Переходя от маркетингового «общего» к мобильному «частному», 2015 год ознаменовался в том числе заявлением Google о победе мобильного траффика над десктопом в 10 странах и выпуском алгоритма «Мобайлгеддон» для повышения количества мобильных сайтов и концепции «потребность здесь и сейчас». Практически это означает то, что доля десктопного траффика уменьшается, и перспектива переходит мобильно-ориентированном диджитал, который быстро и эффективно позволяет удовлетворять потребности аудитории.
Мировые мобильные тренды уходящего года
1. Затраты на мобильную рекламу впервые превысят аналогичный показатель для десктопной рекламы
Поскольку в мире насчитывается больше мобильных устройств (смартфонов и планшетов), чем стационарных компьютеров и ноутбуков, в 2015 году на мобильную рекламу в частности в США пришлось более половины (52,4%) совокупных затрат на онлайн-рекламу. По оценке аналитического агентства eMarketer, 2015 году рынок мобильной рекламы вырос на 59% и достиг $ 30,45 млрд.
2. Мобильная реклама перемещается с веба в приложения
Все больше участников рынка, опасаясь блокировщиков рекламы в браузерах, переходят на нативную рекламу и продвижение внутри мобильных приложений.
3. iOS и Android стабилизировали конкуренцию на рынке мобильных приложений
Аналитика прошлых годов по количеству скачиваний приложений и их прибыльности показывала резкие движения основных конкурентов — iOS и Android. Но 2015 год стал годом стабилизации — платформа Android лидирует по количеству инсталлов, iOS — по прибыльности.
4. Приложения доминируют над мобильным вебом
Приложения «съедают» долю веба, так как увеличивается время, проведенное в них пользователем — и, соответственно, количество денег, им потраченных. Приложения стали важным механизмом создания user experience, отстройки от конкурентов, захвата новых рынков и просто частью почти каждого аспекта нашей жизни. Сейчас мобильный интернет все еще играет важную роль для тех компаний, которые еще не разработали мобильное приложение и для тех, кто привлекает клиентов с мобильного интернета в приложение. Реальность такова, что мобильный интернет не может сравнится с мобильным приложением по уровню качества сервиса и удобства для пользователя.
5. Мессенджеры популярны как никогда
Сейчас мы наблюдаем жесткую конкуренцию между мессенджерами и социальными сетями. У WhatsApp, Facebook Messenger, WeChat и Viber около 2,125 миллиарда активных пользователей ежемесячно. Примерно ту же цифру мы получим, сложив 2,125 пользователей Facebook, Twitter, LinkedIn, и Instagram. Мессенджеры очень активно проникают в нашу жизнь и они уверенно побеждают бум соцсетей. Это подтверждает и недавний отчет Pew Research Centre — у 36% пользователей смартфонов установлены приложения для обмена моментальными сообщениями.
6. Google начал индексировать контент приложений
Самое большое событие мобильного мира в 2015 году — Google начал индексировать контент из избранных мобильных приложений, чтобы они появлялись в поисковой выдаче и открыл этот функциональность для брендов и разработчиков мобильных приложений. Теперь мобильные приложения и их поиск будут работать по правилам Google.
Мобильные тренды 2015 года в Украине
1. Мобильный контент и реклама начинают вытеснять десктоп
Украина соответствует мировым мобильным трендам. По данным Gemius, 25,4% украинцев, ежемесячно пользующихся интернетом, делают это со своих мобильных устройств.
2. Все больше людей переходит на покупки со смартфонов
По оценкам Prom.ua, с начала года количество покупок с мобильных устройств увеличилось в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сегодня каждый пятый онлайн-покупатель использует мобильный для выбора и заказа товара, а в течении 2-х лет, каждый второй будет совершать покупки с мобильных устройств.
Топ-3 категорий мобильных покупок в Украине — «Билеты, туризм», «Одежда и аксессуары», «Еда и напитки». Самый высокий средний чек — в категории «Билеты, туризм» — более 1800 грн. Сюда входят покупки авиабилетов, ЖД и автобусных билетов, а также бронирование гостиниц.
3. Мобильное видео набирает обороты
Украинские пользователи все больше времени проводят со своими смартфонами и планшетами, и все чаще смотрят на них видео. Соответственно, растет рынок видео-рекламы. По прогнозу всеукраинской рекламной коалиции, по итогам 2015 года объемы размещений видео в онлайне вырастут на 40%.
4. Рынок мобильных приложений только начинает расти
Украина присоединилась к Apple App Store спустя четыре года после запуска (локализация появилась лишь в мае текущего года), а платежеспособность населения, отсутствие привычки платить за контент и приложения привели к большей популярности платформы Android. В целом, для крупных паблишеров Украина пока не представляет интереса как самостоятельный регион, скорее рассматривается как часть «русскоязычного сегмента». В этом есть и плюсы и минусы.
С одной стороны, для инди-разработчиков такая ситуация дает больше шансов на самостоятельный выход. Удачный пример — сервисы такси Uklon и Bond, которые в отсутствие глобальных игроков, таких как Uber (недавно стало известно, что сервис все же запустится в Украине), получили бизнес-возможность и воспользовались ей, заняв пустующую нишу. Также небольшая емкость рынка дает возможность разработчикам тестировать свой продукт или бизнес-модель перед выходом на более крупные рынки.
С другой стороны, нишевость рынка не мотивирует крупных игроков адаптировать сервисы и продукты, задумываться о локализации и особенностях позиционирования.
Стоит отметить, что с появлением в 2015 году 3G-интернета, многие компании стали задумываться о присутствии в mobile вебе, либо о создании своих приложений, даже не смотря на текущую экономическую ситуацию. Особенно это актуально для контент-ориентированных бизнесов и e-commerce компаний. Бренды и компании пытаются разобраться с тем, как ведет себя их целевая аудитория на мобильных устройствах. Все это приведет к выходу большего количества брендов и компаний в украинский сегмент магазинов приложений.
Что год грядущий нам готовит?
В новом году мобильный маркетинг is a must. Но в нем также выделяются тренды, на которые стоит обратить внимание в 2016 году, ведь приложения и мобильные сайты будут продолжать забирать долю внимания пользователей. Приложение как call to action маркетинговой кампании будет приносить лучшие результаты, чем направление пользователя на вебсайт компании.
В 2016 будут говорить о глубинных ссылках (deep linking), ретаргетинге, нативной рекламе, стриминге и работе с безбраузерными платформами, такими как Apple Watch и TV.
Каждая компания или бренд, у которых есть мобильное приложение, могут называть себя мобильными паблишерами. Мобильное приложение is the new black — необходимое условие для распространения контента, развлечения, повышения продуктивности, онлайн и оффлайн коммерции. 2016 год будет еще одним годом развития и восхитительных маркетинговых открытий. По мнению AppAnnie, в 2016 стоит следить за такими трендами:
— Google Now: как использовать глубинные ссылки и контекст, чтобы пользователь или клиент легче находил приложение.
— eSports: хороший источник прибыли для игровых паблишеров.
— Мессенджеры: культурные отличия общения между жителями Востока и Запада (WeChat vs WhatsApp).
— Сервисы «Из-Online-в-Offline» (O2O): прогнозируется развитие в Азии.
— Приложения для повышения продуктивности: новые методы ввода информации повлияют на выход новых приложений.
— Финансовые услуги: изменения в сфере ритейл банкинга.
— tvOS: расширение экрана при помощи смартфона.
— YouTube Red: сервис подписки на контент без рекламы.
— «Интернет вещей»: развитие вертикальных и бизнес применений.
— Дополненная и виртуальная реальность (AR/VR): основные игроки на рынке контента будут «первопроходцами» этих инструментов, но в 2016 сохранится ажиотаж по поводу них.