Сергей Гайдайчук, основатель и президент интеллектуального клуба для лидеров бизнеса CEO Club Ukraine, развивает клубы и ценностные сообщества уже более 15 лет. Сергей основал и способствовал успешному развитию многих проектов: Young Business Club, Ukrainian Real Estate Club, Editors Club, Club-100 и других. Основатель CEO Club верит, что лучшая инвестиция, которую мы можем сделать, — саморазвитие и сильное окружение, которые независимо от внешних обстоятельств всегда остаются с нами.
В октябре вышла книга Сергея Гайдайчука «The Club. Искусство объединять» — практическое пособие для профессиональных менеджеров клубов и легкий гайд по построению сильного окружения. В книге детально описан алгоритм создания и развития сообществ.
Сергей Гайдайчук поделился с MMR, как закрытые клубы ищут и привлекают новых членов, какие критерии отбора бизнесменов в CEO Club Ukraine и как внутри сообщества формируется доверие и поддержка.
Клуб — это экосистема общества
Клуб — это экосистема общества.
Закрытых на 100% клубов нет. Если клуб полностью закрытый, он не выживет и исчезнет. Он может быть таким только с точки зрения критериев, по которым каких-то людей берут, а каких-то — нет. Если устранить критерии, понятие клуба и комьюнити вообще исчезнет.
Невозможно сформировать целостный живой организм равных с территорией доверия, если нет условий входа на эту территорию. Потому что люди, которых ничего не объединяет, приведут к толпе, к тусовкам, но не к комьюнити. Соответственно, клуб закрыт только с точки зрения критериев, в остальном он должен быть интегрирован в общество, должен взаимодействовать с ним, иначе он деградирует. Клуб — это экосистема общества.
Коммуникация с потенциальной аудиторией зависит от концепции и формата клуба. Например, молодёжные (я также являюсь сооснователем Young Business Club) очень активно продвигают себя, как правило, в социальных сетях.
Многие клубы и сообщества на самом деле больше инфоплатформы, которые собирают молодежь и что-то продают.
Конкуренция комьюнити-клубов за молодых предпринимателей достаточно высокая. Ведь они очень активные, у них есть большая потребность учиться, развиваться, покупать разные тренинги, программы. Им еще всё нужно: со всеми познакомиться, всё познать. И это образует определенный рынок, в котором многие клубы и сообщества на самом деле больше инфоплатформы, которые собирают молодежь и что-то продают. И вот в этом пространстве конкуренции за внимание молодежи сложно построить клубы без пиара. Ведь ты конкурируешь с тренинговыми агентствами, с инфобизнесменами и т. д. Поэтому в Young Business Club мы активно занимаемся продвижением. Говорим о том, что мы клуб, что объединяем молодых предпринимателей и т.д.
В CEO Club у нас всегда была противоположная стратегия. Мы никогда не пиарились, потому что у нас не было цели конкурировать и собирать сотни тысяч людей. У нас была цель создать маленькое сообщество людей, близких по ценностям, жизненной философии и духу. Нам было достаточно пары десятков людей, которых мы собрали таким образом.
Дальше стратегия была такая: мы живём, функционируем, а те, кому мы нужны, сами нас найдут. Они притянутся — обычно по рекомендациям. Это самый лучший способ: когда не ты продаёшь и ищешь, а тебя находят. Это значит, что человеку резонируют ценности, цели и миссия.
К примеру, за 10 лет в CEO Club мы собрали 230 человек. Это, казалось бы, мало, но если посмотреть, скольким мы отказали, то это очень много. Мы собрали не тусовку, а целостный организм из уникальных личностей. Поэтому каждый клуб, каждое комьюнити выбирает, в зависимости от своей концепции и стратегии, свои методы коммуникации.
Ценности, жизненная философия, репутация
Успех CEO Club как раз в том, что мы объединяли людей не вокруг формальных или денежных критериев. Финансовые достижения стояли у нас на 3-м месте. Мы отбирали людей прежде всего по ценностям, по жизненной философии, по репутации. Мы отказали очень многим, потому что у них плохая репутация. А если у них плохая репутация, то внутри не построишь доверия.
Мы отказали многим людям потому, что они сюда приходили больше брать, чем делиться, взаимодействовать и отдавать. И потому, что их интересовали только деньги, а не развитие. В CEO Club мы собираем людей, которые внутренне доросли до жизненной философии «делиться и отдавать» — обществу, другим. Когда кто-то приходит к нам и говорит: «Вот, я соответствую всем бизнес-критериям. Куда платить членский взнос?», мы ему говорим: «Подожди» — и начинаем проверку.
Мы строим сообщество равных
Для нас на первом месте стоят «человеческие» критерии: совпадение основных ценностей и мировоззренческих ориентиров, которые проявляются в деятельности, а не только на словах.
На втором уровне — бизнес-критерии. Мы объединяем бизнесменов, которые от десяти лет в бизнесе, которые построили средний или большой бизнес в нашей стране. Такие конкретные условия входа важны потому, что мы стремимся объединять более-менее равных людей, имеющих общий опыт, которым они могут обмениваться. Тогда мы строим сообщество равных. Если мы будем брать начинающих предпринимателей и больших предпринимателей, то это уже не сообщество равных. Это некий стартап наставничества, акселератор, где одни интересны другим, но этот интерес не взаимен.
Поскольку кандидаты — люди, которые уже лет 10–30 в украинском бизнесе, нам легко проверить их репутацию. Тут же все всех знают. Если мы говорим о среднем и большом бизнесе, то это несколько тысяч человек. Так что мы без трудностей можем проверить репутацию потенциального члена клуба.
- Мы собираем десятки рекомендаций по каждому человеку.
- Приходя в клуб, бизнесмен пребывает на испытательном сроке минимум полгода. И он не просто ходит на ивенты, а на специальные форматы, мини-дискуссии, внутри которых мы смотрим на то, как человек себя ведёт, как общается, какие темы поднимает, уважает ли других, дает ли высказаться. И после каждой такой встречи члены клуба дают нам обратную связь касательно кандидата.
- Все члены клуба должны проголосовать «за».
Никто «левый» не проскользнет.
У нас настолько серьезный многоуровневый вход в клуб, что никто «левый» не проскользнет.
Более того, если, находясь в клубе, ты будешь себя вести не в соответствии с этикой, кодексом и правилами клуба, ты отсюда мгновенно вылетишь.
Если ты хочешь построить клуб быстро, ты не построишь его с таким подходом. Для этого нужно лет десять. Многие же хотят всех и сразу объединить. В таком случае, как правило, ты будешь идти на компромиссы по многим из этих параметров: репутации, ценностям, бизнес-критериям. Но тогда ты получишь нечто другое. Ты можешь хвастаться, что у тебя сотни, тысячи людей, но должной атмосферы не будет, не будет нужного доверия и влияния. Лучше объединить 100 или 200 людей, но в единое целое и схожих по ценностям. Детально про критерии объединения и форматы клубов описано в моей книге «The Club. Искусство объединять».
Создание доверия — это бесконечный процесс
Мало собрать правильных людей и отобрать их. Следующий шаг и важная цель — создать доверие, целостность, объединить их всех по-настоящему. Над этим нужно системно и комплексно работать.
Интеграция. Каждого человека, который приходит в CEO Club, мы интегрируем, знакомим со всеми. Мы объединены вокруг миссии и ценностей: помогать друг другу, делиться, что-то вместе делать. Эту культуру нужно постоянно воспроизводить.
Сложно достичь доверия, если людей просто звать на большие ивенты.
Формат мини-групп. Доверие внутри клуба создается в том числе и за счет различных форматов взаимодействия. Например, мини-группы. В них людям легче коммуницировать, обмениваться опытом, обсуждать личные кейсы, налаживать отношения, развивать доверие. И чем больше мини-групп внутри клуба, тем больше доверия. Сложно достичь доверия, если людей просто звать на большие ивенты.
Общие проекты. Мы также объединяем людей вокруг общих проектов. Мы вместе, общими усилиями и ресурсами, запускаем инициативы, которые меняют мир к лучшему. Когда люди делают вместе что-то позитивное, они сближаются, начинают верить друг другу, потому что вместе сделали что-то большее. Они видят и воплощают ценности, декларируемые в клубе, и таким образом еще больше сближаются с его идеей и миссией, чувствуют свою причастность. Появляется положительная атмосфера, которая всех заряжает.
Лайфстайл. Мы делаем много неформальных вещей. Например, организовываем поездки в другие страны, делаем философские кэмпы, объединяем по увлечениям. Это хорошо сближает людей.
Защищаем членов клуба. Когда кто-то попадает в беду, сталкивается с рейдерским беспределом, ситуацией кризиса, несправедливостью или некомпетентностью действий власти или других органов, весь клуб встает на защиту. Это тоже создаёт доверие.
В CEO Club работают целые комплексы инструментов и форматов, которые постоянно создают и укрепляют доверие. Мы слушаем и всегда учитываем запросы членов клуба, их обратную связь. Члены клуба чувствуют, что их действительно видят, слышат и понимают. Создание доверия — это бесконечный процесс.
Кавер: Unsplash