Зачем Ингвар Кампрад продал бренд IKEA?
10 Авг 2012, 08:54

Зачем Ингвар Кампрад продал бренд IKEA?

Зачем Ингвар Кампрад продал бренд IKEA?

 

Три возможных мотива Кампрада — человека, у которого есть чему поучиться

 

Ингвар Кампрад, основатель IKEA,  на использование своего бренда — одного из самых известных в мире — за $11,9 млрд. Не на сторону, конечно, а дочерней компании IKEA — голландской IKEA Systems. До этого права принадлежали зарегистрированной в Лихтенштейне фирме Interogo, подконтрольной лично Кампраду. Сумма сделки вполне рыночная.

 

Название IKEA появилось в 1943 году, расшифровывается как Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd, где Эльмтарюд — ферма его отца, а Агуннарюд — местный церковный приход. Сегодня у компании более 300 магазинов по всему миру, а бренд IKEA занимает 89-е место в сотне самых дорогих брендов в мире (рейтинг BrandZ).

 

Зачем Кампрад продавал марку? IKEA не самая открытая компания, поскольку управляется семьей. Попробуем погадать.

 

Предприниматель всегда отличался крайней скромностью. Факт, что Кампрад, уже будучи миллиардером (в 2012 году с состоянием $3 млрд он занимал 377-е место в списке богатейших людей мира), имел лишь Volvo 240 GL 1993 года выпуска и предпочитал добираться до офиса на автобусе, широко известен. Так что версия о том, что ему понадобились деньги, не заслуживает даже выдвижения.

 

Версия первая: налоговая оптимизация. Кампрад всегда использовал возможность повысить эффективность бизнеса за счет легального снижения налогов. Материнская компания сети INGKA Holding BV принадлежит фонду INGKA Foundation, в свою очередь принадлежащему фонду IKEA Foundation, в уставных документах которого прописана необходимость спонсировать инновации в области архитектуры и интерьерного дизайна.

 

Вот что пишет бывший руководитель компании Андерс Дальвиг в своей книге «ИКЕА: собери мечту», изданной недавно в издательстве «Манн, Иванов и Фабер»: «Современная структура этой компании придумана в 1982 году. Главная цель, как пояснил Ингвар Кампрад, — обезопасить мебельную компанию от раздробления или перепродажи последующими поколениями владельцев. Еще одной — правда, второстепенной — целью была оптимизация налоговых выплат. <…> Если бы мне пришлось выразить свое мнение как можно более объективно, я бы сказал, что ИКЕА действительно эффективна с точки зрения налогов». А дальше он подробно описывает, за счет чего: оптовая торговля управляется из Швейцарии (там, а не в любимой Швеции, гражданином и патриотом которой является Кампрад, кстати, и живет), а касса и управляющая компания расположены в Бельгии, «в обеих странах  налогообложение очень выгодное». Вполне возможно, что продажа бренда лихтенштейнской фирмой голландской компании по рыночной цене в данный момент была выгодна IKEA.

 

Версия вторая: возраст. 30 марта основателю компании исполнилось 86 лет, а Кампрад славится умением планировать вдолгую. Когда в 1996 году компания не смогла получить в мэрии Москвы разрешение на строительство первого магазина на Кутузовском проспекте, предприниматель спокойно заметил: «Ничего, подождем». Сегодня бизнес в России активно развивается. Вполне можно допустить, что во избежание юридических сложностей, которые могут возникнуть после его смерти, он решил заранее перевести активы с личной фирмы на общую структуру. 

 

Версия третья: компания готовится к IPO и все значимые активы нужно консолидировать на одной структуре. Продажа бренда позволила  личной фирме вполне легально получить крупную сумму, заодно повысив стоимость бизнеса. Но лично я в эту версию не верю. Кампрад строил семейную компанию. Вся идеология IKEA с ее собственной «Библией» — системой ценностей — семейная. Да и экономический смысл есть, если компании не слишком нужны оборотные средства: семейные компании более устойчивы, о чем тоже много пишет в своей книге Дальвиг на примере IKEA. Дед и бабка Кампрада, кстати, тоже владели семейным бизнесом. И не зря ведь он начал передавать бразды правления сыновьям еще лет двадцать назад. 

 

В любом случае есть чему поучиться.

 

Расскажите друзьям про новость