Недавно мы вместе с командой группы ТНМК организовывали большие благотворительные гастроли по городам Северной Америки, которые длились около 1,5 месяца. К этому туру мы с PR-командой и партнерами готовились несколько месяцев, учитывая разные аспекты коммуникации.
Они кажутся очевидными для фанатов сералов об офисе, юристах и т.д., но я выделю основные ключевые аспекты, на которые стоит обратить внимание в начале коммуникации с американцами. А особенно отмечу разницу в отношении украинцев и американцев к благотворительным проектам.
Четкость и структура в коммуникации
Американцы предпочитают четкую и структурированную коммуникацию. Прямота, конкретность и фокус на результатах важны. Во время совещаний и переговоров, американцы обычно ожидают, что у каждого участника будет свое мнение и будет высказывать его четко. Планирование и соблюдение плана играют немаловажную роль. В Украине же бизнес-культура более гибкая, и хотя структура важна, иногда подходы могут быть более импровизированными или ситуативными в зависимости от контекста и взаимоотношений, в том числе адаптивными с фактором военного положения. Однако в начале общения важно приспособиться к американскому подходу, предлагая четко определенные цели и структуру. Говорите прямо и аргументированно чего вы хотите, ожидаете.
Время как ценность и база
Американцы очень ценят пунктуальность и время.
Встречи часто проводятся строго по расписанию, и опоздание может рассматриваться как проявление неуважения, включая онлайн. Я не раз сталкивалась с непониманием, почему у нас могут быть оползни в графике. Например, выключили свет и нужно переключиться на альтернативный источник энергии, переместиться в другое место, пойти в укрытие. Это вызывает удивление, но в целом, когда озвучиваешь аргумент, воспринимается на ОК. При этом эффективность и быстрота принятия решений также высоко ценятся.
Формальность vs неформальность
В американской деловой культуре можно наблюдать быстрый переход к неформальному стилю общения даже в профессиональном контексте (к тому же You и you в жизни не сразу узнаешь. Конечно, если к тебе не обращаются формально — Miss, Missis, Mister N). Несмотря на это, в начале отношений обычно используются формальные титулы, но впоследствии американцы могут предложить обращаться на имя, уменьшая дистанцию. Это происходит в сторону сближения, когда у партнера с той стороны есть понимание работы над общим делом, драйвит проект.
Украинцы могут оставаться более формальными в течение более длительного времени. До сих пор (за более 12 лет работы в коммуникациях) мне трудно воспринимать обращение по имени и отчеству. Особенно когда вы давно уже работаете. Другая культура, да.
Networking и социальные связи
В США считают, что построение здоровых деловых отношений часто начинается с непринужденного общения и социальных мер. Networking — это почва, база, неотъемлемая часть бизнес-культуры, где неформальные встречи, например, за обедом или кофе могут быть эффективным способом налаживания связей.
Не секрет, что есть определенный пул людей (не назову профессией) — нетворкеры, которые зарабатывают с того, что знакомят нужных с нужными.
Эти социальные связи часто являются развитием деловых проектов, что иногда выглядит как действительно трушное дружеское общение, но вы не друзья, а партнеры по бизнесу, делу.
Это следует воспринять как лайфстайл.
Сотрудничество и принятие решений
Американцы, как правило, предпочитают быстрое принятие решений и ориентацию на действия. Индивидуальная ответственность и инициатива ценятся, а процесс принятия решений часто бывает децентрализованным. При этом принятие решения опирается на аргументы. И рекомендации.
Принятие решений в Украине может продолжаться гораздо дольше из-за необходимости согласования с руководством, прохождения звеньев и бюрократии в целом.
В сотрудничестве с американскими партнерами следует быть готовым к более быстрому темпу принятия решений и проявлять инициативу.
Построение доверия
Доверие американцев часто основывается на профессиональных навыках, эффективности и способности выполнять задачи. Американцы склонны к созданию доверия через деловые достижения и демонстрацию компетентности в работе.
Украинцы могут больше полагаться на интуицию и личный опыт в выборе партнеров, что может потребовать большего времени, а еще с кем раньше работали, пили, гуляли плюс кровные связи.
Обратная связь и критика
Это мое любимое. Американцы часто (и открыто) используют конструктивную критику, которая обычно начинается с позитива, затем подается замечание, и снова суммируется чем-то положительным — сэндвич-критика, sandwich method. Спасибо им за это! Это помогает избегать конфронтации и сохранять в целом положительную атмосферу. В такой коммуникации ты чувствуешь, что полезен, что тебе желают улучшить результат.
Украинцы могут быть более прямолинейными в предоставлении обратной связи, но без позитива — правду гнут так, что ощущают границы и без толерантности. В США это воспринимается как резкость и не приветствуется, даже вызывает непонимание, а в дальнейшем — нежелание контактировать.
Толерантность (отдельно)
О, здесь есть много мифов. В США взгляды на болезненные для общества темы: гендерная принадлежность, ЛГБТК+ сообщество, расизм, войны — много мифов, предубеждений и очень отличаются штат от штата. К примеру, в Техасе преобладает маскулинность и демонстрация этого в коммуникации с женщинами. В Калифорнии свободу и равенство можно почувствовать не только в коммуникациях, но и в быту, одежде, самовыражении и пище — за разнообразие. А вот в Северной Каролине и Луизиане хоть большинство за демократическое равенство, но при этом окутано «традициями и ценностями старой Америки».
Этикет, табу и small talk
Американцы предпочитают короткое, четкое и профессиональное общение. Электронные письма должны быть сжатыми, с конкретными целями. Деловые коммуникации часто начинаются с благодарности за сотрудничество или предоставленную информацию и обладают вежливым, но деловым тоном.
Украинцы могут использовать более длинные листы и вкладывать больше деталей. Иногда большее внимание уделяется фоновым объяснениям, что может казаться лишним для американцев. Следует адаптировать переписку к более американскому стилю в сжатой форме.
Американцы очень открыты к small talk — это непринужденные разговоры на легкие темы, часто служащие началом любого разговора, даже в рабочих ситуациях. Это и знакомство в дайнери, маркете и старт-коммуникации между партнерами и сотрудниками. Типичные темы о погоде и спорте, выходных или планах на отпуск. Американцы считают, что такие непринужденные разговоры способствуют построению связей и созданию дружеской атмосферы.
Сейчас к этому добавились темы о жизни в Украине — «А как, а что, а теперь лучше?». Это не значит, что они хотят знать подробности вашей жизни и работы под обстрелами. Напомню, вы не друзья (хотя можете стать, конечно, это общечеловеческое). Часто американцы активно показывают интерес во время разговора, поддерживая зрительный контакт, кивая головой или вставляя ободряющие фразы типа «Sure!» или «I hear you!»..
Юмор является важной частью американской коммуникации. Шутки, даже на рабочих встречах, могут являться способом уменьшения напряжения или налаживания отношений. Украинцы тоже ценят юмор, но у нас он более саркастичный или черный, учитывая исторический контекст. Разница в настроении будет очевидна и будет отталкивать, потому что часто шутки трудно объяснить или перевести.
Значение личного пространства
В США в целом уважают личное пространство и во время разговора могут поддерживать большую физическую дистанцию. Легкое прикосновение, рукопожатие — ок, а вот объятия допустимы только с близкими друзьями или членами семьи. Но бывают моменты искренности, когда американцы сами захотят вас обнять. Я списываю это в поддержку от тех, кто сочувствует украинцам.
В целом американцы пытаются избегать политических или религиозных тем в повседневном small talk, поскольку это может привести к спорам. Вопросы о зарплате, возрасте, личных отношениях или внешности также считаются total табу.
В Украине же политика является достаточно распространенной темой для обсуждения даже между незнакомыми людьми, особенно на фоне последних событий.
Благотворительность
Тема благотворительности в контексте украинско-американской деловой коммуникации также имеет свои особенности, которые следует учитывать при взаимодействии. Благотворительность и филантропия являются важной составляющей американской культуры и уже давно.
Многие компании и бизнесмены активно занимаются социальной ответственностью, вкладывая большие средства в поддержку разнообразных инициатив: образование, здравоохранение, окружающую среду и т.д. В Америке существует развитая система налоговых льгот для тех, кто занимается благотворительностью, что дополнительно стимулирует деловые круги инвестировать в социальные проекты (поэтому здесь без розовых очков).
Благотворительность американцев в сторону украинцев часто идет рядом с политическими амбициями разного уровня. Да и вообще отличается: мы все-таки очень далеко, и стоит уехать вглубь страны, где жители могут вообще не знать, где именно географически находится Украина. Да, это правда, эти люди проживают далеко от Украины, получают информацию о состоянии жизни и ходе войны с новостей, не причастны к событиям на наших территориях, а также имеют свой круг проблем и потребностей, здесь и сейчас.
В Украине благотворительность часто носит более неформальный характер и связана с конкретными событиями или кризисами (например, война, поддержка армии, помощь пострадавшим от обстрелов и т.п.).
Благотворительные проекты украинцев четко ориентированы на конкретные потребности общества (подразделения, города и т.д.), и активность в этой сфере в прогрессии выросла во время войны. К примеру, мы собирали средства на нужды спецподразделения «Артан» ГУР МО. Об этом нужно было коммуницировать открыто и честно. Но большинство американцев, с которыми мы сталкивались в работе, было против донатов на военные нужды. При этом еще один важный аспект благотворительного тура ТНМК – сбор на тактическую медицину (формирование тактических аптечек) — вот эта история получала больший и более позитивный социальный отклик.
Сотрудничество между бизнесом и благотворительными организациями в США построено на четких принципах прозрачности, ответственности и измеряемости результатов. Американские компании обычно стремятся видеть конкретные показатели эффективности от своих пожертвований (например, количество спасенных жизней, предоставленных стипендий и т.п.). Важные детали: отчеты, прозрачные финансовые операции и точные метрики результатов.
Благотворительные инициативы в Украине также начинают становиться более прозрачными, особенно во время войны, это радует. При этом я отмечу, что поддержка Украины американскими компаниями, правительственными и благотворительными организациями существенно возросла после начала полномасштабной войны. Главное — четко соблюдать обещания и отчитываться за использованные средства.
Поэтому для эффективного взаимодействия с американскими партнерами важно учитывать эти различия и адаптироваться к специфике культуры партнера. И главное — с улыбкой. Trust me!