Юлия Бадритдинова: Пол — не причина успеха
19 Сен 2016, 08:42

Юлия Бадритдинова: Пол — не причина успеха

Лидеру маркетинга McDonald's нравится быть женщиной

Исследуя тему гендерного равенства в этом году, украинский клуб арт-директоров ADC * UA организовал серию интервью с представительницами рекламно-маркетингового рынка, создал совместно с образовательным проектом BH UNI лекционный курс Тамары Марценюк «Stop Sexism», а также учредил специальную категорию на конкурсе ADC * Awards 2016 для работ на тему гендерного равенства и сексизма. В заключительном интервью маркетинг-директор McDonald’s Юлия Бадритдинова делится своим отношением к проблеме гендерного неравенства в сфере маркетинга. 

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Как вы считаете, ваша профессия относится к стереотипно мужской или женской? Почему вы пришли именно в эту профессию? Что больше всего драйвит вас на работе?

Маркетинг стереотипно более женский. Обычно в маркетинговых командах преобладают женщины. Возможно потому, что в нашей сфере эстетика является весомой составляющей и, опять же, стереотипно, женщины ближе к понятиям эстетическим. Но сейчас все меняется, мужчины также интересуются красотой, кроме того, значительно трансформировалась работа маркетолога. Мы все еще обсуждаем стилистику и колористику рекламных материалов, но это десятая часть по сравнению с просчетами точек безубыточности, оценки потребительских сегментов, выведения сложных KPIs и тому подобное.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Я пришла в маркетинг через рекламный клиентский сервис, где исторически также преобладает женская часть. В начале 2000-х в Украине был бум на рынке рекламы. Работать в рекламе было интересно, модно, престижно. Маркетинг в то время развивался на начальной стадии. Начиная со 2-го курса я подрабатывала промоутером, и поэтому уже знала, что такое рекламное агентство. В университете преподавали несколько курсов по маркетингу, и тогда я решила, что буду в нем развиваться. Отрыла Kiev business directory, где были собраны абсолютно все агентства с электронными адресами и телефонами, послала резюме в топ 20. Через неделю ответили 2 из топ 5, и через неделю, продолжая обучение в университете, я уже стала частью команды крупного клиента. Так что это был мой осмысленный выбор, и он никак не связан с тем, что женщине будет легче сделать в этой сфере карьеру. Впоследствии в рекламе мне не хватало информации о бизнесе, влияния на конечный результат, а также ограничивала специфика бизнеса, где преобладает выполнение, а не инициирование проектов. Маркетинг — стратегическая функция, которая позволяет управлять и влиять на процессы в компании, постоянно их совершенствовать, в то же время создавать и рассказывать историю бренда.

Мне нравится быть лидером, и именно это является причиной всего, что я достигаю в карьере, а не мой пол. 

Юлия Бадритдинова
СЕО McDonald’s в Украине

Кому легче реализоваться в ней — мужчинам или женщинам? И если бы вы были мужчиной, вы бы легче / проще или, наоборот, сложнее достигали целей? Хотелось ли вам когда-либо стать мужчиной, хотя бы на один день?

Я никогда не хотела стать мужчиной. Мне комфортно быть женщиной, носить платья, помаду, каблуки, получать комплименты, которые я никак не считаю дискриминацией. Я не считаю, что достижение успеха в сфере маркетинга связано с гендерной темой. Все зависит от возможностей, амбиций, ваших решений, компромиссов и удачи. Если женщина решает оставаться в декретном отпуске 3–6 лет, это означает, ей не нужна карьера так быстро, вообще, но точно не общество ее принуждает к этому, или какие-то гендерные преграды. В конце концов карьера — это лишь один из видов самореализации и роста. И здесь у каждого свои ощущения и выбор.

Но есть такой интересный феномен в маркетинге: мужчин очень мало среди бренд-менеджеров, но они часто встречаются среди маркетинг-директоров. Мы шутим, откуда они берутся, и как они переходят из ассистентов сразу в директора. Это лишь наблюдения и нет никаких подтверждений, но выглядит так, что в женской сфере мужчинам немного легче выделиться, быть замеченным. Меня лично это ни в коей мере не смущает, но такое наблюдение существует. 

Что на ваш взгляд является основной предпосылкой гендерного неравенства в Украине? И какими были ваши действия в случае столкновения с проявлениями сексизма?

Я не думаю, что в нашей стране проблема гендерного неравенства стоит так остро. Наша культура и религия никогда не унижали тот или иной пол. А образ женщины или матери с давних времен был овеян уважением, особенно от мужей и сыновей. В то же время, общество у нас патриархальное, а потому нельзя назвать секзизмом то, что принималось и является приемлемым для общества столетиями. Однако ничто не стоит на месте. Я не помню случаев (хотя возможно такие и были), когда вела бы себя в стиле «я девочка», а значит и ко мне так не относились. С другой стороны, если во время командировки мужчины-коллеги дают мне немного больше времени на то, чтобы я могла привести себя в порядок, я воспринимаю это как проявление эмпатии, а не дискриминации.

Что, на ваш взгляд, может помочь побороть сексизм и гендерное неравенство или хотя бы уменьшить его присутствие?

Все в наших руках, можно не пытаться уменьшить проблему, а хотя бы не создавать или не развивать ее.

К примеру, есть такая проблема, зависящая не от индустрии, а от отдельных менеджеров, реже владельцев или руководителей компаний, когда женщин не берут на работу, если у них маленькие дети, или тех, которые планируют детей через 2–3 года. Такая дискриминация не просто асоциальна, это нарушение законодательства. Конечно, на любую социальную проблему в первую очередь должно реагировать государство. Я не знаю, есть ли у нас примеры, когда женщины сообщали о нарушениях законодательства в аспектах дискриминации от компаний работодателей, и были ли к тем компаниям применены какие-то действия. Задача государства не только создавать законы, но создавать и условия для пользования ими. Гарантом общества является государство, а значит ни один социальный, то есть, направленный на общество проект, не будет работать без поддержки со стороны политиков, законодательного утверждения и тому подобное. Наша страна в стадии постоянной трансформации, но не забывайте, что нужно начинать с себя. Пусть каждый думает над своими принципами и ценностями всякий раз, когда возникнет вопрос дискриминации, и не только гендерной. 

Как вы считаете, сексистская реклама и сообщения легче достигают целевой аудитории? Делали ли вы когда-либо рекламу или принимали решение о ее выпуске, которая имеет отношение к объективации женщин?

В рекламе работают сообщения, резонирующие с потребностями желаемого сегмента потребителей. А значит, для какой-то категории сексистские сообщения могут работать, но не обязательно использовать запрещенное оружие, когда есть много других вариантов, и здесь многое зависит от нравственной и ответственной позиции рекламодателя. В МакДональдз, например, одним из корпоративных принципов является включенность. То есть, в компании нет дискриминации любого характера. Кроме того, мы придерживаемся ряда международных протоколов, входим в ассоциации ответственных рекламодателей, подписали выполнения Европейской ассоциации рекламы детям. Мне не просто повезло работать в социально ответственной компании, это был мой сознательный выбор и цель. 

Наша страна в стадии постоянной трансформации, но не забывайте, что нужно начинать с себя. Пусть каждый думает над своими принципами и ценностями всякий раз, когда возникнет вопрос дискриминации, и не только гендерной.  

Юлия Бадритдинова
СЕО McDonald’s в Украине

Расскажите друзьям про новость