Жизнь после карантина: как поменяются базовые потребности людей и что с этим делать маркетингу?
22 Апр 2020, 10:54

Жизнь после карантина: как поменяются базовые потребности людей и что с этим делать маркетингу?

Ирина Муштина, соосновательница агентства «Нахаба», о том, как поменяется образ жизни людей после карантина и что с этим делать маркетингу

Представим — апрель 2021 или даже 2022 года. Жизнь вернулась в нормальное русло. Во всяком случае — нам теперь кажется, что все так и должно быть.

И события 2-х годичной давности кажутся далекими, может даже нереальными. Иногда, конечно, вызывают внутреннюю паническую дрожь (особенно у тех, кто что-то потерял — бизнес или здоровье). Но в большей степени, учитывая высокую степень адаптивности человека — притупились, расплылись, а местами и совсем стерлись.

Однако, образ жизни наш тогда изменился безвозвратно. Что-то поменялось резко и кардинально, что-то запустило долгий маховик.

Что теперь по-другому и что с этим всем делать маркетингу? Посмотрела на это со стороны базовых потребностей.

  1. Жить. За дни карантина многие посмотрели на собственное жилье из ракурса «мой дом — моя крепость». Ведь теперь это и для спать/есть, и для работать, и для отдыхать.

Даже в самый разгар карантина мы фиксировали прирост в среднем в районе 20% на покупку товаров для дома. Причем, он увеличился именно на третьей-четвертой неделях, когда стало понятно, что это не кратковременное явление и захотелось комфорта насколько это возможно.

Те, кто живет в собственных квартирах теперь больше внимания уделяет эргономичной организации пространства, и технологиям, которые позволяют рациональнее использовать ресурсы.

Отсюда вырисовывается тренд — еще более популярными на рынке услуг станут интерьерные решения с возможностью легко реализовать все своими силами.

Такой себе пакет лояльности — при покупке квартиры получаешь в подарок интерактивный фильм, в котором варианты интерьеров, подбор материалов, видео инструкция по имплементации любого из предложенных и даже четкие ссылки, где купить все материалы и в каком количестве. Такой себе рецепт интерьера.

  1. Кушать. Кушать для нас не только физиологическая потребность, но и социальная. Именно поэтому мы так тяжело переживали закрытие ресторанов и кафе — иногда прям физически хотелось упасть где-то в мягком кресле у окна в любимой кафешке с чашкой капучино.

Учитывая, например, рост кофейного потребления (по данным Nielsen тенденция в продукции кофе показывает прирост не менее 10% в год, а в сегменте HoReCa — до 15%), то как минимум кофейни могут легко переместиться по домам.

Для этого важно обеспечить популярным кофейным сетям присутствие в онлайне и попасть к каждому домой. Важно сделать все как в реальной жизни — пообщаться с барменом, выбрать сорт, прожарку, помол. Получить рецепт приготовления и иметь возможность купить или взять в рассрочку кофейную технику, чтобы домашний кофе не отличался от ресторанного.

Готовые красиво атмосферно упакованные наборы продолжат атмосферу кафе в домашней обстановке. И как минимум создадут дополнительный доход для заведений.

Аналогично и рестораны с барами. И появившиеся в период карантина онлайн проекты, где можно выбрать «комнату-бар» и фактически попасть на онлайн пьянку, еще и поговорив по душам с барменом станут если не нормой, то устойчивым явлением параллельно с «живыми» заведениями.

  1. Одеваться. Опять-таки покупка вещей — это не только процесс обеспечения себя необходимой одеждой. Это своего рода развлечение. Вспомните, как мы посещали ТРЦ. Выбирали выходной день, брали подругу или мужа, обязательно останавливались попить кофе или на ланч. Меряли, общались с продавцами. И иногда — так ничего и не покупали.

Теперь это все необходимо воссоздать в онлайне. По сути превратить свой интернет магазин не просто в каталог вещей, а в место для общения, развлечения, отдыха.

Возможно, включить онлайн-трансляцию, в которой продавцы будут показывать новинки, демонстрировать луки и рассказывать о трендах. И дать возможность купить прямо из такого интерактивного диалога. Такой себе «магазин на диване», которые уже много лет идут по региональным каналам. Как знали там))

Если к этому добавить еще другую сторону ситуации — много оффлайн магазинов закрылись, но даже те, кто остались и вернулись к нормальной работе, помня и содрогаясь, теперь уже точно не списывают со счетов интернет. А значит магазинов там стало в разы больше. И задача их — так же как они выделялись в торговых центрах (кто-то аромаркетингом, кто-то освещением, кто-то яркими витринами — все, чтобы хотелось зайти именно сюда, а не к соседу), выделяться теперь в онлайн пространстве. А это согласитесь сложнее, ведь связь с потенциальным клиентом фактически односторонняя и может быть оборвана им без намека и предупреждения.

Я специально в данный момент не говорю о брендах (это отдельно), а только лишь о фишках, которыми можно цеплять измененное теперь сознание покупателя.

  1. Чувствовать себя в безопасности. Это касается всех вышеперечисленных моментов. Теперь всегда важна чистота (упаковка, аккуратность в доставке, возможно даже, лейба на коробке «продезинфицировано»).

Важна коммуникация — возможность получить быстро в онлайне ответ на свой вопрос, консультацию специалиста или психологическую поддержку. Платформы, которые смогут это обеспечить и сохранить при этом честную независимую и объективную позицию — станут самыми надежными «товарищами» уже скоро и на многие годы.

Скорее всего мы теперь всегда с опаской будем относится к большим скоплениям людей, ну или по крайней мере долго.  Потому для оффлайн мероприятий (концертов, спортивных соревнований), которые нельзя перенести в онлайн важно в коммуникации делать акцент на безопасности пространства — улучшенная вентиляция, очистка и дезинфекция воздуха, температурные датчики, антисептики и прочее.

И самое главное — бренды. Думаю, этот кризисо-карантин еще раз напомнит, как важно развивать свой бренд, чтобы не потеряться в многообразии предложений и в уменьшенном потребительском спросе.

Потому что бренд — это как человек, общения с которыми нам скорее всего будет не хватать с каждым годом все больше. И те бренды, которые смогут нам заменить (хоть чуть-чуть) намподобных, стоя с нами рядом в наших социальных сложностях, проблемах выбора или нехватки внимания, навсегда останутся нашими «друзьями и родными душами». А значит — переживут любую пандемию и кризис, которые на самом деле будут появляться все чаще и чаще.

Кавер: Unsplash

Расскажите друзьям про новость