Выход на рынок Португалии, или 2 года спустя: как работать в жестких ограничениях
16 Мар 2021, 12:04

Выход на рынок Португалии, или 2 года спустя: как работать в жестких ограничениях

Автор материала
Когда год назад мы писали о том, почему решили выйти на европейский рынок и открыли офис в Лиссабоне (Португалия), новости о коронавирусе были малозаметной строкой в рубрике «международное». 

Тогда, при планировании работ на 2021-й год, мы совсем не учли влияние этого фактора и… до сих пор «разгребаем» последствия. 

Европейский карантин

Как бы мы ни возмущались жесткостью карантина в Украине, он не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит в Европе. 

Чтобы показать масштаб карантинных ограничений в Европе, вот несколько фактов о разнице локдаунов:

В УкраинеВ Португалии
Жесткий локдаун (вместе с карантином выходного дня) длился в совокупности 4 месяца.Жесткий локдаун длился в совокупности 7 месяцев, продолжается до сих пор.
Можно гулять на улице.Можно гулять в радиусе 200 метров от места жительства.
Можно ездить на машине.Можно, но только в рамках своего округа (~30 км).
Штраф за нарушение условий локдауна для граждан — от 170 до 255 грн.Штраф за нарушение условий локдауна для граждан — 13 240 грн (400 евро).

И эти ограничения, конечно же, влияют на локальные компании.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

С приходом карантина в Лиссабон, где находится наш европейский офис, бизнес практически замер.

Мелкий бизнес

Мы начинали выход на португальский рынок с работы с мелким бизнесом. Несмотря на то, что мы поменяли фокус и перешли на работу со средним и крупным бизнесом незадолго после выхода на португальский рынок, мы продолжаем консультировать малый бизнес (и локальный, и представителей украинской диаспоры) по вопросам диджитализации. 

По нашей внутренней статистике, в 80% случаев мелкий бизнес поставил на паузу все свои активности по развитию и росту: основная задача, которую решают собственники — выжить. Не расти, а сохранить то, что уже создано. 

Но это касается только тех индустрий, которые не пострадали напрямую от «короны». Представители туристического бизнеса (их здесь довольно много, туризм составляет больше 35% ВВП) либо закрыли свои компании, либо запускают какие-либо форматы внутреннего туризма. 

Кстати, для тех представителей малого бизнеса, кто не «схлопнулся» во время карантина, мы сделали новый продукт — «Выход в онлайн за месяц». Для португальского рынка это очень актуальная тема, так как у значительной части местных компаний даже нет меток на картах Google.

Средний и крупный бизнес

Средний и крупный португальский бизнес, который и так достаточно консервативен по сравнению с украинским, стал еще более недосягаем (по украинским меркам, см. раздел «Что ньюбиз может сделать в Украине и в Португалии за полторы недели?» из предыдущей статьи). 

Компании, вместо запланированной ранее экспансии, оставили в планах минимальные маркетинговые активности, а все свободные ресурсы перенаправили на удержание текущей доли рынка и сохранение рабочих мест:

  1. Контракты, которые мы уже подписали с клиентами, были отложены, и только сейчас, весной 2021 годы мы возвращаемся к их реализации.
  2. Несколько крупных и горячих лидов, с которыми мы вот-вот должны были подписать контракт (они меняли подрядчика), решили до окончания (!) карантина остаться со старыми агентствами. 
  3. Из запланированных 15 клиентов, с которыми мы собирались начать работу, мы «стартовали» с тремя.

Но даже это все не помешало нашему агентству выжить, начать работу с новыми клиентами и верифицировать новые каналы привлечения клиентов.

Меньше возможностей = больше возможностей

Когда COVID-19 только начал набирать обороты, и все больше стран стали закрывать свои границы, мы поняли, что все то, что мы планировали сделать в 2021-м году, можно спокойно переносить обратно в бэклог: работать как раньше не получится (да, звучит, как Капитан Очевидность», но эта статья — обзор всего года, поэтому из песни слов не выбросишь — Прим. авт.).

Классический ньюбиз, с которым мы пришли на рынок, перестал работать. Диджитал-инструменты, стратегия продвижения, запуск новых продуктов, работа с потребностями — все это потеряло смысл, так как компании заморозили все активности. 

И нам пришлось придумывать альтернативные пути привлечения клиентов. Из всего, что мы успели протестировать за прошлый год, лучше всего сработали концепция Think-out-of-the-box и диджитал-нетворкинг.

Think-out-of-the-box

Во-первых, мы вышли за пределы Португалии и начали искать клиентов в других странах Евросоюза. В результате мы достаточно быстро расширили воронку новыми лидами и даже получили первых крупных клиентов за пределами Португалии — латвийскую компанию Rideoo (мы запустили и ведем маркетинг их бренда супермощных самокатов Ultron) и французскую Kulile, которая специализируется на производстве специализированной мебели для миниатюрных парижских квартир.

Hint: Пока мы занимались выходом на другие европейские рынки, мы протестировали работу англоязычных и местных продавцов. И, несмотря на успешные кейсы на непортугальских рынках, мы поняли, что у локалов (продавцов, которые говорят на языке страны), конверсия гораздо выше. Поэтому сейчас у нас уже есть локальный представитель в Португалии, в Испании, и мы планируем расширять их присутствие и на другие страны.

Во-вторых, мы перестали смотреть на клиентов как на устоявшийся бизнес со стандартными услугами/товарами, и, как следствие, привычными для нас, как агентства, потребностями — медиапродвижение, лидогенерация, brand awareness, etc. 

Сейчас все изменилось. 

Мы рассматриваем любой бизнес, который потенциально может стать нашим клиентом, со стратегической точки зрения: и текущее состояние, и линейка продуктов, и целевая аудитория, и, самое главное, какие альтернативные продукты/аудитории этот бизнес может привлечь, чтобы не только удержать текущую долю рынка, но и найти новые каналы увеличения прибыли. И либо помогаем бизнесу увидеть новые перспективы, либо, если он уже движется в этом направлении, помогаем начать работу с непрофильной целевой аудиторией. 

В любом случае мы выступаем не в роли подрядчика, а в роли полноценного партнера.

Конечно, лозунг «мы полноценные партнеры вашего бизнеса» можно прочесть на каждом втором лендинге агентства, но в нашем случае это действительно так.

Так, например, продолжительный карантин в Португалии привел к тому, что многие жители начали делать давно откладываемый ремонт. И компании, которые отследили этот тренд, начали менять специфику своего бизнеса.

Прямо сейчас (параллельно с написанием этой статьи — Прим.ред.) мы помогаем строительной компании, которая расширяет свою целевую аудиторию, переключиться и перейти от работы исключительно в B2B-сегменте к продаже товаров и услуг конечным покупателям (развить B2C-направление). 

То же самое — с винодельнями. Компании, которые до карантина прекрасно себя чувствовали на внутреннем рынке, стали задумываться о расширении рынков сбыта. Поэтому для одного винодельческого бизнеса (пока не будем называть имен) мы готовим кампанию по увеличению узнаваемости бренда, а для другого — кампанию по выходу на другие европейские рынки (включая украинский). Должны получиться очень интересные кейсы 😊

В третьих, мы расширили список вертикалей (индустрий), которые могут потенциально стать нашими клиентами и партнерами. Вместо общественного питания, перевозок и туризма мы переключились на удаленное обучение, здравоохранение и онлайн-развлечения.

Список того, что мы протестировали и верифицировали, можно продолжать, но основные пункты, которые дали нам прирост в лидах и клиентах, мы озвучили.

Новый формат нетворкинга

Когда мы поняли, что привычными способами (встречи, оффлайн-ивенты, пр.) привлекать клиентов не получится, мы сфокусировались на диджитал-нетворкинге. 

Так, мы совершенно иначе отнеслись к работе с потенциальными лидами в рамках Web Summit и смогли в течение конференции пообщаться с большим количеством контактов (в три раза больше по сравнению с Web Summit 2019), не увеличивая задействованный в коммуникации ресурс. Конечно, сначала мы были настроены скептически — как можно эффективно провести ивент на 60К+ участников в онлайне. Но в итоге все получилось лучше ожидаемого: люди соскучились за общением за время карантина, поэтому с удовольствием коннектились, общались, обменивались идеями и болями.

Кроме этого, мы сделали то, чего даже не планировали делать год назад — организовали мероприятие совместно с Посольством Украины в Португалии и Торгово-Промышленной Палатой. Изначальной идеей было выйти на новый уровень общения с коллегами из Украины, которые работают или планируют начать работу в Португалии. Однако, как говорил Стив Джобс, «никогда не знаешь, как соединятся точки» — и, после успешно проведенного онлайн-ивента, мы общаемся о разработке маркетинг-стратегии для Торгово-Промышленной Палаты в Португалии. 

Нетворкинг-активности принесли нам не только новые контакты, но и новые идеи по развитию бизнеса в Португалии и странах Евросоюза, но об этом мы расскажем в одной из следующих статей.

Дальше — больше

То, что мы пережили «корону» в чужой стране, сумели, несмотря на локдаун, привлечь новый бизнес и вывели свой нетворкинг на новый уровень, доказывает, что мы можем еще больше-выше-сильнее, независимо от глобальных событий и происходящего на отдельных рынках. Так победим 😊

И, если свести все, чему мы научились за прошедший год к одной фразе, то получится так:

Если есть идея, команда и видение будущего, то «коронакризис» не страшен.

Кавер: Unsplash
Гифки: GIPHY

16 Мар 2021, 12:04
Расскажите друзьям про новость