Зачем корпорации «Биосфера», одному из крупнейших в Восточной Европе и Центральной Азии производителей и дистрибьюторов товаров для дома, гигиены и профессионального использования, вдруг понадобился редизайн сайта? Как консервативный корпоративный контент преподнести в игровом формате, чтобы не возникало желания покинуть сайт на стартовой странице? Какой дизайн вызовет желание кликать на всевозможные кнопки и узнавать больше о продукции компании?
MMR решил посмотреть на процесс глазами тех, кто в течении 13 месяцев занимался обновлениями сайта и теперь готов поделиться целями, процессами, бенчмарками и советами. Мы поообщались с Александром Шевченко, PRD «Биосферы», и Аидой Широчкой, СЕО дизайн-агентства 23, которое воплотило в жизнь креативную задумку.
С какой целью решили провести редизайн сайта? Это имиджевая активность?
В какой-то момент мы поняли, что масштаб корпорации сильно перерос тот сайт, который мы имеем.
Сайт — это в какой-то степени витрина твоей компании. Причём сразу для всех типов ЦА — от потребителей влажных салфеток и пакетов для мусора в Танзании до журналистов, НГО, крупных партнёров и потенциальных соискателей вакансий в нашем варшавском офисе, например. Так что в какой-то момент мы поняли, что масштаб корпорации сильно перерос тот сайт, который мы имеем. Он не решал важные задачи бизнеса: вдохновить на партнёрство, впечатлить масштабом и зарядить эмоцией от классного продукта, который мы делаем. Собственно, обновлённым сайтом мы хотели показать, какие мы, команда «Биосферы», и каков наш продукт.
Какой был ваш основной запрос касательно редизайна?
Выбирая из девяти агентств в тендере, ключевым критерием для нас всё время был креативный дизайн, через призму которого нужно было показать масштаб бренда made in Ukraine, пантеон нашей продукции, а также воплотить несколько «фишек» вроде наглядной демонстрации объёма переработанного пластика на нашем рециклинговом заводе за время вашего визита на сайте. Понятно, что юзабилити никто не отменял, наш предыдущий сайт не был адаптирован под мобильную версию, а это уже приравнивается к езде на лошади по Бродвею.
У вас на сайте представлена продукция, но нет прайса. Продавать свою продукцию через сайт не планируете? Почему?
Это сугубо имиджевый сайт для знакомства с компанией, её корпоративной культурой, вакансиями, продуктовым рядом и всеми необходимыми контактами в разных странах. Для реализации продукции мы не используем (пока!) моно-канал, её можно найти фактически на любой площадке e-commerce или на офлайн-полках.
Какие корпоративные сайты были вашими бенчмарками?
С точки зрения наполнения мы тщательно изучили сайты наших прямых международных конкурентов — P&G, Johnson&Johnson, Kimberly-Clark, Henkel. А с точки зрения дизайна опирались и на совершенно нишевые ресурсы со стильными креативными решениями, правда, не выпуская из рук брендбук 😊
Здесь нужно сделать реверанс в сторону ребят из дизайн-агентства 23, у них какое-то фантастическое чувство стиля в веб-дизайне, они с ходу предложили прекрасные цветовые и креативные решения, сами отсняли «руки» для стартовой страницы, докрутили нашу идею с «воронкой» и счётчиком рециклинга… Это было очень гармоничное сотрудничество с точки зрения видения креатива.
Да, проект получился длинным — прошло 13 месяцев с момента подведения итога тендера до сдачи сайта, но результатом остались довольны все, так что иногда креативные решения стоят того, чтобы доработать их до мельчайших деталей.
Например, для заглавной картинки раздела с презервативами мы в последний момент придумали снимок из двух переплетённых рук, мужской и женской.
Вот мы с коллегой и увековечили свои руки на сайте «Биосферы».
Через какие коммуникационные каналы пользователи будут узнавать о вашем сайте?
Адрес нашего сайта написан на абсолютно каждой единице продукции «Биосферы».
Адрес нашего сайта написан на абсолютно каждой единице продукции «Биосферы», которой продаётся более 30 млн штук в месяц в 30 странах. Это лучшая реклама.
В разделе «О компании» огромный перечень стран. Зачем вам такая масштабная локализация? Ваша продукция представлена на всех этих рынках?
Только за время карантина мы открыли для себя 11 новых рынков.
По мере выхода в новые страны их количество будет пополняться. В отдельных случаях есть смысл и играть на опережение — чтобы потенциальный дистрибьютор в Кот Д’Ивуаре, к примеру, мог с ходу понять, кто мы такие.
Один из разделов сайта — вакансии. Будет ли новый сайт основным каналом поиска талантов или продолжите использовать job-сайты?
Собственный сайт с перечнем вакансий никак не подменяет хедхантинговые порталы и LinkedIn. Но человеку, который целенаправленно парсит сайт «Биосферы», пропитываясь нашими ценностями, достижениями и амбициями, вполне логично предложить перечень возможностей. У нас классная команда, современный офис, международные амбиции гордого украинского бренда — мы совершенно не стесняемся звать к себе профи.
Расскажите подробнее о разделе сайта «1 000 000». Не всем пользователям очевидно, что они там увидят.
Фишка как раз в том, что абсолютно никому не очевидно, что ты увидишь в разделе с таким названием. Это clickbait, если хотите. А замысел максимально прост: мы реально продаём миллион товаров в день. Продукция «Биосферы» просто окружает каждого из вас, у вас её полон дом, в ней весь ваш любимый ресторан, авиалинии и офис, даже если вы этого не знаете и не замечаете. А вот в этом разделе как раз и заметите — мы наглядно показали, как товары с наших заводов живут в каждой из ваших комнат. И не только.
Как часто будет обновляться раздел новостей? Кто занимается его наполнением?
Учитывая количество проектов «Биосферы», новости у нас будут обновляться чаще всех остальных разделов вместе взятых. Это уже обязанность моей команды, которую мы исполним с честью и удовольствием.
Насколько контент на сайте будет отличаться от контента в ваших соцсетях?
Стилистика подачи на сайте и в соцсетях не может быть одинаковой в силу более широкого спектра ЦА для корпоративного сайта, но сами инфоповоды будут тождественны
Планируете ли добавить на сайт интерактивный контент? Тесты, развлекательные видео?
Наши бренды настолько яркие и человечные, что не требуют искусственной прививки креативности.
Интерактивный контент и видео уже есть на сайте, но мы точно будем придумывать и новые фишки. Здесь важно соблюсти некую грань между наличием необходимой «консервативной» информации из перечня обязательной и увлекательным контентом, который позволит нам построить эмоциональную привязку условного username к нашему бренду.
Мы не планируем делать акцент на развлекательности, это будет сбалансированный инфотейнмент — в конце концов, наши бренды Smile, Фрекен БОК, ЛайкIt, Bambik настолько яркие и человечные, что не требуют искусственной прививки креативности — это уже в биосферовском ДНК.
Как проходило взаимодействие с представителями «Биосферы»? Вы были постоянно на связи или они отдали всю креативную часть в ваши руки?
Умные люди понимают стоимость времени как наиболее ценного ресурса. Вместо уборки дома самостоятельно они пользуются услугами клининговых компаний. Дом будет чище, при этом человек не отвлекается от основной деятельности. Корпоративный дизайн — та же история. Если в компании принято решение привлечь творческий потенциал агентства, профессионалы сами придумают и предложат концепцию для совместного обсуждения и последующего внедрения.
Красной строкой в нашей философии прописана догма — клиент поручает решение задачи нам, чтобы использовать собственное время на занятие приоритетной деятельностью.
Ребята из «Биосферы» поручили нам разработку сайта, соответственно, наша задача — создание идеи, ее обоснование и реализация. Конечно, коммуникация присутствовала в течение всего времени реализации проекта. Уютный Telegram-чат хранит в себе миллионы букв, тысячи слов, мириады смыслов. Однако, красной строкой в нашей философии прописана догма — клиент поручает решение задачи нам, чтобы использовать собственное время на занятие приоритетной деятельностью.
Сайт минималистичен, не перенасыщен фотографиями и картинками. Не будет ли пользователю скучно?
Сайт — это источник информации. Его оформление определяется характером самой информации и коммуникационными задачами. В данном случае мы не развлекаем пользователя, а рассказываем ему об идеологии «Биосферы» как компании, и продуктах, которые эта компания делает для человека.
У каждого раздела свой цвет. Как выбирали цветовую палитру сайта и шрифты?
Мы смотрели на цвета брендбука и экспериментировали с их легкими, ненавязчивыми вариациями.
Маршрут самолета всегда прокладывается наиболее оптимальным способом с точки зрения эффективности и безопасности. Поведение человека работает аналогично. С позиции эффективности наш разум выбирает самый оптимальный способ усвоения информации. Для дифференцирования однородных предметов мозг выделяет форму, цвет и таким образом первично отличает их.
Мы сделали небольшой шоурил для анонса сайта, вдохновившись Скрябиным. Он владел музыкально-цветовой синестезией — когда музыкальные звуки вызывают у человека цветовые ассоциации. Мы узнали, какие звуки возникают в голове при виде цветов сайта «Биосферы» и воссоздали это.
На сайте содержится большое количество продуктов и общей информации, поэтому нужно оптимальным способом разделить их для удобства восприятия. Кратчайшим путем эту задачу решает колористика. Мы смотрели на цвета брендбука и экспериментировали с их легкими, ненавязчивыми вариациями.
Шрифт — это 80% дизайна любого сайта. Его выбор прячется в хитросплетении композиционного чутья, опыта и знании механизмов работы хинтинга, кернинга, контрастности.
Компания предоставила вам все фото продукции или много вижуалов делали специально под новый сайт?
Фото продукции для каталога у «Биосферы» уже были. После утверждения концепции «товары для дома в руках человека» мы сделали съемку специально под главную страницу сайта.
Расскажите о «таинственной» иконке справа сверху? Как возникла идея?
В самом начале совместного пути мы обсуждали с ребятами из «Биосферы» некую особенность, которая должна быть на сайте. Идея пришла быстро и легко, поскольку лежала на поверхности. В составе корпорации есть рециклинговый завод «Полигрин». За отправную точку мы использовали количество уже переработанного пластика, взяли данные о фактической постоянной производительности, написали формулу. Каждые 3 секунды завод превращает 1 кг пластиковых отходов в полезный ресурс. Именно эту динамику можно видеть на сайте в реальном времени.
Чем для вас стало интересно сотрудничество с «Биосферой»? Что нового для себя вынесли?
Сама по себе компания — это набор документов, печатей, имущества. Она не может что-то создать без людей, которые вкладывают в нее интеллект, силы, время. В любом сотрудничестве интересен человек. Мы творческие люди, нашим топливом является процесс изучения граней человеческого разума, способов мышления. Каждый новый проект позволяет нам расширять угол зрения и становиться лучше. Такой эгоистичный подход.
Как понять, что корпоративный сайт компании нуждается в редизайне?
Дизайн — субъективная творческая категория. Мерила правильности в данной области очень условны. Конечно, есть определенные базовые маркеры, например, отсутствие мобильной версии, фейерверк шрифтов, сломанная логика подачи информации… Но сегодня это, скорее, архаизмы.
Сайт — это составляющая визуальной коммуникации. В любой компании есть человек (собственник или топ-менеджер), который несет ответственность за формирование и поддержание образа бренда перед лицом конечного потребителя. Этот человек понимает вектор движения компании и напрямую влияет на него. Он и является пусковым механизмом процесса обновления визуального кода. В том числе и сайта.
Что может испортить даже самый хороший интерфейс сайта?
Шрифт.
Продолжите фразу: «Удобный сайт — это…»
… когда я легко нахожу то, что хочу, без боли в глазах и мыслях.
Кавер: MMR