Занимательное финансирование. Что клиенты говорят о постоплатах
MMR уже писал о агентств маркетинговых сервисов, связанной с участившимися случаями требования клиентом постоплат. Вчера МАМИ обратилась к агентствам с «в связи с участившимися случаями жалоб на жесткие финансовые взаимоотношения между клиентами и рекламными агентствами», подготовив рекомендации относительно финансовых взаимоотношений рекламных агентств и заказчиков.
У клиентов на этот счет тоже было что сказать. Аргументировать свою политику и ответить агентствам мы попросили директоров по маркетингу компаний, которые чаще всего проводят промо-активности
Геннадий Радченко, директор по корпоративным вопросам Nestle в Украине и Молдове
Постоплаты — это не вопрос корпоративной политики, а элемент финансового планирования. Ведь агентства маркетинговых сервисов, а точнее, те услуги, которые они оказывают, — лишь одно из звеньев целого финансового цикла корпорации. Да, с одной стороны, агентства, поставившие этот вопрос на повестку дня, можно понять, но с другой — это все-таки лукавство. Управление оборотным капиталом — очень сложный механизм.
Это бизнес-цепочка, в которой все на определенном этапе являются кредиторами. Мы, например, кредитуем дистрибьюторов, торговые сети и т.п. Управление финансами в компании занимает не менее важную роль, чем, скажем, маркетинговое планирование, и постоплаты — тоже элемент планирования.
Мягко говоря, это неправда, что постоплаты массово стали практиковать во время и после кризиса. Возможно, некоторые компании изменили политику, но большинство крупных игроков планировали так свою работы и раньше. И если вы думаете, что за рубежом ситуация иная, то ошибаетесь. Это не то, что придумали в Украине большие игроки (мол, договорились), эта модель существует во всем мире. И такие правила, наоборот, свидетельствуют о том, что рынок становится более (а не менее) цивилизованным.
Что касается объединения рынка маркетинговых сервисов и отказа от участия в тендере с условием постоплаты, то это похоже больше на шантаж или сговор. Я думаю, это утопия: если откажутся 40% компаний, остальные 60% примут участие, выиграют тендер, получат интересных клиентов и будут развиваться.
Елена Тищенко-Тишковец, менеджер по коммуникативным вопросам «Бритиш Американ Тобакко Украина»
Хочу сразу расставить все точки на «і»: наша компания практикует постоплаты в течение 7-30 дней после получения услуг или товаров. Случаи оплаты за товары, а тем более услуги, в течение более 30 дней являются исключительными (в частности по глобальным договорам), а 90 дней — это не о нашей компании. Но, чтобы внести ноту конструктива в дискуссию, мы можем прокомментировать практику постоплат в целом (держим в уме, что говорим о 7-30 днях).
Во-первых, зачастую постоплаты эффективнее с процедурной точки зрения и существенно снижают трудовые затраты (поставщику нужно выставить только один пакет документов, а нам — только раз пройти через внутренние процедуры для проведения оплаты).
Во-вторых, постоплата значительно снижает риск неполучения услуг или товара надлежащего качества. В-третьих, постоплаты позволяют намного лучше планировать финансовые потоки (cash flow). Как и любой бизнес, мы стараемся достичь финансовой устойчивости, в том числе и сопоставляя планы по поступлению средств на счет, и по нашим финансовым обязательствам.
При этом нужно учесть ряд факторов. Компания фактически является посредником между потребителем и государством по уплате акцизного налога — это более 170 млн. грн. в месяц финансовых обязательств перед государством. К тому же деньги за свою продукцию мы получаем не сразу. Ее сначала нужно произвести, а для этого требуется закупить сырье, потом продукт необходимо отгрузить в оптовые сети, после чего он будет поставлен в розницу и попадет к конечному потребителю.
Как видите, значимость качественного финансового планирования для нас очень велика и постоплаты играют в этом определенную роль. Такой же финансовой надежности и умения управлять своими финансовыми потоками мы ждем и от наших поставщиков. И последнее: это миф, что украинский бизнес достиг докризисных показателей. Спад экономики остановлен, но бизнес не вернулся на докризисный уровень.
Валерия Трифонова, PR & GR директор компании Danone Ukraine
Итак, как бы хотелось или не хотелось слышать это от нас, помимо экономических обоснований разумности постоплат, у нас есть действительно корпоративная политика, которая регулирует пред- и постоплаты.
Экономическое обоснование очень простое и продиктовано рынком, а если быть точнее — стоимостью денег, наличием альтернативных предложений на рынке и возможными рисками для компании.
Предоплата агентству — это, если говорить другими словами, кредитование агентства. Компания всегда оценивает: сколько ей будет стоить кредитовать агентство, какие риски с этим сопряжены и какие к этому экономические обоснования. Кредитовать промо-агентство полностью для нас не только экономически невыгодно (вкладывать деньги в еще непредоставленную услугу), но и рискованно.
Прежде чем начать работу с тем или иным агентством, мы всегда говорим о наших условиях работы, и при выборе агентства ориентируемся на его финансовую стабильность и наличие оборотных средств. Для промо-агентства, обладающего оборотными средствами, кредитование известной иностранной компании не несет за собой рисков, т.к. постоплата всегда гарантирована в четко прописанные в договоре сроки, ведь большая компания не может за день свернуть свои активы, закрыть заводы и исчезнуть. Кроме того, на наш взгляд, украинский рынок промо-услуг довольно динамично развивается, и всегда можно найти достойную альтернативу — агентство, которому будут подходить наши условия работы.