google?
Короткий ответ — да. Очевидно, что в некоторых рекламных системах к расходам на рекламу добавится 20%, например в Facebook. У Google есть представительство в Украине, и часть украинских рекламодателей (юридические лица) уже давно платят НДС. Теперь это будет касаться и физических лиц. Мы подробно описывали последствия введения этого закона для рекламодателей и селлеров в нашем Netpeak Journal.
3. Как налог на Google повлияет на активность брендов?
Уверен, что на активность брендов это не повлияет, ведь реальных альтернатив у них нет — бренды будут там, где будут их пользователи. Но однозначно придётся столкнуться с некоторыми трудностями и как можно быстрее подстроиться под изменения.
1. Поддерживаете ли вы закон о налоге на Google? И почему?
В случаях медиа/игр/софта стоимость сервиса для конечного пользователя вырастет на сумму НДС.
Однозначно да. Digital-агентства давно ждут прихода представительств Facebook и других ресурсов. Закон должен способствовать их появлению, и тогда агентства смогут работать с Facebook напрямую, минуя реселлеров, уйдя от налога на репатриацию, перенося затраты себе на расходы, перестав опасаться финмониторингов банков и т.д. Агентствам и бизнесу жить станет лучше, жить станет веселей. В случаях медиа/игр/софта стоимость сервиса для конечного пользователя вырастет на сумму НДС. И здесь для обычного потребителя вылезет второй минус закона — площадки включатся в борьбу с пиратскими ресурсами, и тогда подписка на Netflix станет хорошей традицией, а не исключением из правил. И это хорошо.
2. Подорожает ли реклама в Google?
С принятием закона о налогообложении электронных услуг нерезидентов для Google ничего не поменяется (у компании давно открыто представительство в Украине, она исправно платит НДС). Так же, как и для крупного бизнеса (эти компании работают с реселлерами или агентствами, которые также, платят НДС). А вот ФОПам не повезёт — помимо процентов своей группы, они будут вынуждены оплачивать НДС. Не факт, что с открытием представительств иностранных компаний их услуги вырастут только на 20% — к расходам добавятся другие налоги и расходы на содержание офиса. Эти расходы могут оказаться в цене конечных услуг или рекламных ставок.
3. Как налог на Google повлияет на активность брендов?
Рекламные бюджеты должны увеличиться за счёт сэкономленных средств (10-13%, комиссии реселлера и затрат банк) и налога на репатриацию. ФОПы могут пересмотреть бюджеты в сторону оплаты инфлюенсеров. Их государство пока не контролирует.
1. Поддерживаете ли вы закон о налоге на Google? И почему?
Принятие законов еще не означает, что они будут выполняться в том виде, в котором их задумывали авторы.
Так называемый закон о «налоге на Google» не уникален для Украины, аналогичные правила налогообложения действуют и в ряде других стран. Вопрос только в том, как данный закон будет имплементирован, ведь, как показывает практика, любую, даже самую замечательную идею, могут похоронить дебри украинской бюрократии. К тому же, принятие законов еще не означает, что они будут выполняться в том виде, в котором их задумывали авторы.
С точки зрения потребителя я, безусловно, не очень рад потенциальному подорожанию подписки на Netflix, бронирований через Booking.com и оплат за сервисы Apple. Ведь именно их в первую очередь затронет этот закон. Однако, с точки зрения бизнеса я вижу, что данная инициатива позволит привлечь больший интерес к украинским компаниям, которые предоставляют схожие сервисы и контент. К примеру, при выборе подписки между Megogo и Netflix, вполне вероятно, что потребитель отдаст предпочтение первому в силу ценового фактора.
Для рекламно-коммуникационного рынка, на котором мы ведем свою деятельность, гораздо важнее, что данный закон отменяет так называемый «налог на репатриацию», который усложнял крупному бизнесу оплату за размещение рекламы в Facebook. Ведь он, в отличие от Google, не имеет украинского представительства и юрлица. Вот здесь я вижу однозначные плюсы.
2. Подорожает ли реклама в Google?
Для крупного и среднего бизнеса, который уже долгие годы оплачивает рекламу в Google при помощи безналичных платежей украинскому юрлицу, ничего не изменится, т.к. НДС и так включался в эти платежи. Для малого бизнеса, оплачивающего свою активность картами, этот закон повысит стоимость рекламы, ведь с каждого пополнения рекламного кабинета теперь будет удерживаться НДС.
3. Как налог на Google повлияет на активность брендов?
Как я уже сказал, для крупного и среднего бизнеса, который владеет рекламируемыми брендами, закон повлияет только в лучшую сторону. Стоимость рекламы в Google для них не изменится. А вот стоимость рекламы в Facebook, которую компании оплачивали не карточками, а по безналичному расчету, со следующего года может подешеветь, т.к. уменьшится так называемая «финансовая комисси»” посредников, предлагающих услуги по биллингу рекламных кабинетов в Facebook. Соответственно, компании смогут получать больше рекламного инвентаря при тех же бюджетах либо еще больше увеличивать бюджеты.
Кавер: MMR