Закон о рекламе будет изменен
06 Мар 2007, 22:00

Закон о рекламе будет изменен

15 марта 2006 года Украина ратифицировала Рамочную конвенцию Всемирной организации здоровья по борьбе против табака, обязавшись полностью запретить рекламу табачных изделий. Согласно условиям конвенции, запрет рекламы должен проводиться поэтапно, плавно переходя от ограничений изображений пачек, бутылок, бренда к выносу рекламных щитов за пределы городской черты и постепенному запрету наружной рекламы

Закон о рекламе будет изменен

15 марта 2006 года Украина ратифицировала Рамочную конвенцию Всемирной организации здоровья по борьбе против табака, обязавшись полностью запретить рекламу табачных изделий. Согласно условиям конвенции, запрет рекламы должен проводиться поэтапно, плавно переходя от ограничений изображений пачек, бутылок, бренда к выносу рекламных щитов за пределы городской черты и постепенному запрету наружной рекламы.Ранее парламент отклонил больше десятка подобных документов, но 11 октября во время заседания Комитета по свободе слова и информации народные депутаты решали судьбу как законопроектов, зарегистрированных народными депутатами, так и предложений, подготовленных рабочей группой о внесении изменений в закон Украины. Решение Комитета стало компромиссным: было решено поддержать законопроект №1044, согласно которому с 1 января 2007 года наружная реклама алкоголя и табака будет запрещена, но после первого чтения внести в законопроект ряд изменений, и прежде всего о том, что указанный запрет будет вводиться поэтапно. Этот алгоритм был устно согласован с автором законопроекта — Николаем Томенко.Данное решение, по мнению ряда экспертов, было вызвано тем, что единовременное запрещение наружной рекламы алкоголя и табака вызовет обвал рекламного рынка Украины (согласно данным мониторинговой компании Украинский Медиа Монитор (УММ), в 2005 году на долю алкоголя и табака пришлось 24% общего рынка наружной рекламы Украины, что составляет более $36 млн.).Компромисс, с одной стороны, поможет избежать обвала рынка, с другой — это решение может повлечь за собой обвинение авторов законопроекта в потакании табачным лобби и, как любят писать передовицы, «отсутствии ответственного отношения к здоровью нации».В любом случае, грядущие изменения правового поля на рынке рекламы приведут к перераспределению рекламных бюджетов — по приблизительным подсчетам игроков рекламного рынка, запрет рекламы табака приведет к потерям в наружной рекламе до $40 млн., а возможный запрет на рекламу алкоголя приведет к потере телеканалами бюджетов примерно $50 млн. Кроме того, не исключено и падение цен на некоторые рекламоносители (сегодня цены на наружку во многом определяют именно табачные и алкогольные бренды, так как, согласно данным УММ, реклама алкоголя и табачных изделий занимает 21% всех рекламных плоскостей).Журналист MMR беседовал с Еленой Бондаренко, членом Комитета по свободе слова и информации Верховной Рады Украины, членом рабочей группы по внесению изменений в Закон Украины О рекламе.- Какие принципиальные изменения будут внесены в Закон О рекламе?- Сейчас на рассмотрении находятся сразу три законопроекта. Авторство одного из них принадлежит Николаю Томенко (законопроект № 1044), его суть заключается в запрете рекламы табака и алкоголя на наружных носителях. Законопроект Бориса Беспалого (проект под №1044-1) предлагает более жесткие нормы в ограничении рекламы табака и алкоголя — полный запрет на любую рекламу табака и алкоголя вообще. Исключение делается только в отношении рекламы в специализированных печатных изданиях, а также различных специальных мероприятиях в местах торговли и во время проведения специализированных выставок. Совсем недавно был предложен еще один законопроект депутатом Валерием Писаренко, который практически повторяет проект Беспалого, разница между ними минимальна. На своих последних заседаниях комитет рассматривал два проекта — Беспалого и Писаренко. Отношение неоднозначное. С одной стороны, законопроекты направлены на защиту общественной морали и здоровья нации. С другой — мы наносим сильнейший удар по целым индустриям — массмедиа и рекламе. Под вопрос ставится экономическая независимость телеканалов, газет, журналов — до 90% спортивных телепрограмм «живут» за счет «алкогольного» спонсорства. Уход алкогольных торговых марок с экранов приведет к тому, что качество закупаемых и производимых телепрограмм снизится. Отечественному телевидению ничего не останется, как «кормить» телезрителя телепродуктом «не первой» свежести. Рекламный же рынок потеряет, по предварительным подсчетам экспертов, до $200 млн. в год, что составляет почти 20% всех рекламных денег. Более всех, конечно, пострадают операторы наружной рекламы. Еще одним недостатком обоих законопроектов является тот факт, что ни один из них не предусматривает никаких компенсационных механизмов. Да и предлагаемые Томенко и Беспалым сроки просто катастрофические. Они предлагают ввести табу на рекламу табака и алкоголя с начала следующего года — с 1 января 2007-го.- Это не приведет к падению рынка рекламы?- Закон О рекламе — базовый для рекламного рынка, регулирующий работу отрасли. Поэтому просто «запретить» рекламу невозможно — это будет означать падение рынка. Чтобы этого избежать, был разработан поэтапный график введения запрета на рекламу табака и алкоголя. По предварительной, устной договоренности с Николаем Томенко — именно его вариант законопроекта наиболее приемлем — переход на новые условия работы рекламного рынка будет длиться сроком от 3 до 5 лет. Кроме этого, мы провели ряд консультаций с представителями рекламного рынка и пришли к выводу сдвинуть сроки реализации законопроекта не меньше чем на 12 месяцев, то есть до 1 января 2008 года — это не даст обрушить рынок. Хотя мы знаем, что некоторым очень крупным компаниям-производителям алкоголя и табака этого очень бы не хотелось: конкуренты дышат в затылок. Опыт других стран показывает, что после ввода запретов рынок потребления вовсе не сокращается, а вот долевое участие по продажам на рынке меняется. После длительных переговоров с представителями рабочей группы, Николаем Томенко и представителями рекламного рынка Украины была достигнута устная договоренность о том, что мы выносим его вариант законопроекта на первое чтение, но только при условии, что ко второму чтению Николай Томенко отодвинет срок внедрения изменений. Все очень прозрачно.- Нам известны предложения, которые подготовила Ассоциация наружной рекламы Украины. Как вы думаете, к их мнению прислушаются?- Эти предложения в большинстве своем будут использованы. Естественно, кроме сроков, так как Ассоциацией были поставлены просто нереальные сроки — до 2010 года. Следует также добавить, что подкомитет по вопросам рекламы будет настаивать на том, чтобы к 2009 году в Украине не было рекламы алкоголя и табака не только на наружных носителях, ТВ и радио, но также и в печати. Да, это более жесткий вариант, чем предложил Томенко, однако его поэтапность позволит рынкам — медиа, рекламному — перестроиться. Стратегия у нас одна, а вот тактика разная.МнениеАртем Биденко, глава координационного совета Ассоциации наружной рекламыРекламу сигарет запретят уже в 2007 году. Вряд ли парламент пойдет на полный запрет рекламы алкоголя, поскольку это не очень цивилизованный подход. В Европе французские вина, коньяки, итальянскую граппу рекламируют посредством наружной рекламы. Скорее всего, запретят рекламу дешевых напитков — водки, слабоалкогольных напитков. Так будет разумнее. Если запрет будет введен со следующего года, рекламисты недополучат по $30-40 млн. в 2007-2008 годах. Это повлечет за собой падение цен на размещение на рекламных плоскостях до 10%.

Расскажите друзьям про новость