Всё будет мобайл!
09 Сен 2015, 10:20

Всё будет мобайл!

Юрий Бабич, CEO и партнер theMakeApp, о том, почему голосовые звонки скоро станут не нужны и как изменится коммуникация брендов с клиентами

До лета 2015 года Украина оставалась последней европейской страной без 3G, и, пока мы так долго «думали», мировой мобайл-рынок развивался семимильными шагами. Для пользователя смартфон стал главным каналом. Появление 3G в Украине для многих компаний — отправная точка в «мобайлоцентризм». Важно не упустить момент и трасформировать все процессы коммуникации, если вы этого еще не сделали.  Об основных трендах мобильной коммуникации, рассказывает Юрий Бабич, CEO и партнер theMakeApp.

Юрий Бабич
CEO и партнер theMakeApp

Пять лет назад я бы рассмеялся в лицо каждому, кто сказал бы, что голосовая связь на смартфоне вскоре будет не нужна. В это и правда сложно было поверить — в Украине скорость мобильного интернета была на уровне «диал-апа» начала 2000-х годов, и про разговоры с помощью мессенджеров можно было только мечтать. Но несколько месяцев назад в нашей стране наконец-то появилась долгожданная связь третьего поколения и украинцы ощутили всю прелесть использования смартфонов по прямому назначению — для доступа к услугам и сервисам.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Бюрократия, помноженная на жадность и глупость украинских чиновников, привела к тому, что до лета 2015 года Украина оставалась последней европейской страной без 3G. Остальные страны за это время убежали далеко вперед и на сегодня голосовая связь в тех же Соединенных Штатах идет как приятное дополнение к мобильному интернету. При этом основную стоимость тарифного плана составляет плата за объем/скорость переданных данных, а возможность поговорить голосом — это скорее альтернатива общению в мессенджерах. 

Столь бурное развитие мобайл-рынка привело к тому, что смартфон стал главным каналом, который связывает нас с внешним миром. Мы доверяем своим гаджетам тайны и секреты, храним в них тысячи личных фотографий и паролей, переписку с близкими людьми и многое другое. Если человек забывает смартфон дома, то он чувствует себя беспомощным и беззащитным перед окружающим миром и испытывает куда больший стресс, чем если бы он забыл дома кошелек или права.

Я с уверенностью могу сказать, что для многих украинских компаний в сфере услуг, развлечений и FMCG, появление 3G стало отправной точкой в «мобайлоцентризм». Это та стадия развития рынков, где все процессы выстраиваются вокруг каналов взаимодействия брендов и потребителей с помощью мобильных устройств. При этом все остальные процессы уходят с ведущих позиций, и становятся вспомогательными или вовсе исключаются. В качестве примера могу привести автоматические киоски по продаже билетов в кинотеатрах, которые понемногу заменяют кассиров или стойки регистрации в аэропортах вместо работников авиакомпаний.

Это та стадия развития рынков, где все процессы выстраиваются вокруг каналов взаимодействия брендов и потребителей с помощью мобильных устройств. При этом все остальные процессы уходят с ведущих позиций, и становятся вспомогательными или вовсе исключаются.

Стив Джобс: Люди сами не знают, чего хотят, пока им это не покажешь

История показывает, что пользователи всегда дрейфуют в сторону более простого и быстрого. При этом все жизненные циклы современного городского жителя ускоряются и становятся все более и более мобильными. Для рынка это означает, что надо быть еще более активными, мыслить длинными стратегиями и не ждать пока «потребитель научится и попросит», а самому учить рынок. Наша задача — это предложить пользователю решение для его потребностей. Ричард Брэнсон однажды сказал: «Если вы оказались способны решать возникшие проблемы лучше, чем клиенты могли ожидать — они будут преданы вам всю жизнь».

До мая 2015 года я часто говорил о том, что мобайл — это игрушка маркетинг-директора. Сейчас же я со всей ответственностью заявляю, что это полноценный инструмент каждого директора по развитию бизнеса. Любого бизнеса. Пусть это прозвучит немного удивительно, но отныне рынок услуг и сервисов должен вести себя как IT-компания. При этом, фокусироваться нужно не на самом сервисе, а на автоматизации и процессах взаимодействия с пользователем до/вовремя/после оказания услуги. 

Отныне рынок услуг и сервисов должен вести себя как IT-компания. При этом, фокусироваться нужно не на самом сервисе, а на автоматизации и процессах взаимодействия с пользователем до/вовремя/после оказания услуги.

Для себя я выделяю 6 основных трендов мобильной коммуникации с потребителем:

1. Подписка

Тренд CRM’а перерастает себя и мутирует в новые формы, например, в подписку. Теперь компаниям необходимо будет следить за действиями и потребностями своих клиентов и информировать их о том, что неплохо было бы совершить повторную покупку. Впоследствии механизм подписки станет центральным каналом взаимодействия с потребителем.

2. BigData

Об этом тренде говорят последние два-три года, но многие компании почему-то считают, что это слишком сложно, долго и вообще никому не нужно. Ведь куда проще бомбануть e-mail-рассылкой по всей базе, авось кто-то и откликнется. Но любая BigData начинается со SmallData. Компаниям следует уже сегодня собирать статистику о покупках клиентов и их периодичностях. Это даст возможность анализировать, что влияет на спрос и опираясь на это выстраивать модели подписок (см. тренд № 1).

3. SDK и взаимодействие

Рынок готов к взаимодействию как на партнерском, так и на аппаратном уровне. На деле это означает, что компаниям необходимо разрабатывать не только услуги, но и программные продукты для интеграции собственных сервисов в сервисы партнеров и даже конкурентов.

Как это будет работать для потребителя? Возьмем для примера обычный интернет-магазин. Сразу же после того, как клиент купил товар, информация о заказе передается партнерскому приложению для трекинга доставки. Спустя несколько секунд, пользователю приходит уведомление в приложение на смартфоне о сроках и статусе доставки. Ему не нужно добавлять никакие номера, считывать штрих-коды или заполнять кучу полей вручную — все уже произошло здесь и сейчас.

В свою очередь для бизнеса это означает упрощение и ускорение связей, увеличивает лояльность потребителей и ускоряет рост клиентской и партнерской баз. При этом рудиментарные процессы уходят на второй план или вовсе удаляются.

4. Уход в простоту


Чтобы достичь простоты, необходимо прорыть туннель в недрах сложности. © Стив Джобс.


Пользователь подсознательно всегда ищет легкие и простые пути. Поэтому нам предстоит максимально упростить взаимодействие пользователя и нашего продукта.


«Я — клиент! Я ничего не хочу взвешивать, я хочу посылку!»


Нужно не просто идти в ногу со временем, а опережать ожидания пользователя на 1–2 шага. Если ваш клиент хочет доставить бабушке горшочек с пирожками, то не создавайте ему преград, а просто предложите кнопку «вызвать курьера». Система сама найдет контактные данные, адрес и телефон клиента, а дальше дело будет только в слаженности сервиса. Уменьшайте количество шагов, предлагайте интуитивно-понятные решения любых задач, будьте для клиента «здесь и сейчас».


5. Мобильная е-коммерциализация и бесконтактное взаимодействие


В обиходе современного человека с каждым днем становится все больше виртуальности. Бумажные билеты на события и самолеты давным-давно заменили QR-кодами на экране мобильного телефона. А для того, чтобы рассчитаться на кассе в супермаркете вам уже не нужны ни бумажные деньги, ни даже банковская карта — достаточно просто прикоснуться своим телефоном или cмарт-часами к терминалу оплаты.

Совсем скоро кассиры исчезнут из супермаркетов, а роль кассового аппарата возьмет на себя тележка для перевозки продуктов. Аналогичная трансформация произойдет и в других сферах — автомобили будут распознавать хозяина с помощью NFC-технологий, а интернет-платежи можно будет подтвердить, приложив палец к мобильному телефону.


Мобильные технологии играют ведущую роль в таких решениях и с каждым днем их становится все больше. Не упустите свою роль в развитии прогресса.


6. Удаленное обучение


На протяжении сотен лет промышленные гиганты тратили миллионы долларов и человеко-часов на обучение или переобучение персонала. Теперь все изменилось. Мобильные технологии заменили менторов и множество компаний используют их для образования и переквалификации сотрудников.


Например, сотрудники Volkswagen учатся собирать автомобили с помощью Google Glass и планшетов. Теперь им не нужно каждый месяц учиться пользоваться новыми инструментами или запоминать процесс нового этапа сборки. Гаджеты подсказывают рабочим линии сборки, что нужно сделать на конкретном этапе, а если они делают что-то не так, то умная система выдаст голосовую подсказку и подскажет, где кроется ошибка. Попутно Google Glass фотографируют все ключевые моменты сборки. При таком подходе экономится время не только на переобучение персонала, но и на фиксацию каждого этапа производства.


Анализ показал, что использование подобных технологий привело к 40-процентной экономии средств на обучение нового персонала. Также это помогает выявить способных сотрудников и усилить их квалификацию и отсеять неквалифицированный персонал.

Технологии, которые я только что перечислил, можно запускать хоть сегодня. Выгода от инвестиций в них понятна и очевидна: потребитель готов, и рынок требует. У некоторых украинских компаний доля мобильного трафика за июль—август превысила 50–55%. Факты — упрямая вещь: ваш покупатель уже не в ноутбуке, он в мобильном. Мобайл — это единственный канал, в котором пользователя можно достать в любой момент. А благодаря таким сервисам как Jeapie.com вы можете выставить очень детальные настройки таргетирования (geo-локация, пол, возраст, имя и пр.) и решить, кто получит ваше push-уведомление.


21 век наступаем нам на пятки и дышит в затылок. В ближайшее время мы увидим в Украине расцвет таких технологий, как iBeacon и NFC. Пора открываться новым возможностям сегодня. Ведь у нас есть миллион шансов удивить пользователя и всего лишь один разочаровать!

Расскажите друзьям про новость