Страх перемен
Украинское телевидение боится рисковать. И это плохо. С одной стороны стабильность — признак класса. Но именно этот страх потерять приобретенное мешает развиваться. Как следствие — украинское телевидение удовлетворяет запрос потребителя, а не формирует его. У меня ощущение, что наше телевидение развивается скачкообразно: нечего терять — эгей! Творим все новое. Появилось, что терять, — замерли. Только поняли, что аудитория уходит — опять эгей!
И скачки эти происходят не от того, что каналы с силами собираются, а оттого, что со страхом борются.
Непрофессионалы
Непрофессионализм — это результат ужасающей ситуации с нашими ВУЗами. Когда приходят ребята на позицию сценариста, и начинаешь спрашивать элементарные вещи, то понимаешь, что они ничего не знают. И не потому, что они глупые или плохо учились, а потому что их никто не считал нужным учить. Реальное образование люди получают только, когда приходят к нам на канал, уже после института. И мы получаем не нового специалиста с азами ремесла и свежим взглядом на профессию, а относительно подготовленного в общем гуманитарном смысле человека, которому интересно то, что ты делаешь. И ты учишь его с нуля.
И это самая большая беда. Нам неоткуда брать «свежую кровь». Чтобы ее получить, мы изначально берем какую-то «протоплазму», и из нее что-то лепим. Но в этой массе есть крупицы гениального. Например, монтаж. Монтировать можно научить кого угодно. Но гениальный монтаж — это вечный поиск, это рождение нового смысла соединением кадров. И нередко у необученной молодежи получается найти этот смысл благодаря их детскому, незамутненному образованием взгляду на жизнь.
Ведь телевидение всегда в поиске новых идей. У опытных людей новые идеи рождаются через синтез, когда соединяется информация из разных источников и получается нечто совершенно новое. У молодых-неопытных новые идеи рождаются через перворождение. Они делают что-то новое потому, что не знают, что так нельзя. Эти люди задают новый тон. Новый ритм в видеорассказе, например. Можно полюбоваться такими ноу-хау на YouTube. Там есть вещи, которые можно почерпнуть и применять в работе. Например, уменьшили дистанцию со зрителем. YouTube-авторы со зрителем на «ты» и очень накоротке. Это то, чего не хватает телевидению. Ведь телевидение — это очень круто и пафосно. Как «волшебный мир кино». С одной стороны — это правильно. Но с другой — не стоит делать вид, что ТВ умнее всех. Нужно быть человечнее и ближе к зрителю в плане эмоциональной дистанции. У молодежи это получается очень хорошо.
Плюс есть такое понятие «горе от ума». Когда начинаешь страшно накручивать и что-то сочинять. Насочинял и думаешь «какой я молодец». А зритель совершенно не понимает, что ты хотел сказать, зачем ты это сделал. И не потому, что зритель глупый, а потому что ты сидишь 48 часов над тремя склейками и тебе что-то где-то мелькнуло.
У молодежи все проще: мысль, которую они хотят донести, доминирует над формой. И это некий возврат к истокам, когда идея главенствует. На телевидении, не только на отечественном, зачастую наоборот: форма доминирует.
Рекламодатели
Мне кажется, наш рекламодатель, как и наше телевидение, боится. В западных шоу нет никаких отдельно снятых кадров «15 секунд использования». Они применяют эмоцию шоу на фоне продукции: например, на фоне «Х-фактора» автомобиль снял крутейший клип.
Мы стараемся найти общий язык с рекламодателем, чтобы в конечном итоге выиграли все. Прорабатываем все интеграции, чтобы они выглядели органично, выписываем руководства, у ребят в монтажах висят инструкции, как нужно показывать сцены, в которых есть спонсор.
Всем нам хочется сотрудничать с теми брендами, чьи ценности и эмоции совпадают с шоу. И чаще всего именно так и происходит! В этих случая зритель воспринимает спонсора частью истории, а не искусственно приставленным элементом
Зрители
Зрителям пора свыкнуться с мыслью, что они на многое в телевидении могут повлиять. Поэтому нужно быть ответственным. Ведь это самый интенсивный по насыщенности эмоциями и информацией источник. Вы же не едите просроченную или невкусную еду. И не должно быть отношения к телевизору «идет что-то не очень интересное, но пусть работает». Включая телевизор, нужно думать, что ты хочешь получить. Украинское телевидение богато на контент, на нем есть почти все, поэтому подобрать себе «стол» возможно.